Энергосбережение – основа устойчивого развития. Опыт Свердловской области

1 стр. из 1

О РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
Стратегия развития Российской Федерации — это повышение уровня и качества благосостояния населения на основе создания высокоэффективной и социально-ориентированной рыночной экономики, способной успешно использовать сырьевой и производственный потенциал России. Экономика — это не только наука, которая требует ежедневной практической реализации своих идей, но и искусство. Причем вторую особенность экономики можно реализовать только при активном участии широких слоев населения, знающих основные экономические закономерности и имеющих экономический образ мышления. Плановая экономика, в условиях которой мы жили очень продолжительное время, не способствовала тому, чтобы экономический образ мышления пустил в нашем обществе достаточно глубокие корни.
Наверное, по этой причине мы регулярно обращаемся к опыту индустриально развитых стран, пытаемся использовать их схемы и разработки. На условия развития мирового сообщества и его экономики коренным образом повлияли события 1972–1973 гг., которые вошли в историю как период «первого энергетического кризиса капиталистического мира».
Основные итоги после того судьбоносного события можно сформулировать следующим образом:
• осуществление нормальной жизнедеятельности общества возможно только при наличии достаточного количества энергии;
• существует тесная зависимость между валовым внутренним продуктом (ВВП) и расходом энергии на душу населения;
• объективным показателем успешного развития экономики является снижение индекса расхода энергии на единицу прироста ВВП;
• без всесторонней государственной поддержки нельзя добиться сколько-нибудь заметного повышения энергетической эффективности экономики в национальном масштабе.
В связи с этим основной частью государственной энергетической политики всех индустриально развитых стран стала политика энергосбережения, реализация действий, направленных на повышение энергетической безопасности.
Высокий уровень ресурсной обеспеченности российского топливно-энергетического комплекса (ТЭК) вселял и до сих пор вселяет во многих регионах уверенность в обеспечении необходимого энергоснабжения и устойчивого развития промышленного производства. Но столь радужные надежды на всесильность российского энергетического комплекса  омрачаются исключительно низким уровнем эффективности использования топлива и энергии практически без исключения во всех сферах экономики страны. Особенно это видно на примере жилищно-коммунальной сферы. Проводимая в предыдущие десятилетия политика искусственно дешевых энергоносителей способствовала повсеместному строительству зданий с низким термическим сопротивлением ограждающих конструкций, а отсутствие средств регулирования и учета расхода тепловой энергии, горячей, холодной воды и природного газа — к расточительному их использованию населением. Завышенному потреблению ресурсов способствовали также низкая эффективность автономных теплогенераторов и бытовых электроприборов, высокие нормативы бытового потребления энергоресурсов при их низком качестве.
Уральский регион имел и имеет принципиальное значение для российской энергетики. В этом экономическом районе наиболее четко прослеживаются возможности энергетики как приводного ремня экономики.
Урал был изначально ориентирован на использование твердого топлива казахстанских месторождений и поэтому оказался практически единственным регионом России, который в настоящее время снабжается импортным топливом. При этом структура топливной энергетики Урала практически самая невыгодная по сравнению с другими крупными энергорайонами, где тарифы на энергию во многом определялись или дешевым газом, или дешевой гидроэлектроэнергией.
Особенно ярко эта ситуация сфокусирована в Свердловской обл., где доля собственных энергоресурсов составляет не более 4—5% в топливном балансе региона.
Но именно Урал по уровню развития электрических сетей имеет возможности сформировать у себя эффективный межрегиональный рынок электроэнергии.
В связи с этим повышение уровня и качества благосостояния населения было невозможно без создания целенаправленной государственной энергетической политики, без развития экономического образа мышления среди самых широких слоев населения.
Причем самый краткий путь развития экономического образа мышления в обществе лежит не столько в развитии рыночных отношений в экономике (это проблема нескольких поколений), сколько в освоении широкими слоями населения основ культуры потребления энергетических ресурсов. Вызвано это тем, что переход в России к новому типу экономических отношений, а именно к прямой оплате потребителями всех своих затрат за энергию, в том числе и при бытовом потреблении, — дело самого ближайшего будущего.

ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
Важнейшее направление деятельности по повышению энергетической эффективности промышленного производства, транспорта и тем более коммунального хозяйства и сферы услуг — это государственное регулирование, в первую очередь создание комплексной и целенаправленной, но при этом гибкой законодательной базы, позволяющей государственным органам всех уровней формировать и проводить энергосберегающую политику и осуществлять контроль за ее реализацией. В 1994—1995 гг., когда в Свердловской обл. начали активно формироваться принципы новой энергетической политики, на федеральном уровне отсутствовала достаточно четкая нормативно-законодательная база. Поэтому в области была сформирована рабочая группа по энергосберегающей политике под председательством автора настоящей статьи. Был подготовлен и губернатором Свердловской обл. подписан указ от 31.01.1996 г. № 18 «О первоочередных мерах по реализации политики энергосбережения в Свердловской области». Таким образом, еще до выхода Федерального закона от 03.04.1996 г. №28-ФЗ «Об энергосбережении» было определено, что приоритетным направлением в модернизации экономики Свердловской обл. является перевод хозяйственного комплекса региона на энергосберегающий путь развития.
Основные направления по реализации потенциала энергосбережения в области определены следующим образом:
• упорядочение учета использования ТЭР;
• внедрение энергоэффективных технологий, оборудования и материалов на основе экономической заинтересованности потребителей и производителей энергии;
• стимулирование инвестиций в работы по внедрению энергосберегающего оборудования во всех сферах хозяйства области;
• осуществление структурной перестройки промышленного комплекса области на основе энергосберегающих технологий;
• ведение разъяснительной работы среди населения по экономичному использованию ТЭР.
Данный указ стал импульсом для выполнения комплекса мер, обеспечивающих повышение жизненного уровня населения, укрепление энергетической безопасности, создание условий для рационального использования имеющихся природных ресурсов региона.
Однако уже тогда стало ясно, что на этом пути будет немало проблем. Так, не получила поддержки в представительных органах власти региона инициатива по принятию закона по энергосбережению. До сих пор не удалось реализовать решение о создании механизма, при котором денежные средства, сэкономленные в областных бюджетных организациях в результате внедрения мероприятий по энергосбережению, остаются в их распоряжении в течение двух лет и могут быть использованы на развитие материальной базы.
Тем не менее через семь лет после выхода упомянутого указа, можно с удовлетворением отметить, что сегодня тезис: «Энергосбережение — основа устойчивого развития Свердловской области», является одним из основополагающих.
Дальнейшее свое развитие региональная нормативно-правовая основа энерго-сбережения получила в следующих законодательных актах:
• указ губернатора Свердловской обл. от 05.10.1998 г. №457 «О мерах по обеспечению энергетической безопасности Свердловской области»;
• указ губернатора Свердловской обл. от 09.02.1999 г. №53 «О подготовке специалистов по энергосбережению для организаций Свердловской области»;
• постановление правительства Свердловской обл. от 10.03.1999 г. №275-ПП «О введении энергетических паспортов для организаций бюджетной сферы Свердловской области».
На основании проведенной работы, максимально используя права и полномочия субъекта Российской Федерации, удалось в основном отработать нормативно-правовые, организационно-финансовые и управленческие условия реализации региональных энергосберегающих программ.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ
Сегодня политика энергосбережения в Свердловской обл. приобрела комплексный, многоплановый характер. Сформулированы и реализуются основные составляющие государственной политики энерго-сбережения в Свердловской обл.
Определены показатели энергоемкости основных видов продукции и услуг в Свердловской обл.
Определен потенциал энергосбережения в регионе в объеме 8 млрд. руб. (в ценах 2000 г.), в том числе 3 млрд. руб. — это жилищно-коммунальное хозяйство.
Чем вызваны столь значительные потери энергоресурсов в этой сфере?
• Жилищный фонд Свердловской обл. — 89 млн. кв. м, средняя обеспеченность населения жилой площадью — 19,3 кв. м на человека.
• В общем жилом фонде Свердловской обл. до 25% составляют панельные дома 60-х гг. постройки, которые требуют срочной реконструкции или замены.
• Недоремонт жилищного фонда, накопившийся за последние годы, составляет около 15 млрд. руб.
• Уровень расхода горячей и холодной воды на одного человека в сутки в среднем составляет 290 л.
