1 стр. из 1
— Борис Васильевич, одна из важнейших проблем, связанных с прокладкой коммуникаций в городах, — отсутствие качественного информационного обеспечения: доступной базы данных о том, где и чьи сети проложены...
— Это и так и не так. Эксплуатирующие организации обязаны иметь планы коммуникаций, находящихся у них на балансе. Другое дело, что не всегда исполнительные чертежи, которые делаются строителями по проложенным коммуникациям, отвечают современным требованиям. И, если эксплуатационные организации добросовестно подходят к вопросу приемки работ от подрядчиков, то четко знают, где и какие коммуникации проложены. Что касается единого электронного архива, то наш трест, получая задачу на проведение изысканий, проводит полную съемку всех сетей, включая телефонию, электрокабели, канализацию. В Комитете по градостроительству и архитектуре хранятся планшеты со всеми коммуникациями.
— Условие мобильности такого архива — его представление в цифровом формате. Ведется ли работа по «векторизации» накопленных архивов, а также по упорядоченному архивированию новых данных в архив?
— Такая работа, безусловно, необходима. Нашими специалистами разработан программный комплекс, позволяющий полностью автоматизировать процесс обработки материалов инженерно-геологических изысканий. Программное обеспечение обладает широкими возможностями редактирования материалов. В состав комплекса входит также банк данных для хранения больших объемов результатов инженерно-геологических изысканий, поиска и оперативной обработки необходимой информации. Данное программное обеспечение успешно используется в ГУП «Трест ГРИИ» уже более трех лет.
Большинство съемок, которые проводят изыскательские организации, кодируются в цифровые форматы; в настоящее время определены форматы оцифровки, на которые целесообразно ориентироваться изыскателям. Уже имеется определенный информационный банк таких оцифрованных планов.
Однако есть ряд проблем. Первая — у нас имеются точные данные только по магистральным сетям. Что касается сетей внутриквартальных, то информация о них фиксируются в архивах, если нам заказывают исполнительную съемку. Однако если речь идет о съемках под прокладку будущих коммуникаций, то в информации возникает «белое пятно»: проектная компания по нашей съемке делает проект, строители выполняют работы, отдают сети эксплуатационникам. Но после строительства фактические данные о сетях никто не передает в КГА, и информация о проложенных внутриквартальных коммуникациях остается у застройщиков и тех подрядных организаций, что непосредственно вели работу.
Вторая проблема в том, что до начала девяностых годов изысканиями занималась только наша организация, а теперь эти работы выполняет порядка 60 компаний. На долю треста ГРИИ приходится около 50% рынка изысканий в Петербурге. В результате не вся информация по проведенным работам поступает в архив КГА. Те данные, что поступают в архив, не всегда предоставляются нам в цифровом виде — в частности потому, что далеко не все изыскательские компании проводят оцифровку своих съемок: многие пока еще работают по старинке, на бумажной основе.
— Борис Васильевич, вероятно, первый шаг в создании единого архива — стандартизация форматов представления данных и последующее создание совмещенного кадастра...
— Об этом говорится давно, но все упирается в вопрос финансирования. Получить на эти работы деньги с застройщиков нереально, да и несправедливо: в создании общего плана заинтересован прежде всего город. Соответственно, инвестором для создания совмещенного кадастра, должен быть городской бюджет. В создании кадастра заинтересованы многие организации, но взять на себя финансирование никто в течение 10 лет не решился. Впрочем, определенные подвижки сейчас появляются и я надеюсь, что трест ГРИИ будет одним из основных подрядчиков в создании единой цифровой модели местности Петербурга.
— Вопрос создания цивилизованного рынка изыскательских услуг — прежде всего, вопрос лицензирования. Кто должен взять на себя задачу по контролю качества проводимых работ?
— Думаю, что это должен быть Центр по лицензированию Госстроя РФ и его филиалы. Еще недавно в России получить лицензию на изыскательские работы могла любая организация, имеющая топографа, теодолит и нивелир. Сейчас к вопросу лицензирования Госстрой подходит строже — 50% специалистов должны пройти повышение квалификации в специальных центрах. Но проблема шире. Например, никакими документами не регламентируется технология проведения работ. Сейчас практически каждый имеет право разрабатывать свои проекты ГОСТ и СНиП и затем их регистрировать. В какой-то мере этот подход является правильным, потому что в наших старых ГОСТах современные технологии не отражены и нормативная база нуждается в коррекции. Но, в особенности в сфере изысканий, это может привести к беспорядку. Например, требований к той же обязательной оцифровке сегодня нет, на общероссийском уровне единый формат данных не оговорен. Если оцифровка изыскателями и проводится, то не все проектные организации готовы к использованию цифровых материалов. Поэтому до того, как единый формат будет регламентирован, он должен быть согласован с крупными проектными организациями.
Впрочем, регламентирующие документы также не панацея. Когда на рынке действуют сотни компаний, то договориться принять к работе стандарт трудно. Если раньше нормативные документы были обязательны для исполнения, то сегодня мы действуем в условиях рынка, и элементы принуждения невозможны. Более того, непросто будет договориться даже с городскими службами: если даже комитеты городской администрации предложат один из возможных общих стандартов, то коммунальные службы могут не принять эту инициативу. В этой связи инициатива в вопросе определения стандартов должна исходить с уровня губернатора.
— Вероятно, в изысканиях, как и в строительной сфере в целом, остро стоит и проблема кадров?
— Проблема кадров, разумеется, есть. Чтобы ее решать, мы сотрудничаем с кафедрами СПбГУ, ГАСУ, Горного института — большинству из них требуется помощь производственных организаций, и по мере возможностей мы пытаемся что-то дать им. Но возможностей таких мало, поэтому сейчас материальная база вузовской системы не позволяет получать специалистов, подготовленных для работы с современнымси программно-техническими средствами. Тех студентов, что мы получаем из вузов, нам приходится переучивать на практике. Сотрудничество с вузами и техникумами требуется расширять, используя опыт прошлого: например, к преподаванию привлекать специалистов производственных организаций, чтобы студенты получали информацию о реальной специфике работ. Впрочем, эта смычка системы образования и производственных организаций постепенно восстанавливается.
У нас есть другая проблема с кадрами: их есть откуда взять, но брать их некуда. Мы не можем обеспечить ротацию внутри Треста, потому что нам как государственному предприятию трудно сбросить «балласт» — тех, кто не готов к работе в новых условиях, в том числе на новых технологиях. Теоретически, я могу сделать аттестацию сотрудников и признать непригодными тех, кто мешает притоку новых сотрудников. Но сделать это неудобно, тем более что многие эти сотрудники отдали тресту не один десяток лет. Увеличить же численность персонала невыгодно: не хватит помещений, фонда зарплаты. Поэтому наша проблема в том, что обновление идет медленно, и частные организации имеют существенно больший простор для кадрового маневра.
— Борис Васильевич, в Петербурге готовится реформа государственных унитарных предприятий. Получение статуса негосударственной организации, вероятно, существенно облегчит работу предприятия?
— На этот вопрос могу ответить однозначно — Трест ГРИИ должен остаться государственным предприятием. Городу нужно иметь организацию, которая в состоянии выполнять крупные, в том числе общегородские информационные задачи. Связывать успех только с «административным ресурсом» нельзя: просто нужно понимать, что в рыночных условиях необходимо использовать и опыт прошлого, в том числе — наличие компаний, находящихся в системе городской администрации.
Дата: 12.11.2003
Беседовал Алексей КОМОЛЬЦЕВ
"Федеральный строительный рынок" №1-2
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!