Выход из кризиса — единая технологическая цепочка

1 стр. из 1

— Аркадий Иванович, прежде всего об инженерных вопросах становления рынка коммунального хозяйства: на Ваш взгляд, на какие проблемы материального и технического оснащения следует обратить внимание?
— Что касается представленных на рынке материалов и технологий, то сейчас современными изделиями мы снабжены в избытке. Если не брать в расчет цены, то нам фактически доступны трубы из самых различных материалов, и мы обеспечены не хуже, чем наши коллеги в Скандинавии. Есть и качественные российские аналоги импорта: например, трубы для систем горячего водоснабжения в полиуретановой изоляции, сегментная изоляция из экструдированного пенополистирола. То же можно сказать и о строительной технике. Определенный недостаток испытываем в отечественном котельном оборудовании, но думаю, что это вопрос времени.
Более серьезная проблема — уровень подготовки наших кадров. Прежде всего отмечу недостаток «линейного персонала», в первую очередь квалифицированных сварщиков. Работа по сварке трубопроводов весьма специфична, требует очень высокого уровня и опыта, которые можно приобрести лет за 8: именно столько, по моему опыту, нужно готовить квалифицированного сварщика. Сейчас, когда система профтехобразования находится не в лучшем состоянии, эта проблема усугубляется. Найти уже «готового» квалифицированного сварщика непросто, потому что специалисты высокой квалификации востребованы промышленными предприятиями и строительным рынком.
Проблема, которая требует серьезного осмысления, — это объемы работ. Состояние рынка сейчас парадоксально: трассы изношены, мы постоянно слышим об авариях. Казалось бы, работ должно быть «выше головы». Тем не менее в соответствующем объеме мы заказов не получаем. В результате структуры, которые были ориентированы на рынок инженерных коммуникаций, сейчас осваивают смежные области производства или теряют потенциал. Не думаю, что причины застоя на рынке коммунального хозяйства носят только экономический характер. На мой взгляд, есть в этой проблеме и субъективные моменты отношения наших властей к «коммуналке». Говорить о том, что мы приближаемся к катастрофе, на мой взгляд, пока рано, но ситуация требует внимания. Пока еще производственных мощностей и профессиональных работников достаточно, главное — не утратить этот потенциал.
— Как, на Ваш взгляд, должна выглядеть оптимальная экономическая модель теплоэнергетического хозяйства?
— Прежде всего нужно исходить из логики рынка. Задача теплоэнергетической системы — реализация тепла. В производстве тепла, которое покупает потребитель, задействованы котельная, сеть, теплообменные пункты и конечные устройства — радиаторы и конвекторы. Поэтому к проблеме теплоснабжения нужно прежде всего подходить с точки зрения единой технологической цепочки, доверяя единому хозяйствующему субъекту обслуживания теплогенерирующего пункта, теплотрассы, теплопункта и конечных устройств. В противном случае углубляется тот конфликт, что в настоящее время имеется в коммунальной теплоэнергетике: котельная проводит расчет платежей за тепло исходя из того, сколько гигакалорий ушло в сеть. Если в сети имеются потери, то речь идет о недопоставке тепла потребителю — он же не должен платить за обогрев почвы вокруг теплотрассы. Мы выйдем из этого порочного круга, если перестроим экономику вопроса следующим образом: организации, которые могут и желают занять нишу услуг по теплоснабжению, ведут строительство или реконструкцию имеющихся мощностей по отпуску и транспортировке тепла за счет собственных ресурсов. Для эксплуатации на баланс принимаются и теплогенерирующие мощности, и сети, и теплопункт — в общем, вся технологическая цепочка. Учет тепла должен вестись у потребителя, то есть, как минимум на выходе теплотрассы, или, что еще перспективнее, поквартирно. Лишь получив возможность реализации тепла, предприятию становится выгодно обеспечить реальное качество теплоснабжения, изолировав трассу, снизив все издержки. Я убежден в перспективности данного подхода, и «Петротеплострой» в настоящее время рассматривает возможность строительства нескольких котельных на таких началах.
— Вероятно, остро встанет вопрос «недискриминационного» доступа к рынку реализации тепла?
— Да, и поэтому необходимо тщательно прорабатывать вопрос на законодательном и организационном уровне. Приведу пример. Руководство одного из Домов Культуры приняло решение установить счетчик, позволяющий учитывать поставку тепла. Однако теплоснабжающая организация — местная котельная — этому противилась всеми возможными средствами. Причина очевидна — техническое состояние и котельной, и теплотрассы в таком состоянии, что оплата фактически отпущенного тепла привела бы к существенному сокращению платежей.
Кроме того, необходимо заботиться о гарантиях за сделанные работы. Рынок строительных работ на коммунальном рынке пока еще не является цивилизованным — периодически имеет место невыполнение обязательств как со стороны заказчика, так и со стороны подрядчиков. Иногда приходится исправлять и ошибки «коллег» — пять лет одна из компаний, не будем ее называть, вела работы по вводу в эксплуатацию местной котельной. Подрядчики добросовестно выбивали средства, а работы не предъявляли... Мы смогли за три месяца исправить то, что наши предшественники не смогли сделать за пять лет.

Дата: 12.11.2003
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" №1-2
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!