• Фактический расход тепла на обогрев жилья в среднем по области составляет 0,37 Гкал на один кв. м общей площади в год (при нормативной величине — 0,36).
• Инженерная инфраструктура жилищно-коммунального хозяйства Свердловской обл. включает в себя более 3 тыс. котельных и центральных тепловых пунктов, свыше 30 тыс. км тепло-, водо- и газопроводных сетей в однотрубном исчислении.
• Износ сетей и оборудования жилищно-коммунальной сферы достигает уровня 60%. Для отопления и горячего водоснабжения жилого фонда и объектов соцкультбыта Свердловской обл. необходимо около 6 млн. т условного топлива в год.
Поэтому одним из приоритетных направлений в нашей деятельности, в том числе и в сфере ЖКХ, является переход на эффективные технологии и оборудование, оснащение бюджетных, коммунальных, производственных объектов приборами учета расхода энергоресурсов и создание на их основе систем автоматического контроля и управления расходом энергии.
В качестве примера успешной работы можно привести достижения в ряде муниципальных образований: в городах Краснотурьинск, Первоуральск, Нижний Тагил и др.
Важным здесь является массовое использование энергоэффективного оборудования как в коммунальной сфере, так и в промышленном производстве. С этой целью в регионе проведена большая организационная работа. В настоящее время в Свердловской обл. разработкой, изготовлением и освоением энергоэффективного оборудования занимаются более 100 предприятий всех форм собственности.
Энергосберегающее оборудование становится одним из самых ликвидных видов промышленной продукции. Опыт энергосбережения, накопленный в нашей области, позволяет считать, что до 20% количества энергии можно сэкономить  без значительных инвестиционных вложений, то есть за счет наведения порядка в энергопотреблении. В денежном выражении это составит не менее 1,5 млрд. руб. в год. Поэтому в Свердловской обл. уделяется много внимания формированию условий, которые заставляют потребителей энергии заниматься энергосбережением.
Одно из первых условий — это тарифы на тепловую и электрическую энергию, которые стимулировали бы энергосбережение. В нашей области (одной из первых в России) были установлены тарифы на электрическую энергию для населения с учетом нормативов потребления. Такой принцип формирования тарифов введен в области с октября 1996 г. В результате потребление бытовой электроэнергии на 12% снизилось. В Свердловской обл., практически первой в России, были установлены дифференцированные тарифы для каждого крупного потребителя-производителя продукции.
Еще одно направление, мотивирующее энергосбережение, — это устранение (сокращение) потерь энергоносителей. Правительство области и региональная энергетическая комиссия приняли в этом плане ряд постановлений и решений.
В соответствии с указом губернатора Свердловской обл. от 26.01.98 г. № 27 «О реализации областной государственной политики энергосбережения в Свердловской области» в области, например,  были разработаны энергетические паспорта организаций и энергетические паспорта муниципальных образований.
Введение энергетических паспортов решало следующие основные задачи:
• создание единой базы данных для планирования расходов бюджетных организаций за коммунальные услуги;
• введение обоснованных нормативов (лимитов) потребления топливно-энергетических ресурсов в организациях бюджетной сферы;
• организация расчетных платежных схем за поставляемые-получаемые  топливно-энергетические ресурсы;
• организация контроля за дисциплиной цен в организациях — поставщиках коммунальных услуг, обслуживающих бюджетные организации.
Примером необходимости введения энергетических паспортов бюджетных организаций может послужить экономия 49 млн. руб. бюджета города Екатеринбурга, именно на такую сумму уменьшены объемы договоров с энергоснабжающими организациями в 1999 г. по итогам паспортизации 1998 г.
Проведены «защиты» паспортов ряда муниципальных образований. Это позволило снизить тарифы на тепловую энергию муниципальным теплоисточникам в среднем на 15%, выявить объекты, где сохраняется практика бесхозяйственного потребления топлива и энергии, определить условия формирования лимитов потребления энергии в ЖКХ и бюджетной сфере.
Более того, начиная с 1999 г. государственная поддержка оказывается только тем организациям (независимо от форм собственности), которые активно участвуют в энергосбережении и имеют в наличии обученных специалистов по энергосбережению, энергетический паспорт, действующую программу по энергосбережению.
