Дорожная сеть Ленобласти — стратегия развития

1 стр. из 1

Ленинградская обл. обладает уникальным экономико-географическим положением: в непосредственной близости от развитых стран Европы, с выходом на берег Финского залива Балтийского моря. С активным вхождением страны в систему мировых экономических связей Ленобласть стала связующим звеном между регионами России и европейскими государствами, странами Балтии и СНГ.
Развиваются портовые комплексы в Финском заливе, имеется судоходная внутренняя водная система, аэропорты, нефте- и газопроводы, создана развитая сеть автомобильных и железных дорог, обеспечивающая внешнеэкономические и внутренние связи России. По территории Ленинградской обл. проходят международные транспортные коридоры «Север — Юг», «Транссиб» и Паневропейский транспортный коридор № 9.
Регион лидирует на Северо-Западе России по численности автомобилей, объемам перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом. В Санкт-Петербурге и Ленинградской обл. зарегистрировано более 1,3 млн. автомобилей — около 44% от общего числа транспортных средств в Северо-Западном округе России. На долю города и области приходится 25% от объемов перевозок грузов и 30% от объемов перевозок пассажиров автомобильным транспортом по Северо-Западу. Лидерство по объему перевозок и численности автомобильного парка предопределяет самую высокую нагрузку на дорожную сеть города и области по сравнению с другими субъектами Северо-Запада.

Для справки:
Протяженность автодорог общего пользования в Ленинградской обл. составляет 10 909 км. Из них федеральных — 1245 км (11,4%), территориальных — 9664 км (88,6%). На областных трассах расположены инженерные сооружения: 683 моста и путепровода, более 12 800 водопропускных труб, действует одна паромная переправа. Помимо дорог общего пользования — 3,9 тыс. км ведомственных автомобильных дорог.
В целом по области плотность автодорог общего пользования составляет 127 км на 1000 кв. км. Этот показатель в 4 раза выше, чем в среднем по России (плотность автодорог общего пользования в РФ составляет 31 км на 1000 кв. км), но существенно ниже, чем в соседних государствах Балтии (плотность автодорог в Германии, Дании составляет 1600–1700, в Швеции, Финляндии — 220–230, в прибалтийских государствах — 320–330 км на 1000 кв. км).

