Исторический центр: концепция сохранения и развития

1 стр. из 1

Концепция генерального плана сохранения и развития исторического центра Санкт-Петербурга и его пригородов разработана для определения долгосрочной стратегии и этапов развития рассматриваемой территории, ее функционально-планировочной организации исходя из ресурсного потенциала территории, рационального природопользования и задач сохранения историко-культурного наследия. Границы исторического центра Санкт-Петербурга охватывают территории Адмиралтейского, Василеостровского, Петроградского, Центрального районов. Границы исторических пригородов Санкт-Петербурга охватывают территории в границах проектируемых объединенных охранных зон. Территория исторического центра СПб составляет 5,8 тыс. га (суша). Население, проживающее в границах исторического центра, составило в 1999 г. 800,2 тыс. человек. Основные направления социально-экономического и градостроительного развития 1. Повышение привлекательности исторического центра СПб, укрепление имиджа СПб как культурной столицы России и крупнейшего европейского регионального центра. Превращение Санкт-Петербурга в крупнейший центр науки и подготовки кадров, комплексный информационно-транспортный узел. 2. Превращение Санкт-Петербурга в центр деловой и туристской активности. Особая роль в развитии деловых функций города отводится историческому центру, где сформировалась обширная сеть инфраструктуры деловой сферы. Всего в границах проектирования выявлены 63 инвестиционные площадки, из них 44 площадки общей площадью 1 060 га на территории исторического центра, на территории исторических пригородов — 21 площадка общей площадью 1 604 га. 3. Создание условий жизнедеятельности населения, соответствующих мировым стандартам: ликвидация коммунальных квартир, поэтапное решение жилищной проблемы для социально незащищенных групп населения, реконструкция и реставрация жилищного фонда, ликвидация аварийного жилищного фонда, обеспечение гарантированного уровня обслуживания по отраслям социального комплекса: здравоохранение, образование, социальная защита и др. 4. Улучшение демографической ситуации. При повышении темпов социально-экономического развития и проведении целенаправленной позитивной демографической политики, направленной на привлечение из других регионов РФ и стран СНГ трудоспособного населения. Численность населения города к 2015 г. может стабилизироваться на уровне 4,4—4,5 млн. чел., из них в центральных районах 700—760 тыс. чел. 5. Создание новых рабочих мест в приоритетных сферах деятельности и в связи с изменением функционального зонирования территории. 6. Сохранение историко-культурного наследия в сочетании с жилой и деловой функциями. 7. Упорядочение и преобразование территорий промышленной застройки. К выводу, перебазированию либо перепрофилированию предложено более 100 объектов нежилого назначения с рекомендациями по функциональному использованию территории. Принципиальные решения по развитию инженерно-транспортной инфраструктуры 1. Главной целью улучшения транспортной ситуации в историческом центре города является обеспечение нормативной транспортной доступности центра для всех районов города с комфортными условиями проезда и минимальным воздействием транспорта на окружающую среду. Развитие транспортной инфраструктуры, улучшающее транспортную и экологическую ситуацию в историческом центре, должно включать в себя: — формирование вокруг центра системы магистралей высокого класса: Западного скоростного диаметра, северной набережной Обводного канала, магистрали правого берега Невы, что позволит отвести от центра транзитные потоки транспорта; — строительство подземного тоннеля под Невой в створе Пискаревского пр. («Орловский створ»); — строительство кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга; — реконструкцию транспортного узла Московского вокзала в связи со строительством высокоскоростной магистрали и выносом станции Московская-Товарная; строительство Ладожского вокзала; — строительство линий и станций метрополитена; — строительство магистрали и мостового перехода в створе Б. Смоленского пр. и ул. Коллонтай; — вывод из исторических пригородов транзитных потоков автотранспорта на обходные автодороги и др. мероприятия. 2. Приоритетные направления развития и совершенствования инженерной инфраструктуры: — повышение мощности и улучшение состояния инженерного оборудования и сетей, что позволит использовать в полной мере градостроительный потенциал территорий; — реконструкция и расширение ГВС с учетом вариантов градостроительного развития территории, занимаемой ГВС, реконструкция Волковской водопроводной станции, модернизация повысительных насосных станций и др.; — завершение строительства I очереди Юго-западных очистных сооружений (ЮЗОС), строительство перехватывающих коллекторов по набережным Робеспьера и Синопской, завершение строительства дублера-коллектора к острову Белому и продолжения Главного коллектора канализации северной части города и др.; — сохранение и развитие комбинированной системы теплоснабжения