1 стр. из 1
— Прежде всего, хочу коротко рассказать о том, что собой представляет наш институт и каково его место в системе городского хозяйства. «Ленгипроинжпроект» получил статус государственного проектного института в 1954 году и является правопреемником проектной организации, созданной в августе 1945 года для решения важнейших задач по послевоенному восстановлению и развитию инженерного хозяйства Ленинграда. Ныне ГУП «Ленгипроинжпроект» — мощный, хорошо оснащенный современный проектный институт, уникальность которого в том, что будучи многопрофильным и являясь разработчиком Генеральных схем развития отраслей городского хозяйства (водоснабжения, канализации, газификации) и обладая огромным опытом и высоким интеллектуальным потенциалом, он фактически играет роль проектного центра по комплексу инженерно-транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга.
— Владимир Евгеньевич, какие именно объекты являются профильными для института?
— Институт проектирует головные сооружения водопровода и канализации (в том числе крупнейшие, не имеющие аналогов в европейской практике): тоннельные коллектора глубокого заложения; городские магистрали с полным их обустройством и всеми видами инженерных сетей в их пределах; трамвайные пути, контактные линии трамвая и троллейбуса; технические средства регулирования; мосты, набережные путепроводы, пешеходные подземные переходы; газификацию предприятий, котельные, трансформаторные и тяговые подстанции и др.
— Действительно, «Ленгипроинжпроект» пользуется высоким авторитетом в городских структурах, однако является ли благом многопрофильность?
— Наличие многопрофильного института (фактически генпроектировщика на единой стройплощадке, каковой являются городские магистрали и тем более территории головных сооружений) было продиктовано реальными потребностями города, так как разрозненные проектные подразделения ведомств не могли успешно решать комплексную задачу инженерного обеспечения районов массовой жилой и промышленной застройки и реконструкции инженерно-транспортной инфраструктуры сложившейся части города.
Проектирование многочисленных и разнообразных сетей и коммуникаций в различном сочетании на уличных проездах требует единого комплексного подхода, то есть увязки решений с учетом регламентирующих нормативных документов, общих топосъемочных и гидрогеологических изысканий, архитектурно-планировочных заданий, проектов горизонтальной и вертикальной планировки, очередности строительства и др.
Размещение различных коммуникаций на ограниченной стройплощадке затруднено вне комплексной разработки проекта, так как выделение охранных зон для каждой сети отдельно потребует увеличения поперечного сечения уличного проезда, увеличения глубин их заложения и т. п., что практически исключено, да и взаимовлияние сетей друг на друга может быть оценено в совокупности (например, система защиты от электрокоррозии только газопровода может ускорить разрушение других металлических трубопроводов и т. п.). Ведь дорога — это не только ее проезжая часть, но и «спрятанные» под ней коммуникации, технические средства регулирования, освещение и т. д.
Многолетняя практика подтверждает целесообразность такого центра, могущего совместить частные задачи ведомств и отдельных застройщиков с общими потребностями городского хозяйства. Очевидно, что комплексная инженерная подготовка и инженерное обеспечение новых районов, комплексная реконструкция центра города, комплексная увязка нормативных требований и строгая технологическая последовательность организации строительства могут гарантировать надежность и безопасность эксплуатации инженерных сооружений и наиболее эффективное использование ограниченных финансовых ресурсов и территорий города. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно придать институту статус территориального головного института по проектированию объектов инженерно-транспортной инфраструктуры.
Мы не перестаем говорить о том, что проектирование — творческий процесс, специалисты должны изучить проблему, привлечь субподрядчиков, подготовить исходные данные. Чем лучше продумано проектное решение, тем проще его воплощение в строительстве, тем эффективней эксплуатация объекта. Нужно, если хотите, трепетно относиться к проектированию объектов нашего города еще и потому, что он находится в сложных гидрогеологических и климатических условиях. А сейчас, в отсутствии перспективного и текущего планирования половину времени специалистов-проектировщиков занимает подготовка тендерной документации, «выбивание» исходных данных, бесконечные согласования.
— Владимир Евгеньевич, в начале нашего разговора Вы хотели отметить положительные черты в развитии инженерии города…
— Действительно коммунальное хозяйство — ныне самое слабое звено. Каждый житель это ощущает и с тревогой размышляет о завтрашнем дне. Мы же, как я уже говорил, занимаемся общегородскими инженерными проблемами.