Реальным результатом проведенной работы по формированию новой региональной энергетической политики стало снижение более чем в 3 раза темпов роста объемов потребления электрической энергии по сравнению с показателями роста физических объемов промышленного производства. Но не менее значимым результатом следует считать то, что за эти годы созданы новая по форме и содержанию концепция и механизм энергоресурсосбережения как в жилищно-коммунальном хозяйстве региона, так и в экономике области в целом. Обсуждение данной концепции реформирования ЖКХ на заседании Государственного совета Российской Федерации, после выступления губернатора Свердловской обл. Э. Росселя показало, что данная модель может быть использована и в масштабах всей России.

СЕМЬ ШАГОВ К ТЕПЛУ И СВЕТУ
(свердловский вариант программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации)
За последние 5—7 лет произошло заметное ухудшение ситуации, вызванное передачей (а фактически сбросом) комплекса ЖКХ на муниципальный уровень и практически полным устранением государства от решения жилищно-коммунальных проблем. События в Приморье, произошедшие зимой 2000 г., показали, что кризис энергетический неизбежно переходит в кризис жилищно-коммунальный, в кризис муниципального управления этой отраслью.
Реформа и реструктуризация жилищно-коммунального хозяйства необходима, но какая и какой ценой, и, самое главное, кто за эту реформу будет платить? Будет крайне неправильно, если вся тяжесть реформ (или их имитация) будет возложена на население, а точнее, на карманы наших граждан.
Губернатором Свердловской обл. Э. Э. Росселем был предложен и получил одобрение членов Государственного совета Российской Федерации и Президента Российской Федерации В. В. Путина следующий вариант реформирования ЖКХ — целевая программа, названная «Семь шагов к теплу и свету».
Данная программа строится на двух базовых принципах:
• Устойчивое развитие государства должно быть обеспечено реализацией политики ресурсосбережения (причем энергосбережение является первоочередной задачей).
• Проведение реформ (в том числе реформы ЖКХ) должно проходить под жестким государственным контролем, вплоть до создания специального органа исполнительной власти в составе Правительства Российской Федерации (например — Комитета по ЖКХ).
Основные позиции государственной программы реформы ЖКХ «Семь шагов к теплу и свету» были в течение 5 лет опробованы в Свердловской обл. и на деле доказали свою эффективность, о чем говорят следующие примеры:
• За четыре последних года среднегодовой рост объемов промышленного производства составил 14,4%, а средний рост объемов электропотребления — 3,3%, и это при наличии в Свердловской обл. крупного, энергоемкого производства.
• Пример из сферы ЖКХ. В городе Краснотурьинске за счет внедрения энергосберегающих мероприятий в жилищно-коммунальном хозяйстве 1/3 города имеет фактическое потребление теплоэнергии на отопление 1 кв. м. общей площади в 2 раза ниже, чем в России.
• Значительные успехи по энергосбережению достигнуты на ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод». За счет энергосберегающей политики предприятие за один год вдвое снизило потребление тепловой энергии, при этом рост объемов производства составил 60%.
Программа, принятая в Свердловской обл. и названная «Семь шагов к теплу и свету», включает в себя следующие направления:
1. Энергетическая паспортизация всех предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности, носящая обязательный характер. Наличие энергетического паспорта позволяет сократить затраты (на оплату энергоресурсов) на 20% практически без капвложений за счет организационных мероприятий.
2. Проведение энергетических обследований (энергоаудитов) и реализация (на основании полученных результатов) программ энерго-сберегающих мероприятий на предприятиях и в организациях, что в итоге позволит сэкономить потребление топливно-энергетических ресурсов на 15–30%.
3. Лицензирование теплоисточников и введение «технических паспортов котельных», осуществление жесткого технического и кадрового надзора и контроля. Государственный контроль должен снизить риски создания чрезвычайных ситуаций и позволит сохранить значительные бюджетные средства.
4. Создание системы обучения (непрерывного образования) на базе средних и высших учебных заведений для подготовки специалистов по энергосбережению.
5. Гибкая тарифная политика, при которой устанавливается тарифная «вилка» в виде минимальных и максимальных тарифов на электрическую энергию. Минимальный тариф дается лишь тому, кто занимается энергосбережением: имеет специалистов по энергосбережению, энергетический паспорт и действующую программу по энергосбережению.