Планируемые задачи по развитию сети дорог прежде всего связаны с приоритетами социально-экономического и транспортного развития области. По перспективному прогнозу, к 2020 г. объем переработки грузов в портах Финского залива возрастет более чем в три раза и составит около 150 млн. т, в том числе в портовых комплексах Ленинградской обл. — около 100 млн. т. Развитие портово-терминальных комплексов приведет к дополнительной нагрузке на автомобильный транспорт, которая составит порядка 20–22% от объема грузоперевозок терминальных комплексов. Необходимо вести строительство и реконструкцию автомобильных дорог, которые соединят важнейшие объекты транспортной системы региона и позволят обеспечить транзит грузов. Сегодня среди первоочередных областных дорожных строек — дороги к морским портам в Усть-Луге и Приморске, подъезды от областных и федеральных автотрасс к строящейся Кольцевой автодороге вокруг Северной столицы.
Кроме этого, дальнейший рост экономики региона в целом приведет к увеличению объемов перевозки грузов и интенсивности дорожного движения на автодорогах.
В частности, на 20-летнюю перспективу прогнозируется, что размеры автотранспортных потоков в Ленинградской обл. возрастут в среднем в 1,8–2,0 раза. В связи с этим потребуются значительные объемы ремонта и реконструкции дорог общего пользования.
Программа предусматривает реализацию намеченной стратегии в два этапа: до 2005 г. — этап стабилизации и с 2006 по 2020 гг. — этап экономического роста и ускоренного развития дорожной сети.
За этот период на развитие сети автомобильных дорог Ленинградской обл. планируется инвестировать 112 млрд. 249 млн. руб., в том числе из федерального бюджета — 81,020 млрд. руб., из областного — 27,906 млрд. руб. В результате реализации региональной целевой программы в Ленобласти должно быть построено 121 км федеральных и 460 км территориальных автодорог, а также — 14 мостов, общей протяженностью 2 тыс. 324 п. м. Кроме этого, запланировано провести реконструкцию 1 тыс. 493 км автодорог и 81 моста, общей протяженностью 4 тыс. 752 п. м.
На первом этапе дорожники намерены сосредоточить финансовые и материально-технические ресурсы на улучшении и совершенствовании транспортно-эксплуатационного состояния существующей сети автомобильных дорог. Второй этап предусматривает строительство и реконструкцию сети автодорог с целью формирования новых и развития традиционных транспортных коридоров, завершения формирования сети территориальных автодорог, развития дорожных маршрутов в приграничных районах, рационализации прохождения трасс и формирования новых автодорожных направлений.
Если говорить о текущих планах Дорожного комитета Ленинградской обл., то в 2003 г. на областную автодорожную сеть запланировано 2 млрд. 347 млн. руб., в том числе из федерального бюджета — 1,389 млрд. руб. и из областного — 958 млн. руб. При этом финансирование федеральных автодорог определено в объеме 530 млн. руб. На территориальную автодорожную сеть планируется направить 1 млрд. 817 млн. руб., из них — 859 млн. руб. федеральных субсидий и 958 млн. руб. — средства областного дорожного фонда.
Для сравнения — в 2002 г. финансирование складывалось следующим образом: на развитие всей сети автодорог региона было отпущено 2 млрд. 490 млн. руб., что на 40% выше показателя финансирования в 2001 г. В указанную сумму вошли субвенции и субсидии федерального бюджета в объеме 859,7 млн. руб. (в 2001 г. — 519 млн. руб.) и средства территориального дорожного фонда в объеме 1,6 млрд. руб. (в 2001 г. — 1 млрд. 145 млн. руб.). Опорные цифры 2004 г. таковы: из федерального бюджета планируются средства в объеме 2,396 млрд. руб., из областного — 1,068 млрд. руб.
Однако для реальной оценки работы отрасли на основе финансовых показателей требуется учитывать инфляцию и другие макроэкономические процессы. Более верную «картину» того, что удалось выполнить дорожным строителям Ленобласти на отпущенные суммы, могут продемонстрировать километры введенных в строй и отремонтированных дорог:
2001 г. — в Ленинградской обл. было построено 69,25 км новых, отремонтировно — 291 км существующих автодорог;
2002 г. — дорожники области построили 51,1 км новых и отремонтировали до 300 км (и еще почти 100 км в рамках юбилейной программы благоустройства населенных пунктов региона) существующих автотрасс;
2003 г. — согласно планам в регионе будет введено в эксплуатацию около 20 км новых и отремонтировано немногим более 100 км дорог.
Динамика финансирования отрасли, учитывая инфляционные процессы, неизбежно привела к снижению объемов дорожных ремонтно-строительных работ во всех регионах страны. Причина известна всем, кто так или иначе связан с автодорожным комплексом: решением Правительства РФ изменена налоговая база дорожной отрасли.
Действовавший с 1992 г. Федеральный закон «О дорожных фондах в Российской Федерации» позволил, несмотря на кризисную ситуацию в стране, сохранить сеть автомобильных дорог общего пользования. В эти годы финансирование дорожной отрасли осуществлялось в основном за счет налога с пользователей автомобильных дорог. Средства целевым назначением аккумулировались в федеральном и территориальных дорожных фондах (ФДФ и ТДФ соответственно).
Однако Федеральным законом от 5 августа 2000 г. «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» ФДФ был ликвидирован, а ставка налога на пользователей автомобильных дорог, являвшегося основным источником формирования территориальных дорожных фондов, снижена более чем в 2 раза — то есть до 1% от объема реализации налогоплательщиками продукции (работ, услуг). В результате в 2001 г. в целом произошло сокращение финансирования дорожного хозяйства России.
С 1 января 2003 г. взамен ранее действовавшего налога на пользователей автодорог источниками наполнения территориальных дорожных фондов стали три налога:
• акцизы на горюче-смазочные материалы;
• налог на землю;
• налог на автотранспортные средства.
