1 стр. из 1
— Аркадий Иосифович, в Петербурге активно идут реставрационные работы, обновляются фасады. Какие объекты, выполненные «Фивеном», Вы отметили бы как наиболее значимые?
— Если говорить о здании, известном всему городу, то это, по сути, возрождение бывшего здания «Ленгипроинжпроекта», которое расположено рядом с Домом Книги. Сейчас оно принадлежит банку «Петровский». Была сделана работа по замене перекрытий на новые, железобетонные. Здание отреставрировано, отремонтировано. В прошлом году реконструировали и сдали Троицкий рынок в Адмиралтейском районе. Отмечу также жилой дом на Поварском переулке, участие в строительстве Владимирского пассажа. Много работы ведем в Апраксином дворе.
Активно ведем работы на Андреевском рынке, напротив недавно возрожденного Андреевского собора. Работа будет закончена осенью, в ноябре. Это был совершенно недопустимый хламовник в центре города, а теперь здание будет красивым. Правда, есть трудности: мимо постоянно ходят люди, бросают за забор мусор. Нет как таковой строительной площадки — в зоне работ «проходной двор». Но, с другой стороны, благодаря этому объект продолжает функционировать, что важно для заказчиков и горожан.
— Какие проблемы Вы бы отметили в развитии города?
— Пока еще у нас не изменилась традиция массовой жилищной застройки — в большинстве своем компании продолжают строить «традиционно тяжеловесное» жилье, а интересные с точки зрения архитектуры здания можно пересчитать по пальцам. На опостылевшие «коробки» смотреть не хочется. Непонятна архитектурная политика города — архитекторов «задавили»: нашему городу, в том числе центру, нужно просыпаться от средневековой спячки. Все европейские столицы давно шагнули вперед — даже в Лондоне (а Великобританию нельзя упрекнуть в неуважении к старине) в центре города новое строительство ведется. Город интересен не как груда развалин исторической ценности, а если он имеет развитые культурные корни и постоянно обновляется. Конечно, хотелось бы, чтобы новые постройки гармонировали с имеющимися зданиями, но эта проблема упирается в финансы, а у заказчика хронически не хватает денег.
— В настоящее время, по оценке специалистов, к петербургскому строительному рынку все больший интерес проявляют инвесторы Москвы и вертикально-интегрированных компаний. Готов ли петербургский стройкомплекс соперничать с московскими или региональными подрядчиками, которые, весьма вероятно, захотят осваивать эти средства?
— Врачи, артисты, программисты едут из Петербурга в Москву. Это не приводит к катастрофе... То же самое будет в строительстве. Работы хватит всем, главное — сделать город нормальным для жизни. С инвестициями к нам придут менеджеры, которые займутся поиском выгодных подрядчиков. Я строю здания, а не финансовые пирамиды — поэтому у моей компании с приходом московского генподрядчика проблем не будет, а просто станет больше работы.
— Но здесь встает традиционно проблемный вопрос — это кадровое обеспечение строительного комплекса...
— Да, мы испытываем кадровый голод. Отрасль нуждается в менеджерах и ИТР, в профессиональных хороших рабочих. Мы пока еще живем старыми запасами и ведем дискуссии по поводу профобразования. Скоро будет просто нехватка.
— Решат ли эту проблему мигранты из стран СНГ?
— Это уже происходит, но есть много препон. Я готов заплатить государству налог за иностранного рабочего. Но сейчас, чтобы официально взять на работу человека, я должен сделать запрос через Министерство труда, они проанализируют квоты на регион, будут рассматривать, нужен ли иностранец России? Если люди нужны (а нам они нужны), то государство должно за человека получить налог и не заниматься ахинеей.
— Каково положение с технологической насыщенностью рынка?
— Всего достаточно. В приобретении техники хорошо помогают лизинговые программы. Единственный вопрос — качество отечественной и белорусской техники. Если чешская машина проработала у нас без ремонта 20 лет, то белорусскую мы ремонтируем раз в полгода.
— Как Вы считаете, какие сегменты строительства в городе будут развиваться активно?
— Что такое наш город? Многослойный пирог, который развивается по естественным законам. Исторический центр — святая святых, там будет вестись реконструкция или высококачественное новое строительство. Мы сосредоточились на фасадах, но очень мало занимаемся дворами. Половину зданий нужно не ремонтировать, а сносить. Город сейчас мрачный — его нужно оживлять и возрождать. Промышленность же должна выводиться в промзоны: от заводских площадок должны быть освобождены Большая и Малая Невка, Обводный.
— Не опасаетесь ли Вы провала на рынке после 300-летия города?
— Наш рынок в основном завязан на частных инвестициях, поэтому прогнозы о том, что он оскудеет, не актуальны. Бюджетные средства, поступившие на подготовку к трехсотлетию — едва ли пятая часть объемов.
— Тем не менее конкуренция обострится. Благодаря чему Вы планируете сохранить позиции?
— Наверное, хвалить себя нельзя, и особых отличий у нашей компании, пожалуй, нет. Думаю, что нам помогают наши принципы управления. В «Фивене» существует атмосфера доверия. Знаете, когда строители работали на бюджетных заказах, составлялась так называемая «Форма 29», где учитывался расход материалов, гвоздей, рукавиц... Все это записывали, часами проверяли. Так вот, мы сейчас работаем без «Формы 29». Мы доверяем друг другу и не тратим драгоценное время на составление отчетов.
— Что пожелаете строителям, архитектурному сообществу?
— Пожелание коллегам — оправдать доверие тех строителей, что работали до нас, и, не краснея, смотреть на то, что построено нами. Наши дети должны восторгаться нашей работой. Вообще наша специальность необычна, потому что мы сталкиваемся со всеми сторонами нашей жизни. Сегодня я разговариваю с простым рабочим, завтра — с известным всей стране заказчиком. Я бы сказал, что строительство — средоточие всего, что мы совершаем на этой планете. Это всеобъемлющая профессия, и нужно, чтобы как можно больше людей приходили на стройку.
Дата: 12.11.2003
Беседовал Алексей КОМОЛЬЦЕВ
"Федеральный строительный рынок" №3/1
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!