центральных районов города. Расширение ЭС-1, реконструкция ТЭЦ-2, расширение ТЭЦ-7, реконструкция оборудования на 1-й очереди ТЭЦ-14 и ТЭЦ-15, реконструкция котельных ГП ТЭК и др.; — проектирование и строительство III нитки газопровода Грязовец — Санкт-Петербург и др.; — размещение и строительство подстанции 330 кВ «Центральная» и др. Цели реконструкции исторического центра Санкт-Петербурга и его пригородов Реализация Концепции в долгосрочной перспективе должна, наряду с другими целями, выдвинутыми в Стратегическом плане Санкт-Петербурга, способствовать достижению главной цели развития города — стабильному улучшению качества жизни всех слоев населения Санкт-Петербурга. Главной целью реконструкции является возрождение исторического центра Санкт-Петербурга и его пригородов, сохранение архитектурно-культурного наследия и развитие Санкт-Петербурга как центра эффективной современной хозяйственной деятельности. Основные направления социально-экономического и градостроительного развития исторического центра Санкт-Петербурга 1. Повышение привлекательности исторического центра Санкт-Петербурга и его пригородов Реализация Концепции будет способствовать: — укреплению имиджа Санкт-Петербурга как культурной столицы России и крупнейшего европейского регионального центра; — превращению Санкт-Петербурга в центр деловой и туристской активности; — развитию Санкт-Петербурга как уникального центра европейской и российской культуры, крупнейшего центра науки и подготовки кадров, комплексного информационно-транспортного узла, центра развитого рынка банковских услуг, делового и культурного центра региона Балтийского моря, европейского интеграционного центра туризма. Кадрирование объектов культуры мирового класса выявило компактность их расположения в пределах небольшой территории исторического центра Санкт-Петербурга, которую по праву можно назвать культурным и столичным пространством Санкт-Петербурга. В историческом центре Санкт-Петербурга сосредоточены важнейшие административные учреждения: — Межпарламентская ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств; — Администрация Санкт-Петербурга и Законодательное Собрание Санкт-Петербурга; — Правительство Ленинградской области и Законодательное Собрание Ленинградской области; — Представительство Президента Российской Федерации; — Территориальные органы федеральных органов власти Российской Федерации; консульства и резиденции зарубежных государств, а также крупнейших зарубежных компаний. Для исторического центра Санкт-Петербурга характерна функциональная насыщенность. Следует выделить 4 группы функций: культуросозидающая, жилая, музейно-охранительная, репрезентативная. При осуществлении мероприятий по развитию исторического центра Санкт-Петербурга необходимо соблюдать принцип сохранения баланса между различными сторонами жизнедеятельности. 2. Превращение Санкт-Петербурга в центр деловой и туристской активности Особая роль в развитии деловых функций города отводится историческому центру, где сформировалась обширная сеть инфраструктуры деловой сферы. Невский проспект — традиционный центр делового Петербурга. В настоящее время процесс возвращения деловых функций старым банковским и офисным зданиям в зоне Невского проспекта уже фактически завершен. Для размещения вновь появляющихся деловых объектов предусмотрены две крупные площадки: западная часть Васильевского острова (34 га, 310 тыс. кв. м) и территория выводимой Московской товарной станции (27 га, 390 тыс. кв. м). Дефицит объектов деловой сферы должен быть реализован в комплексах и кварталах, рекомендованных для проведения реконструктивных преобразований. При этом деловые комплексы должны формироваться как многофункциональные с включением функций культуры, торговли, туристического сервиса, спорта, телекоммуникаций, транспорта и т. д. Всего в границах проектирования выявлены 63 инвестиционные площадки, из них 44 площадки общей площадью 1 060 га на территории исторического центра, на территории исторических пригородов — 21 площадка общей площадью 1 604 га. 3. Создание условий жизнедеятельности населения, соответствующих мировым стандартам Жилищный фонд: 1) расселение коммунальных квартир; 2) поэтапное решение жилищной проблемы социально незащищенных групп населения; 3) реконструкция и реставрация жилищного фонда, ликвидация аварийности жилищного фонда; 4) развитие жилищного строительства, в том числе дальнейшее осуществление программы строительства социальных домов; 5) развитие коммерческого жилья; 6) увеличение жилищной обеспеченности в районе исторического центра до 25—30 кв. м общей площади на человека, в исторических пригородах — до 23—25 кв. м общей площади на человека. Система обслуживания: 1) обеспечение гарантированного уровня обслуживания по отраслям социального комплекса: здравоохранение, образование, социальная защита; 2) обеспечение поддержки отраслей социально-культурного комплекса и негосударственных форм обслуживания; 3) обеспечение соответствующими системами обслуживания всех групп населения исторического центра. Здравоохранение: 1) развитие и совершенствование структуры лечебно-профилактических учреждений; 2) реконструкция и модернизация материально-технической базы отрасли; 3) строительство новых медицинских учреждений; 4) строительство недостающих по существующим нормам подстанций скорой медицинской помощи, модернизация существующих. Образование: 1) расширение сети детских дошкольных образовательных учреждений (до 35—40 мест на 1 000 жителей) и общеобразовательных школ (до 120 мест на 1 000 жителей); 2) разработка предложений по возврату зданий детским образовательным учреждениям и общеобразовательным школам. 