ОАО «НТМК»: прокат железнодорожного назначения выходит на международный рынок

1 стр. из 1

Сортамент железнодорожного проката, производимого Нижнетагильским металлургическим комбинатом,  достаточно широк и определяется потребностями железнодорожной отрасли. Он включает:
•пять типов рельсовых профилей — Р65, Р65К, Р50, Р43, РЗЗ — основные из которых выпускаются как термоупрочненными, так в нетермообработанном состоянии (как, например, для путей метрополитена);
• несколько типов железнодорожных колес;
• значительный ряд профилеразмеров бандажей (как с гребнем, так и без него) для различного подвижного состава железных дорог;
• несколько профилеразмеров осевой заготовки (со стороной 215, 220, 225, 230 мм);
• все основные вагоностроительные профили по ГОСТ 5267, 1-ГОСТ, ГОСТ 5267,6 — швеллеры № 20В-2, 26В, 30В, зетовый профиль с высотой 310 мм, вагонную стойку, двутавр № 19.
Наряду с ними в вагоностроении используются уголки 16Ох100 мм, двутавры, сортамент которых не имеет аналогов в России и СНГ и предоставлен широким выбором для создания разнообразных конструкций.

омбинат имеет значительные мощности по выпуску проката транспортного назначения, в производстве которого задействованы практически все прокатные цехи (основными являются рельсобалочный и колесобандажный цехи). Кроме того, крупносортным цехом выпускается различный фасонный прокат для вагоностроения, на универсально-балочном стане прокатываются двутавры. Максимальное производство рельсов достигало 920 тыс. т, (из них термоупрочненных около 700 тыс. т), колес — 220 тыс. т, бандажей — 65 тыс. т. С учетом профилей для вагоностроения мощности по производству продукции для железнодорожного транспорта превышают 1,3 млн. т в год.
С целью повышения эксплуатационной надежности проката транспортного назначения реализованы крупные инвестиционные проекты в сталеплавильном и прокатном переделах с затратами около $170 млн.
В конвертерном цехе введены мощности по внепечной доводке и непрерывной разливке стали. На установке печь-ковш достигнуто производство стали в узком интервале по углеродному эквиваленту. Технические возможности циркуляционного вакууматора позволяют снизить общее содержание кислорода до 20 ppm и выпускать сталь c содержанием водорода менее 1,5 ppm, что является предпосылкой для отказа от традиционных технологий противофлокенной обработки с применением печей и колодцев. В рельсобалочном цехе при участии фирмы «Лои» введена в эксплуатацию нагревательная методическая печь с шагающими балками, обеспечивающая современные требования к нагреву заготовок, установлены современные рельсообрабатывающие станки фирмы «Вагнер», введена в строй установка по контролю прямолинейности готовых рельсов, что позволило выпускать рельсы для железнодорожных путей МПС РФ со скоростным совмещенным движением. В колесобандажном цехе установлено шесть современных станков WHC фирмы «Вагнер» для порезки непрерывно-литой заготовки. В основном проведена замена станков для механической обработки колес. Заключен контракт с Фраунгоферовским институтом (Германия) на изготовление современной установки для ультразвукового контроля колес, которая позволит проводить его на уровне мировых требований.
В результате реконструкции внедрены новые технологические процессы производства металла транспортного назначения, включающие выплавку легированной ванадием первородной конвертерной стали, ее вакуумирование и непрерывную разливку.
Освоено производство рельсов низкотемпературной надежности из стали, микролегированной ванадием и азотом, предназначенных для эксплуатации на железных дорогах в районах с холодным климатом. В настоящий период ни одно предприятие РФ и СНГ не обладает такими уникальными технологиями, как те, которые реализуются на комбинате, что признано как в России, так и за рубежом (МПС РФ заказывает на комбинате рельсы только из непрерывно-литой конвертерной стали).
Подтверждением этому являются многочисленные примеры. Поставка рельсов для стран Прибалтики велась в рамках программы финансирования через ЕБРР, базовыми требованиями для которых являются Евронормы (prEN 13674-1). Комбинатом были поставлены термоупрочненные рельсы из стали марки 350НТ с требованиями к точности изготовления профиля класса У и прямолинейности класса В. Выход на зарубежный рынок с рельсами типа UIC 60 из стали марки 900А производится в полном соответствии с требованиями международного стандарта UIC 860. Сделан прорыв на североамериканский рынок — для Квебекской железной дороги (Канада) поставлена партия рельсов с требованиями по спецификации QNS&L. В  перспективе — поставка рельсов аналогичного типа 136-8R для еще одной канадской железной дороги — СР (Canadian Pacific) — и освоением нового профиля рельсов типа 115RE.
В колесобандажном цехе с использованием мощностей по механической обработке освоено производство двух типов предварительно обрабатываемых колес диаметром 927 и 991 мм для Швеции с требованиями по международному стандарту UIC 812-3. Освоен новый профиль чернового бандаша для железных дорог Бангладеша с требованиями по международным стандартам UIC 810-1 и UIC 810-2. Для выхода на североамериканский рынок колес начата подготовка к освоению производства двух новых типов заготовок колес диаметром 36 и 33 дюйма с сертификацией колесопрокатного производства Ассоциацией американских железных дорог. С завершением реконструкции колесопрокатного производства будет сделан качественный рывок, и заказчики получат готовые изделия, соответствующие в полном объеме требованиям зарубежных стандартов. По рельсовому производству дальнейшая перспектива развития предприятия — это изготовление рельсов, отвечающих самым современным требованиям к качеству продукции, и связана она с реконструкцией рельсобалочного цеха, с переходом на современную технологию упрочнения рельсов. Все это позволит комбинату войти в число ведущих мировых производителей транспортного металла.

ОАО «НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ» 622025 Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Индустриальная, 80 Тел.: (3435) 292-194, 292-009 Факс (3435) 292-694 E-mail: post@ntmk.ru www.ntmk.ru

Дата: 12.11.2003
А. А. КИРИЧКОВ, заместитель главного инженера, начальник технического управления
"Федеральный строительный рынок" №1-2
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!