1 стр. из 1
— Лев Николаевич, можно ли назвать точное количество объектов, где Вы работали?
Легче сказать, где я не работал на протяжении своей 45-летней профессиональной деятельности: только в Павловском дворце.
Особым объектом для меня стал Петропавловский собор — там я начал и там закончил свою деятельность. Во время войны его помещения не отапливались и из-за сырости интерьеры здания находились в ужасном состоянии — живопись «висела». Это был мой первый объект после окончания училища. Тогда у меня еще, конечно, не было такого опыта, но мне повезло с замечательными учителями, у которых можно было перенимать необходимые приемы и навыки.
А в 1995 г. я снова был направлен в Петропавловский собор. На этот раз я уже возглавлял работу по реставрации иконостаса. Все иконы и 16 картин пришлось снимать. Центральная икона Вознесения Христова оказалась самой массивной — она написана на дубовой основе и весит 250 кг. Она расположена достаточно высоко, и, чтобы ее снять, пришлось приглашать альпинистов. К сожалению, в 1997 г. прекратилось финансирование и работы были остановлены. В то время я согласился на предложение поработать в Германии, а когда вернулся, реставрация уже подходила к концу. И вот на этом закончилась моя там работа.
— Как можно воспитать настоящего реставратора, вырастить, обучить?
Прежде всего, у человека должно быть призвание. Можно вырастить художника, но если нет способностей, данных от Бога, ничего не получится.
Реставраторы — специфическая специальность, которой надо учиться и учиться. Чтобы освоить нашу специальность недостаточно просто получить соответствующее образование, очень важно иметь хорошего учителя, чтобы он показывал, как именно надо работать. Я с благодарностью вспоминаю своего наставника — известного художника-реставратора Рудольфа Петровича Саусена. Когда в послевоенные годы нам впервые была предоставлена возможность реставрировать картины, именно он показывал необходимые технические приемы, передавал нам свой бесценный опыт работы.
— Можно ли говорить о том, что каждый реставратор работает в своей излюбленной манере?
Каноны реставрации любой станковой картины одинаковы. Все азы нужно знать от начала и до конца. Есть два аспекта реставрации картины — технический и художественный. Некоторые мастера делали в совершенстве техническую реставрацию, не занимаясь художественной. Некоторые — только художественную. Я делал и то, и другое.
— Как вы оцениваете реставрационные работы, проведенные к юбилею на многих ключевых объектах города?
Хотелось бы, чтобы к трехсотлетию Петербурга были бы закончены работы в Петропавловском соборе — доминанта города не может встретить этот праздник в лесах. Все доделать, вероятно, не успеют, но главная задача — реконструкция шпиля собора — уже решена. Эта работа велась и днем, и ночью. Причем выполнять ее нужно было не в мастерской (как, например, золотили ангела), а прямо с лесов. Пятьдесят лет назад тоже к юбилею города было проведено золочение шпиля и ангела, и тоже в спешке. К сожалению, тогда пострадало качество проведенных работ: сложная технология золочения требует достаточного количества времени. Будем надеяться, что на этот раз подобного не произошло.
— Ваши пожелания городу в канун юбилея…
Профессия реставратора будет всегда востребована, тем более в таком городе как Петербург. Каждый объект требует к себе постоянного внимания. Так в Александро-Невской лавре мне приходилось работать 3 раза — копоть от свечей приводит к тому, что непрочная гризальевая роспись постоянно темнеет. И этот пример не единственный — реставрационные работы нужно проводить постоянно. И нужны высококвалифицированные специалисты в этой области.
Сейчас для нас очень важно не потерять тот бесценный опыт, который был наработан, накоплен годами реставрационной работы. Нужна преемственность. И мое главное пожелание городу — сохранить и возродить эту преемственность.
Дата: 12.11.2003
Беседовала Анастасия ЧИЧАГОВА
"Федеральный строительный рынок" №3/1
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!