4. Совершенствование научно-исследовательской, производственной и материально-технической базы для проведения ремонтно-реставрационных работ: 1) организационно-правовое, финансовое и техническое обеспечение научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ по реставрации; 2) подготовка кадров специалистов-реставраторов различного профиля и квалификации, организация обмена опытом с зарубежными специалистами-реставраторами; 3) модернизация и совершенствование специализированных мощностей по малосерийному выпуску конструкций, изделий, строительных деталей и материалов по индивидуальным заказам реставрационных организаций; 4) модернизация оборудования для производства строительно-реставрационных работ; 5) дальнейшее развитие процесса привлечения инвестиционных финансовых ресурсов на реставрацию и реконструкцию исторического центра города и пригородов. 5. Улучшение демографической ситуации в Санкт-Петербурге Численность населения Санкт-Петербурга при условии сохранения существующих демографических тенденций к 2010 г. снизится до уровня 4,3—4,4 млн. человек и к 2015 г. до 4,0—4,2 млн. человек. При повышении темпов социально-экономического развития и проведении целенаправленной позитивной демографической политики, направленной на привлечение из других регионов Российской Федерации и стран СНГ трудоспособного населения соответствующих возрастных групп, квалификации и образовательного уровня, численность населения города к 2015 г. может стабилизироваться на уровне 4,4—4,5 млн. человек, из них в центральных районах при ограниченной миграции будет 640—680 тыс. человек, при благоприятной миграции — 700—760 тыс. человек. 6. Создание новых рабочих мест Приоритетным направлением является создание новых рабочих мест в следующих сферах деятельности: культура и искусство, наука и научное обслуживание, образование и подготовка кадров, кредитно-финансовая сфера, сфера управления, туристический сервис, торговля, общественное питание, коммунальное обслуживание, жилищное хозяйство. Создание или замена рабочих мест обусловлены изменением структуры промышленности и функционального зонирования территории, размещением объектов с большей плотностью рабочих мест. 7. Проведение мероприятий по сохранению объектов историко-культурного наследия: 1) проведение паспортизации памятников и мероприятий по формированию банка данных, создание программы проведения реставрационных работ; 2) сохранение уникальных особенностей исторических зданий при проведении реконструкции и реставрации; 3) консервация объектов историко-культурного наследия, для немедленной реставрации которых город не располагает ресурсами; 4) реконструкция и реставрация объектов историко-культурного наследия с учетом результатов паспортизации; 5) изъятие из ведения Министерства обороны Российской Федерации памятников истории и культуры федерального и местного значения, не используемых вышеуказанным Министерством. 8. Мероприятия по реконструкции и реставрации жилищного фонда Осуществление реконструкции жилищного фонда в центральных районах города определяется соблюдением специфических условий: — сохранение историко-культурных памятников в сочетании с обеспечением реализации жилой и деловой функций исторического центра; — ограниченная возможность изменения функционального назначения жилых зданий (частей зданий); — возможность привлечения средств федерального бюджета, кредитов мирового банка и частных инвесторов. Первоочередная задача — капитальный ремонт и реконструкция старого жилищного фонда районов исторического центра, находящихся в аварийном и предаварийном состоянии. 9. Мероприятия по упорядочению и преобразованию территорий промышленной застройки: 1) стимулирование мероприятий по изменению функционального использования территории, занимаемой объектами с несвойственными центру функциями (промышленные предприятия, автотранспортные предприятия и т. д.); 2) рациональное использование высвобождающейся ценной территории исторического центра и пригородов; 3) обоснование экономической (для города) и экологической целесообразности сохранения или преобразования промышленного предприятия, находящегося на рассматриваемой территории. К выводу, перебазированию либо перепрофилированию предложено более 100 объектов нежилого назначения с рекомендациями по функциональному использованию территории (западная часть Адмиралтейского района, юго-западная и северная части Васильевского острова, западная и восточная части Петроградской стороны, южная и западная части Центрального административного района и др.). 