1 стр. из 1
— Дворцу 250 лет, и он, как живой, но очень старый организм, постоянно требует к себе внимания. В этом отличие Юсуповского дворца от многих других объектов Петербурга, которые начали «судорожно» реставрироваться к юбилею. В Юсуповском дворце идет плановая реставрация, рассчитанная на длительный период. К юбилею города сделано очень много.
— Галина Ивановна, уникальность Юсуповского дворца в том, что масштабные работы по реставрации ведутся за счет средств, зарабатываемых коллективом. Но каковы, на Ваш взгляд, допустимые границы коммерческой эксплуатации подобных объектов — ведь их в Петербурге десятки...
— Чего мы не умеем делать? Мы умеем реставрировать здания, но не умеем беречь и поддерживать их, продлевать жизнь. Главное при реставрации такого здания, как Юсуповский дворец — продление жизни в условиях массового посещения. Поэтому мы не боимся учить тех, кто к нам приходит, как правильно относиться к помещениям, мебели. Объясняем — берегите полы, стены, предметы интерьера, не прислоняйтесь к панелям искусственного мрамора, потому что искусственный мрамор — ручная, трудоемкая и тяжелая работа. Конечно, мы бы могли установить игровые автоматы и быстро зарабатывать шальные деньги, но никогда не сделаем этого. Мы очень боимся неосторожного арендатора, который может разрушить то, что сделано руками реставраторов. Взгляните, как много работы по благоустройству было проделано в городе. Пройдитесь по району Конюшенной, Капеллы — там прекрасно восстановлены маленькие, уютные дворики. Но проходит месяц, и эта работа уничтожается из-за неаккуратного обращения. На мой взгляд, в этом отношении руководство города, общественность, пресса не дорабатывают. Нужны особые меры, какие-то сердечные обращения к горожанам и гостям: берегите то, что вам доверено, берегите и спасайте. Ведь мы вкладываем огромные деньги и силы, и через несколько месяцев теряем сделанное... Поднимайте эту проблему. Призыв должен быть убедительным, это поможет людям сориентироваться в поведении.
— Одна из задач празднования трехсотлетия — привлечь в город иностранный и инорегиональный капитал. Но не возникнет ли ситуация, когда вместе с «непетербургскими» деньгами в город придет непетербургское отношение к культуре?
— Что касается частных инвестиций, то мы пока не получили ни копейки. Впрочем, бюджетных средств мы тоже не получили, несмотря на неоднократные обращения и к губернатору, и к председателю Правительства М. М. Касьянову. Если начнется то, о чем Вы сказали, то последствия для культуры могут оказаться страшными. Принимая помощь спонсоров, нужно сразу оговорить, что в городе делать можно и чего категорически нельзя. Идти на поводу у толстосумов, которые вложили несколько миллионов и могут делать что угодно, это значит не любить город и способствовать его разрушению. Очень важно отношение тех, кто непосредственно работает на исторически значимых объектах. Конечно, в город должны направляться большие средства, потому что нам нельзя и дальше быть «городом с областной судьбой», по выражению Даниила Гранина. Петербург — вторая столица, и Слава Богу, что наш Президент понимает это. Меньше года тому назад он подписал закон о сохранении памятников культуры. Закон должен исполняться всеми.
— Один из проблемных вопросов в реставрации — проведение конкурсов на реставрационные работы...
— Может быть, кому-то покажется, что я отстаю от моды, но я признаю не победителей тендеров, а мастеров. Тендер — формальная акция. Потенциальные подрядчики намеренно снижают цену. Кроме того, тендер дорого стоит и подрядчикам, и заказчикам, выматывает деньги и отнимает время. Если крупные объекты не считают каждую копейку, то мы, не имеющие планового финансирования с 1992 г., считаем. Те, кто работает во дворце, знают, что прийти ко мне со сметами — большое испытание: смета будет рассматриваться и редактироваться весьма пристально.
Задача, которую я ставлю перед реставраторами, — не выдать какую попало халтуру, а сделать работу с максимальным качеством. Нам нужна «научная реставрация», и основное слово в этом словосочетании — «научная». Реставратор должен изучить старые образцы, проанализировать иконографию, выработать методику. Но беда в том, что настоящие мастера уходят, а их молодая смена часто работает по-другому, зачастую непозволительно смело вторгается ультрасовременными методиками в процесс реставрации. На мой взгляд, нужно очень деликатно совмещать новые методы работы с опытом старой школы.
Поэтому мы имеем своих постоянных партнеров, и выбираем мы их не по тендеру, а по тому, насколько качественно они работают. Несколько лет назад была создана фирма «Старая усадьба», которая объединила не просто хороших, но высококлассных мастеров. Они получили федеральную лицензию на проведение реставрационных работ, что является высоким показателем. Много лет работает во дворце бригада мастеров-бронзовщиков под руководством Матвеева. Работы на фасаде и кровле ведет фирма «Виктория». Сейчас по нашей кровле можно водить экскурсии. Благодаря этому мы, когда отдаем в руки реставратора уникальную вещь, не боимся, что ее испортят.
— Что вы пожелаете городу на ближайшие 300 лет?
— Я люблю наш город, болею за него душой. Желаю Петербургу быть здоровым, желаю, чтобы были здоровы его здания, чтобы сохранялись кварталы, созданные великими мастерами, потому что мы — город архитектурных ансамблей.
Дата: 12.11.2003
Беседовал Алексей ВЛАДИМИРОВ
"Федеральный строительный рынок" №3/1
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!