1 стр. из 1
Имя Петра Трофимовича Матвеева — мастера широкого профиля — известно как в Санкт-Петербурге, так и далеко за его пределами. Закончив Мухинское училище по специальности «Промышленный дизайн», предварительно обучившись перед этим искусству гравера, поработав в свое время на часовом заводе, Петр Трофимович Матвеев упорно искал и, в конце концов, нашел тот единственный способ ярко и полно реализовать свои способности, свой талант. Этот путь — реставрация…
Петр Матвеев начинал с реставрации редких старинных вещей, изучения музейных шедевров, быстро освоив все ювелирные техники. И сегодня, если надо, он сам плавит металл, «выбивает форму», чеканит, выполняет гравировку и гранит камни, хрусталь.
Во многих музеях России мы можем теперь любоваться чудными предметами, в которых переплетается работа мастера-кузнеца и мастера-слесаря, мастера-чеканщика и мастера-ювелира. Его первой творческой работой были часы «Рысь», выполненные в 1984 году. Позже он встречал модели этих часов в разных местах. Но они выдавались за авторские модели уже других «авторов»…
— Нельзя сказать, — говорит Петр Матвеев, — что эти часы были такие уж замечательные. Главное, что это была моя первая модель. Потом появились и другие, более интересные образцы.
Абсолютно все вещи сделал сам, своими руками. Иногда, казалось бы, самый обыкновенный кусок металла вдруг «оживает», диктует свои условия обработки, наводит на какие-то ассоциации.
— Я работаю с различными материалами,— продолжает Петр Матвеев. — Это латунь и медь, алюминий и бронза, сталь — в зависимости от темы. Работа с камнями, хрусталем, стеклом… У каждого из материалов свой характер. Работая с такими разнообразием исходных составляющих, я получаю огромное удовольствие и небывалую свободу творчества. Появляются идеи, и я стараюсь воплотить их в какую-либо форму… На глазах вещь начинает «играть», превращаясь порой в фейерверк фантазии.
Один из самых ярких и запоминающихся этапов работы Петра Матвеева — Павловский дворец-музей, о котором он рассказывает с особыми чувствами:
— Работа в Павловском дворце — это одна из первых акций зарубежных друзей музея. Посмотрев мои работы, пригласили меня в Париж на своеобразную творческую стажировку, где я проработал четыре месяца. Это дало мне большой, колоссальный опыт, я стал. «смотреть шире», узнал глубже некоторые секреты мастерства, изучил и освоил методы работы по реставрации осветительных приборов, других предметов интерьера. Во многом благодаря работе по французской технологии мы за девять месяцев, под наблюдением специалиста Ива Монтанье, осуществили реставрацию всех осветительных приборов на двух первых этажах Павловского дворца. Это красивейшие люстры, торшеры, бра, канделябры, часы, фонари и многое другое. К нам приезжали директора и реставраторы из других музеев, чтобы посмотреть сам процесс работы, ее результаты. Внимательно изучали, что и как мы делаем, перенимали опыт для последующего применения его уже у себя. А взыскательные специалисты и требовательное руководство Павловского дворца-музея на редкость единодушно оценили результаты нашего труда как абсолютно соответствующего самым строгим критериям.
Непосредственное участие в проектах, связанных с реконструкцией, реставрацией архитектурных шедевров, продолжает оставаться основным направлением деятельности компании «ПетроБронза», в которой Петр Матвеев руководит теперь производственной базой, помогая своим опытом руководителю компании Михаилу Матвееву — своему сыну. Высокий авторитет и солидная репутация позволяют фирме «ПетроБронза» заниматься реставрационными работами, воссоздавать шедевры осветительной техники, предметы интерьера во всемирно известных дворцах и залах. Были замечательные, высокопрофессионально выполненные работы в Екатеринском и Юсуповском дворцах, Камероновой галерее, Музеях А. С. Пушкина в Москве и Санкт-Петербурге, музее-квартире Н. А. Некрасова, апартаментах Президента РФ в Кремле …
Были не менее оригинальные работы для современных зданий общественного и частного назначения. Иконостас Спасо-Преображенского собора на острове Валаам, выполненный в технике гальванопластики, церковные потиры, оклады икон, всевозможные осветительные приборы, великолепные вазы Севрской мануфактуры Парижа начала 19 века с букетами металлических, но таких поистине «живых» цветов, уникальные красивейшие перила для музеев и современных особняков… Обширное и стилевое разнообразие выполненных вещей: барокко, рококо, классицизм, модерн…
— Мы стараемся делать вещи, за которыми стоят память и красота, а не эквивалент богатства, — подчеркивает Петр Матвеев. — В каждое наше изделие мы вкладываем часть души, каждое из них согрето теплом человеческих рук. И, я думаю, что они согреют этим теплом и красотой еще многих и многих людей, украшая интерьеры дворцов и особняков Санкт-Петербурга, Павловска, Пушкина…
Дата: 12.11.2003
Наталья МАСЛОВА
"Федеральный строительный рынок" №3/1
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!