10. Предложения по функциональному использованию территорий Уверенность инвестора в заранее объявленном и стабильном использовании территорий, окружающих его участок, является важнейшим условием успеха городской инвестиционной политики, поэтому необходима разработка и законодательное закрепление архитектурно-градостроительного и функционального зонирования исторического центра Санкт-Петербурга и его пригородов в составе Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. В Концепции разработаны предложения по зонированию территории в разрезе крупных средовых районов. Реализация предложений Концепции в долгосрочной перспективе, и прежде всего активное освоение инвестиционно привлекательных площадок для размещения на них как жилья, так и общественной застройки позволит не только отреставрировать и восстановить памятники архитектуры, истории и культуры, но и возродить ценнейшие территории исторического центра, включив их в деловой, культурный и туристический «оборот». К числу таких приоритетных площадок — комплексов активных архитектурно-градостроительных преобразований — относятся как ныне широко известные (квартал 130 Невского проспекта, район Конюшенной площади, Дворы Капеллы, квартал 33 Смольного проспекта, Тучков буян (район ГИПХ — Государственного института прикладной химии), районы Сенной площади, Владимирской площади, Новая Голландия), так и менее известные, но также требующие проведения комплексной реконструкции и реставрации с частичным либо полным изменением функционального назначения территорий: кварталы 220 и 285 Невского проспекта, Апраксин двор, районы Никольского рынка, Мариинского театра, территории Адмиралтейских верфей и Балтийского завода, территория Государственного оптического института, Галерная Гавань, районы Синопской набережной, завода «Вулкан», Аквариума («Ленфильм»), заводов «Вибратор» и «Бавария», Петровской косы, набережных реки Карповки, Главной водопроводной станции, Московской товарной станции, Баскова переулка, набережной Робеспьера, Малого Гостиного двора и ряд других. Таким образом, в перспективе, через 20—25 лет, Санкт-Петербург сможет получить в границах исторического центра дополнительно более тысячи гектаров благоустроенных территорий для нового жилищного и других видов строительства.Основные мероприятия I этапа реализации Концепции (до 2010 г.) Основными мероприятиями I этапа реализации Концепции являются: 1. Градостроительные преобразования территорий: — Выбор для осуществления архитектурно-градостроительных преобразований территорий первоочередных комплексов. — Проведение мероприятий, необходимых для осуществления градостроительных преобразований на территориях первоочередных комплексов, размещение объектов, повышающих рейтинг градостроительной и инвестиционной среды исторического центра, осуществление природоохранных мероприятий, сокращающих санитарно-защитные зоны, реконструкция и повышение мощности объектов инженерного обеспечения. — Стимулирование возможностей изменения функционального использования территорий промышленных предприятий, расположенных вблизи жилой и общественной застройки и оказывающих наиболее негативное влияние на экологическую ситуацию в историческом центре города (кризисные экологические зоны), а также находящихся на территории зон активных градостроительных преобразований. 2. Реконструкция жилого фонда: — Реконструкция и реставрация жилищного фонда, имеющего высокую степень физического износа основных конструкций (I и II группа физического износа) — 2,6 млн. кв. м. — Строительство и реконструкция 26 тыс. кв. м жилищного фонда для размещения социальных домов. 3. Сохранение историко-культурного наследия: — Создание банка данных памятников с указанием их историко-культурной ценности, технического состояния, а также очередности проведения реставрационных мероприятий, исходя из физического состояния объектов. — Разработка перечня первоочередных объектов реконструкции и реставрации на основе материалов банка данных. — Реконструкция и реставрация объектов историко-культурного наследия в соответствии с разработанным перечнем. 4. Мероприятия по реконструкции и реставрации учреждений в сфере образования и здравоохранения: — Капитальный ремонт и реконструкция образовательных учреждений в соответствии с адресными программами Комитета по образованию. — Реконструкция и капитальный ремонт больниц и амбулаторно-поликлинических учреждений в соответствии с адресными программами Комитета по здравоохранению. — Строительство новых и модернизация существующих автобаз скорой и неотложной помощи. 5. Совершенствование инженерного обеспечения и работы транспорта. — Реализация первоочередных мероприятий по решению транспортных проблем исторического центра. — Реализация приоритетных мероприятий по развитию и совершенствованию инженерной инфраструктуры до 2010 г.

Дата: 12.11.2001
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" №6
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!