Отмечу только те реализованные и реализуемые проекты, в разработке которых институт участвовал в качестве генпроектировщика или соисполнителя. Во-первых, это дорожно-транспортные сооружения — транспортные развязки Ушаковская, на пр. Стачек в Автово, на пр. Энгельса; Смольная и Аптекарская набережные; комплексная реконструкция Малоохтинского пр., улиц Большой Дворянской и Садовой, Кондратьевского пр., парадной магистрали города — Невского пр. Далее — реконструкция Биржевой, Благовещенской, Сенной, Дворцовой площадей.
Введены в эксплуатацию: цех сжигания осадка на Центральной станции аэрации, Центры измерения расхода и качества воды. Завершается строительство объектов, обеспечивающих большую надежность и безопасность системы газоснабжения. Я мог бы и дальше перечислять сделанное. Мы проектируем в год более 500 объектов.
— Какие современные технологии могут существенно продвинуть решение проблемы реформ коммунального хозяйства? Какие новации Вы отметили бы как наиболее актуальные?
— Прежде всего, изменения в системе инженерного обеспечения произошли с широким внедрением полимерных материалов, как для самих трубопроводов, так и для их санации. Еще одно преимущество современных технологий — возможность использования бестраншейных методов прокладки и ремонта коммуникаций, таких как микротоннелирование, горизонтальное бурение, пластиковые «чулки» и др. Наиболее активно эти, да и многие другие достижения НТП внедряют структуры «Водоканала» , «Ленгаза» и дорожные службы.
Большое внимание сейчас уделяется локальным источникам энергии. Чрезмерная централизация вредна, и постепенная децентрализация систем инженерного обеспечения там, где это необходимо, конечно неизбежна. Но и тут не должно быть перегибов. На мой взгляд, оптимальное сочетание централизованных и локальных источников принесет только благо.
А вообще-то представляется, что мощный научно-технический потенциал нашего города не достаточно полно привлечен к решению проблем жилищно-коммунального хозяйства.
— Какие задачи, на Ваш взгляд, должны сталь приоритетными?
— В современном освещении проблем ЖКХ доминируют и справедливо мрачные краски. Основные фонды хозяйства и морально, и физически стареют, магистральные и распределительные инженерные коммуникации ветшают и изнашиваются, растет число аварий. Темпы обновления их в последние годы резко сократились и никак не соответствовали реальным потребностям. А речь должна идти об огромных масштабах работы — в системах «Водоканала» , ТЭК, «Ленгаза» , «Ленэнерго» , — тысячи километров сетей, сотни энергоисточников... В результате перехода к рыночным отношениям, раздробленности финансирования, изменения мощности бытовой техники возникли перекосы в нагрузках на инженерные системы. Давно не проводилась полная инвентаризация фондов. Внутриквартальные и внутридомовые системы жизнеобеспечения не входят в сферу нашей деятельности, а там ситуация напряженнейшая, ведь большое число старых зданий и их инженерное хозяйство не ремонтировались многие десятилетия.
Социальная, экологическая и экономическая опасность в связи со сложившейся ситуацией должна быть осознана на всех уровнях и принятие превентивных мер в сфере ЖКХ должно быть признано приоритетным.
Происходящие изменения принципов инвестирования, развитие инвестиционно-строительного рынка, конкурсный отбор проектных и строительных организаций не должны разрушить накопленный и оправдавший себя ранее опыт управления, планирования, финансирования и организации комплексного проектирования, а затем и строительства объектов инженерного обеспечения города. Пришла пора, как мне кажется, вернуться к централизованному планированию — перспективному (на 5—7 лет) и текущему — скользящему (на 2 года) на основании двух директивных документов: титульного списка проектирования и строительства и координационного графика капремонта и реконструкции, а также к централизованному целевому финансированию проектирования и строительства объектов инженерно-транспортной и коммунальной инфраструктуры, объединив в едином органе распыленные средства ведомств.
Условно говоря, если последние несколько лет можно назвать годами дорожно-транспортного строительства, то следующее пятилетие следовало бы посвятить развитию и обновлению коммунального хозяйства. Я надеюсь, что лозунг «Сделаем Санкт-Петербург городом образцового коммунального хозяйства!» может стать объединяющим и консолидирующим для планирующих, финансирующих, проектных, научно-исследовательских, строительно-монтажных, эксплуатационных организаций, да и для всех жителей нашего города. Только единство целей, политическая воля, совместная согласованная работы всех звеньев городского хозяйства, осознание каждым своей меры ответственности сделают наш город воистину «блистательным Санкт-Петербургом» . К тому же не все решают деньги.
Дата: 12.11.2003
Беседовал Алексей КОМОЛЬЦЕВ
"Федеральный строительный рынок" №1-2
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!