6. Работа с населением, в том числе и на предприятиях, проведение пропаганды энергосбережения в средствах массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), организация семинаров, выставок, смотров-конкурсов по энергосбережению, формирование движения общественных контролеров по энергосбережению. Создание на предприятиях общественных бюро энергетического анализа, заводских комиссий по энергосбережению.
7. Введение стандарта «Организация работ по экономии топливно-энергетических ресурсов» как основного документа, которым утверждаются обязательные нормативы расходования ТЭР на предприятиях, организациях, учреждениях и условия экономического стимулирования за экономию энергоресурсов.
Цель программы «Семь шагов к теплу и свету» — за 2–3 года за счет организационных и малозатратных мероприятий снизить энергопотребление (следовательно, и затраты) в ЖКХ на 30—40%, подготовить условия для перехода к следующей фазе реформы, перед которой стоят задачи перевода жилищно-коммунального хозяйства страны в рыночные условия: создание конкурентной среды (с ограничением или с прекращением монопольных видов деятельности), либерализация цен, утверждение права потребителя на полноценную услугу и т. д.
Остановимся несколько подробнее на проблеме обучения энергосбережению.
Почему в такой северной стране, как Россия, где вопрос энергоснабжения — это вопрос жизни или смерти (особенно при зимней температуре –30 °С и ниже), проблема энергосбережения так и не стала актуальной? Почему при износе основных фондов в энергетике более 50%, а в сфере ЖКХ — вообще более 70%, мы спокойно сидим на этой «мине замедленного действия» и ждем?
Причина в социально-психологических факторах: отсутствии информации и понимания у граждан, сколько реально стоят энергоресурсы, и отсутствии мотивации по их рациональному использованию.
Отсюда — расточительное, неэкономное отношение граждан к потреблению энергоресурсов. К сожалению, это печальный итог многолетнего воспитания в гражданах убеждения, что Россия (бывший СССР) — страна неисчерпаемых природных ресурсов и стоят эти ресурсы очень дешево.
Энергорасточительство — это тормоз экономического развития России, и задача стоит — убрать этот «тормоз» и обеспечить динамичное и поступательное движение экономики регионов и страны в целом.
Без серьезного отношения к энерго-сбережению как системе по реализации правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов, нам не снизить «дикую» энергоемкость нашей экономики, не переломить ситуацию в сторону кардинального улучшения.
Западный опыт, а серьезно заниматься энергосбережением в западных странах начали со времени первого энергетического кризиса середины 70-х гг., показывает, что отдача от 1 руб., вложенного в энергосбережение, особенно на первых этапах, достигает от 3 до 5 руб. Что же мешает нам успешно разрабатывать это поистине «золотое месторождение» с потенциалом только в Свердловской обл. порядка 8 млрд. руб.?
Успешный опыт развитых стран свидетельствует, что осознанное и мотивированное поведение граждан по экономии энергоресурсов без каких-либо значительных вложений может привести к снижению потребления энергии только в быту на 20%.
Нам крайне необходим «энергетический всеобуч»,  построение комплексной системы обучения граждан основам энергосбережения и подготовки специалистов по энерго-сбережению, потребность в которых должна формировать промышленность, строительство, сельское хозяйство, бюджетные организации и сфера услуг.
Система обучения граждан на наш взгляд, должна строиться на:
• пропаганде энергосбережения через средства массовой информации (тематические передачи на радио и телевидении, статьи в газетах и журналах, листовки, брошюры, социально значимая реклама и др.);
• организации краткосрочных курсов по энергосбережению (1—2 недели), по окончании которых слушатель получает необходимый объем знаний, обширный набор учебно-методических пособий и квалификационный сертификат специалиста по энерго-сбережению;
• привлечении наиболее активной части граждан к участию в энергосбережении через создание института общественных контролеров по энергосбережению (под патронажем органов государственной власти);
• создании общественных некоммерческих организаций (например, Ассоциации специалистов по энергосбережению, Союза общественных контролеров по энергосбережению и др.), определяющих свои задачи в создании среды общения и передаче опыта граждан, активно занятых энерго-сбережением.