Изменилась схема поступления средств: если ранее налог на пользователей автодорог поступал в региональную казну ежемесячно, когда предприятия сдавали балансы, то теперь картина иная: земельный налог оплачивается 1 раз в квартал, а налог с автовладельцев — 1 раз в год, до 1 сентября. Закон вступил в силу с 1 января текущего года, но только в апреле в территориальный дорожный фонд (ТДФ) начали поступать средства.
Существенно уменьшились и объемы финансирования дорожной отрасли. По существующим прогнозам, в этом году в ТДФ Ленобласти поступит на 35–40% меньше денежных средств, чем в 2002 г. Следовательно, снижаются и объемы ремонтно-строительных работ, производимых за счет ТДФ. Если в прошлом году дорожники Ленинградской обл. смогли отремонтировать почти 300 км автодорог, то в текущем году планируют — не более 150 км. Чтобы поддержать, сохранить автодорожную сеть в эксплуатационном состоянии дорожники вынуждены снизить объемы капитального ремонта дорог и увеличить объемы работ по поверхностной обработке.
Однако это не решает всех проблем, наибольшее беспокойство специалистов вызывает техническое состояние автодорожных мостов и путепроводов. Многие мосты в Ленобласти были построены в 1950–1960 гг. и сегодня нуждаются в капремонте или реконструкции. Кроме того, мостовые конструкции возводились по нормативам тех лет, рассчитывались на существенно меньшие нагрузки, в то время как современные грузовые автомобили способны перевозить до 100 т грузов и более.
В 2003 г. за счет субвенций и субсидий федерального бюджета в размере 357,7 млн. руб. предстоит ввести в эксплуатацию 14,5 км территориальных автодорог и 321 п. м. мостов и путепроводов. (Для сравнения: в 2002 г. за счет федеральных средств в размере 470 млн. руб. построено 40,7 км дорог и 1 мост, протяженностью 30 п. м.).
Особое место в планах Дорожного комитета занимает реконструкция мостов через реки Тосна, Святка, Мга, Мойка на автодороге «Санкт-Петербург—Петрокрепость», которая проходит по левому берегу реки Нева. При реконструкции моста через Мгу и Тосну применена уникальная технология — поперечная передвижка пролетного строения с временных опор на постоянные. Благодаря реализации этого проектного решения движение по маршруту от Петербурга на Петрокрепость прервалось лишь на 10 дней.
Продолжится реконструкция трассы «Петербург—Парголово—Огоньки», которая станет одним из важнейших участков международного маршрута «Москва—Санкт-Петербург—Хельсинки». На этот год поставлена задача ввести участок протяженностью 5 км. Запланировано продолжение строительства автотрассы «Санкт-Петербург—Сор­тавала», которая обеспечит выход с кольцевой автодороги вокруг Северной столицы на Приозерск в обход населенных пунктов и автодороги «Лодейное Поле—Вытегра», призванной связать Ленинградскую и Вологодскую области. В 2003 г. намечена сдача 8,7 км обхода города Выборга, благодаря чему основной поток транзитного грузового автотранспорта наконец покинет улицы старинного города.
На строительство и реконструкцию территориальных автодорог и мостов будет выделено 96,2 млн. руб. Завершится реконструкция путепровода через железную дорогу на 35 км автодороги «Зуево—Новая Ладога», по которой осуществляется связь промышленного областного города Кириши с федеральной трассой «Москва—Санкт-Петербург».
Одной из главных задач Дорожного комитета, впрочем как и других структур областного правительства, является создание наиболее благоприятных условий проживания для областных жителей. На сегодня в Ленинградской обл. есть небольшие населенные пункты, которые не обеспечены круглогодичным сообщением с дорогами общего пользования. Проезд из таких деревень и поселков возможен только по «зимнику» или летом в сухую погоду, а в остальное время они становятся фактически отрезанными от мира. Поэтому, не смотря на ухудшение финансирования дорожной отрасли, продолжатся работы по строительству дорог с твердым покрытием к этим маленьким, не играющим значительной роли в экономике региона, поселениям. Иначе нельзя, ведь в них живут люди…
На приведение в нормативное состояние сельских автодорог с последующей их приемкой в сеть дорог общего пользования Ленинградской обл. в 2003 г. предусмотрено выделить 80 млн. руб. из федерального бюджета. За текущий сезон предстоит отремонтировать и ввести в эксплуатацию 22,5 км песчано-гравийных и грунтовых проселочных дорог. Вместе с тем дорожники продолжат работу по благоустройству дорог в областных населенных пунктах. На эти цели запланировано 48,6 млн. руб.
Всего из областного бюджета на капитальный ремонт и ремонт автодорог и мостов в 2003 г. выделяется 172 млн. руб. (плановая цифра 2002 г. — 536 млн. руб.). В связи со столь незначительным объемом финансирования Дорожным комитетом Ленобласти взят курс на проведение ремонта большего количества километров автодорог с наименьшими затратами благодаря поверхностной обработке. На ремонт 94 км (что составляет 66% от общего количества ремонтируемых в этом году километров) по этой технологии потребуется примерно 23,9 млн. руб. (16% от выделенной суммы).
Поверхностная обработка позволит продлить срок службы дорожного покрытия на 2–3 года. Сущность ее состоит в том, что с помощью битумной эмульсии и фракционированного щебня (крупностью зерен 5–10 мм) на верхнем слое асфальтобетонного дорожного покрытия создать тонкий «коврик износа», который при тщательном соблюдении технологии надолго защитит покрытие от разрушения. Чтобы сопоставить затраты, нужно сказать, что стоимость капитального ремонта 1 км разрушенного покрытия в среднем составляет около 2 млн. руб., а стоимость 1 км поверхностной обработки — порядка 200–300 тыс. руб.
Таким образом, дорожники Ленинградской обл. ищут наиболее экономичные технологические возможности, чтобы, избавившись от «хронического недоремонта», выйти на нормативный уровень содержания автотрасс региона.

Дата: 12.11.2003
Дмитрий МИТРОПОЛЬСКИЙ
"СтройПРОФИль" №4
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!