1 стр. из 1
— Игорь Абрамович, можно ли выделить сейчас архитектурный стиль, господствующий в нашем городе?
— Это все образуется стихийно. В каждое время существует свой доминирующий стиль. А вообще архитектурные стили каким-то образом отражают то, что происходит в стране.
Сухие неосновательные конструктивистские здания 20-х годов сменил сталинский архитектурный стиль. Мы пришли к этой «тяжелой» классике: основательность, незыблемость и мрачность сталинских зданий отражала то, чем жила страна в то время. Потом города разрослись, появились «хрущевки» — это и прагматичность, но в то же самое время и бедность, неосновательность. Архитектура очень быстро отра-зила изменения эпохи. Настали брежневские времена, появились какие-то более устойчивые, но однообразные, скучные здания.
А наше время — это время купцов-рекламщиков. Вы посмотрите, когда в старой застройке появляется новое здание, оно входит в резкое противоречие с окружающими зданиями.
Надо сказать и сейчас тот новый стиль, который появляется — с башенками, ломаными линиями, неровностями, наверное, также передает неустоявшийся дух нашего времени. И эти здания все равно производят впечатление пчелиных ульев, набитых людьми.
— По Вашему мнению, допустима ли сегодня новая застройка центра?
— Мне кажется, надо подходить к этой проблеме очень осторожно. Я бы даже на какое-то время некое «эмбарго» ввел — надо успокоиться. Может быть, надо, коль скоро речь идет о застройке старой части города, предусматривать траты не только на само здание но и на устройство конкурса проектов. Каждое здание должно стать определенным событием. Оно должно быть продумано и согласовано с окружением.
Конечно, нужно весь старый фонд приводить в порядок, и нужно сосредоточить на этом все усилия. Нужно привести в порядок дороги, придумать что-то с транспортом, от которого стало невозможно дышать. Еще одна большая проблема — даже небольшие зеленые пятна сейчас пытаются застроить. На мой взгляд, зеленую часть в центре города надо, напротив, увеличить.
Я родился и вырос в центре города, но сейчас жить там стало просто невозможно.
— Какими должны быть современные «спальные» районы Петербурга?
— Просто надо отдать себе отчет в одной простой вещи — старая застройка занимает порядка 5-7% от общего объема. Если убрать центр — Петербург по большому счету за уездный город не сойдет. А оставшиеся 95% производят такое впечатление, что люди здесь должны просто «озвереть» от этого однообразия.
Когда в Ленпроекте проектировали эти районы, то всегда оставляли резервные пятна — до лучших времен. Таким образом, предоставлялась возможность в будущем придать каждому кварталу свой неповторимый облик. И сейчас то самое время, когда нужно способствовать тому, чтобы каждый из этих спальных окраинных районов постепенно приобрел бы свое лицо.
— Как можно решить проблему с промышленными зданиями, находящимися в черте города?
— Отношение к этим зданиям, по-моему, нужно разделить на две категории. Промышленные здания на центральных магистралях города нужно попытаться убрать. Они находятся явно не на месте и, мне кажется, лучше сделать на этой территории зеленую зону.
А что касается промышленного пояса Петербурга — тут существует разный опыт. В Европе в производственных зданиях, представляющих архитектурную ценность, устраивают магазины, музеи, клубы. При этом интерьер цеха практически не меняется или специально оставляются какие-то фрагменты — это довольно хорошо выглядит.
Было бы интересно устроить музей техники начала XX в. с возможностью желающим поработать на этих станках.
Само собой перевести производство на новое место сейчас невозможно — это очень дорого. Но с другой стороны, большинство этих заводов «сжались» и готовы предоставить в аренду некоторые помещения — по новому законодательству нужно платить за пользование землей. Надо предоставить им возможность работать, но то, что можно, превратить в городскую инфраструктуру, не руша эти здания. Впрочем, в каждой конкретной ситуации нужно принимать особое решение. Эти здания — тоже история города.
— Как вы оцениваете реставрационные работы, которые сейчас проводятся в городе?
— К тому, что имеем, мы относимся очень расточительно — это, кажется, чуть ли не национальная черта. Мы постоянно строим, разрушаем, потом восстанавливаем. Как-то во время поездки по южной Германии я обратил внимание — в маленьких городках старинные фахверковые дома подняты на один этаж, в котором сделали помещения для магазинов. Таким образом, центральные площади почти не изменили свой облик. Люди веками накапливают, а мы растрачиваем.
Восстановление разрушенного и растраченного стало сейчас моим постоянным занятием.
Например, собор Петра и Павла был тяжело болен еще до того, как в нем устроили бассейн. Его Бернгард буквально спас в конце 19 века, и здание устояло. Потом в нем сделали бассейн, вырубили надподвальное сводчатое перекрытие в центре зала, и здание снова оказалось под угрозой. Бассейн выехал — потому что своды здания в любой момент могли рухнуть, собор разваливался на 4 части. Теперь только с огромным трудом и очень нескоро мы сможем вернуться в конструктивном смысле к лучшему, более надежному варианту, чем был раньше.
Мы также восстановили здание лютеранской церкви в поселке Новосаратовка на берегу Невы (Екатерина II переселила немцев из Саратова — отсюда название поселения). Сейчас я занимаюсь собором св. Михаила на Среднем проспекте Васильевского острова. Здание разделено железобетонной вставкой на три этажа, кровля обветшала, чугунный декор покрылся трещинами, его нужно срочно снимать. В настоящее время решается вопрос о реконструкции недавно сгоревшего здания церкви св. Анны на Кирочной ул. (кстати, улица названа так именно в честь располагавшейся на ней кирхи).
Надо как-то повзрослеть, мы страшно расточительны. У города должна быть история.
— Применяются ли сейчас при реставрации зданий новые материалы и технологии?
— Сейчас достаточно новых технологий, обилие рекламной продукции. Проблема не в этом. У нас очень слабо развит обмен опытом, а свойства новых материалов не всегда достоверно известны. Нужна инфраструктура общения: необходимы какие-то затраты на создание профессиональных сообществ, печатных органов, в которых была бы возможность обмена информацией об использовании того или иного материала, приемах конструирования технологии строительства.
— Ваши пожелания Петербургу…
— Пожелания городу — это и пожелания самому себе… потому что я здесь родился, прожил блокаду. Сейчас главное для нас, для всего города — пережить эти нелегкие годы. Остается надеяться, что в будущем жить и в центре, и на окраинах будет легче. Что история нашего города, нашей страны не будет забыта, уничтожена, растрачена.
Дата: 12.11.2003
Беседовала Анастасия ЧИЧАГОВА
"Федеральный строительный рынок" №3/1
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!