Система подготовки специалистов по энергосбережению должна строиться на:
• включении в программы обучения средних школ, средних профессиональных и высших учебных заведений специальных дисциплин по энергосбережению;
• включении в дипломные проекты специального раздела «Энергосбережение»;
• организации кафедр в средних профессиональных и высших учебных заведениях, обучающих студентов и выпускающих дипломированных специалистов разного уровня со специализацией «Энергосбережение»;
• разработке нормативно-методической базы, обеспечивающей полноценную подготовку (обучение) специалистов по энергосбережению.
Перефразируя К. Маркса, можно сказать, что идея энергосбережения, овладевшая гражданами, станет материальной силой. И закладывать эту идеологию следует с детских лет.
Первые  шаги к большому энергосбережению делают активисты общественной организации «Уральский экологический союз» в Екатеринбурге. Ими разработан и реализуется проект «Энергия детства» — первый в России опыт  системного энергетического образования детей дошкольного возраста. В детском саду № 75 через игру, где персонажами являются Капелька и Искорка, дети приходили к осмыслению серьезных понятий и терминов. Общеизвестно, что дети не только являются трансляторами  мировоззрения родителей, но и способны воздействовать на переосмысление представлений родителей. Поэтому только при построении полной цепочки энергетического просвещения: детский сад — школа — вуз — рабочее место, следует рассчитывать на максимальный результат.
Определенные шаги в этом направлении в Свердловской обл. сделаны. Три с половиной года назад решением Ученого совета УГТУ-УПИ 1 декабря 1999 г. с целью организации вузовского и послевузовского образования в области энергосбережения была создана кафедра «Энергосбережение» (впервые в России). Она выполняет функции организационного и методического центра по обеспечению образовательного процесса в этой сфере на всех факультетах УГТУ-УПИ, в других вузах Свердловской обл., школах, техникумах и колледжах, а также по подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации через аспирантуру, соискательство и докторантуру.
Кафедра ведет занятия по общеинженерному курсу «Основы энергосбережения», целью которого является формирование у будущих специалистов осознанного отношения к решению проблем рационального и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, изучение мирового и отечественного опыта эффективного использования энергии, а также современных энергосберегающих методов, технологий и материалов для различных отраслей промышленности, строительства, транспорта, других сфер жизнедеятельности; освоение основ технико-экономического анализа проектов и решений, направленных на цели энергосбережения.
За 2000—2002 гг. на кафедре прошли обучение более 2700 студентов старших курсов. С 2003 г. дисциплины «Основы энергосбережения», «Энергосбережение и энергоаудит», «Энергосберегающая техника и технологии» изучаются студентами большинства инженерных специальностей университета. В дипломных проектах вводится раздел «Энергосбережение», который становится обязательным для выпускника УГТУ-УПИ.
На базе филиалов УГТУ-УПИ, расположенных в ряде городов области, создана система учебных центров в наиболее крупных городах, реализующих программы подготовки специалистов по энерго-сбережению.
За последние три года введена и успешно действует система повышения квалификации специалистов по энергосбережению с последующей их персональной сертификацией. Организована работа областной сертификационной комиссии по энергосбережению. Прошли обучение и получили государственные квалификационные сертификаты более 3000 специалистов предприятий и организаций области и Уральского региона.
Преподавателями кафедры ведутся научные исследования в направлении разработки ресурсосберегающих технологий по энергетическому использованию низкопотенциальных и низкосортных топливно-энергетических ресурсов в региональной энергетике, анализа энерготехнологических показателей промышленных предприятий с целью оптимизации теплоэнергоснабжения коммунальных и производственных объектов, оценки влияния энергосбережения на состояние окружающей среды и др. По результатам НИР за последние три года преподавателями кафедры опубликовано свыше 250 научных трудов.
Таким образом, воспитание и развитие экономического образа мышления самых широких слоев населения, освоение основ культуры потребления энергетических ресурсов — непременная и обязательная составляющая государственной политики энергосбережения в Свердловской обл.

Дата: 12.11.2003
Н. И. ДАНИЛОВ, д. э. н., проф., зав. кафедрой «Энергосбережение» УГТУ-УПИ
"СтройПРОФИль" №4
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!