Особенности рынка дорожно-строительной техники и запасных частей в России

1 стр. из 1

Закупка техники для предприятий дорожного хозяйства осуществляется на дей­ствующем в нашей стране рынке строительных, дорожных и коммунальных машин.
В настоящий момент рынок характеризуется:
•наличием отечественных монополистов в производстве отдельных машин;
•низким объемом и платежеспособно­стью рынка;
•присутствием зарубежных производителей техники;
•значительной разницей в ценах на отечественную и зарубежную технику (в 4–6 раз);
•низким качеством отечественной техники
(за редким исключением — если в ней использованы зарубежные комплектующие);
•постоянный рост цен практически на всю продукцию отечественных производителей (25–40% в год).
В результате главным критерием выбора отечественной техники является цена. Стоимость отечественной машины примерно в 4–6 раз ниже импортной. Например, стоимость экскаватора ЕК-12 Тверского экскаваторного завода $28000–29000, а импортной техники подобного класса — от $115000.
Общий объем производства отечественной техники за последние три года представлен в табл. 1. Как видно из таблицы, происходит спад производства по большинству видов изделий к уровню 2001 г. в среднем на 25–35% в год.
Основными причинами падения объемов производства являются:
•резкое сокращение объемов дорожного строительства;
•сокращение финансирования;
•снижение надежности и качества выпускаемых машин;
•ценовая политика;
•отечественные производители медленными темпами осваивают выпуск техники нового поколения;
•появление на российском рынке подержанной импортной техники (second-hand) по сравнительно низким ценам.
Подержанная импортная техника обладает большим остаточным ресурсом, что и определяет выбор покупателя не в пользу новой отечественной техники.
Что касается новой импортной дорожно-строительной техники, то за последние три года наблюдается явное увеличение объема продаж (см. рис. 1). Наблюдается активизация взаимодействия западных фирм с российским рынком.
Возвращаясь к приведенным выше характеристикам рынка, необходимо отметить, что, приобретая продукцию отечественных производителей по сравнительно низким ценам, потребитель часто сталкивается с проблемой по обеспечению работо­способности машин в процессе эксплуатации. Поэтому очень важным моментом является отношение отечественных производителей к организации производства и поставок запасных частей, обеспечению продукции сервисным сопровождением.
Наличие рынка строительной и дорожной техники неразрывно связано с необходимостью качественно новых взаимоотношений между производителями и потребителями продукции — взаимоотношений, при которых ответственность за работоспособность машин несет именно производитель в течение всего срока эксплуатации,  независимо от региона использования.
В мировой практике данный принцип реализуется производителями через систему фирменного обслуживания.
Борьба за рынки сбыта все чаще выходит за рамки маневрирования ценой, и лидирующие компании предпочитают бороться путем совершенствования конструкции машин и предоставления более широкого комплекса услуг технического сервиса в процессе эксплуатации.
Уровень услуг технического сервиса, предоставляемый предприятиями-изготовителями техники, является мощным рычагом в объемах реализации техники, повышения ее конкурентоспособности. Конечно, разница в ценах на отечественную и импортную технику значительна, но и качество зарубежной техники гораздо выше. И все же многие потребители приобретают более дешевую, технически более простую отечественную технику.
Обеспеченность запасными частями (имеется в виду полнота номенклатуры и сроки поставки) является важнейшим аргументом в пользу выбора поставщиков техники, особо не отличающейся надежностью.
К большому сожалению, отечественные производители техники до сих пор не осознали важность этой истины. Практически ни один завод-изготовитель не имеет четкой системы обеспечения запасными частями своей продукции. Только благодаря фирмам-посредникам решаются вопросы поставок запасных частей. В то же время региональные представительства изготовителей бездействуют. Стыдно сказать, но каталоги запасных частей, номенклатурные тетради и другие виды технической литературы были выпущены в 70–80-х гг. — и то благодаря усилиям ВТО «Трактороэкспорт». Такое отношение производителей к процессу обеспечения запасными частями существенно влияет не только на рынок запасных частей, но и на весь рынок дорожно-строительной техники.
В целом отечественный рынок запасных частей для дорожно-строительной техники можно охарактеризовать следующим образом:
•неполнота охвата номенклатуры запасных частей (по продукции целых заводов и по отдельным сборочным единицам);
•относительно низкое и постоянно снижающееся качество, особенно это касается заводов монополистов;
•отсутствие стабильных связей с заводами, оставшимися в республиках бывшего СССР;
•постоянное повышение цен, особенно на заводах-монополистах;
•активизация на рынке заводов смежных отраслей;
•относительно большое количество фирм-посредников, занимающихся продажей запасных частей;
•отсутствие на складах фирм полной номенклатуры запасных частей (за исключением
узкоспециализированных);
•низкий уровень работы представительств, торговых домов и доверенных дилеров заводов-изготовителей, которые делают акцент на сбыте полнокомплектной техники, а не запасных частей;
•полная неподконтрольность рынка зап­частей заводам-изготовителям;
•негативное отношение заводов-изготовителей техники к фирмам, занимающимся запасными частями;
•явная в последнее время тенденция у заводов-изготовителей к увеличению сроков по­ставки оригинальных запасных частей;
•заводы-изготовители элементной базы (гидравлика) требуют закупки крупных партий, что не под силу небольшим фирмам, особенно в регионах, где потребление запасных частей ограничено, что приводит к необходимости закупки запасных частей через посредников, что в результате сказывается на цене.
Возвращаясь к рынку дорожно-строительной техники, следует отметить, что появились новые изделия — гидравлические станции и инструмент.
Отечественные и зарубежные производители дорожной, строительной и коммунальной техники, специализированного оборудования и инструмента постоянно работают над созданием принципиально новых типов продукции.
Новые образцы продукции, как правило, являющиеся альтернативным оборудованием ранее выпускаемым типам и образцам, отличаются более высокими показателями производительности, КПД, надежности, экологичности, эргономичности, а также экономической эффективности.
Современная строительная и дорожная техника и специальное оборудование немыслимы без гидравлических систем, служащих для привода различных типов рабочего оборудования.
В последние годы ведущие зарубежные фирмы Lifton, JCB (Англия), HYDRA, Fast Verdini (Италия) и др., а также отечественные производители «Горный инструмент» (Санкт-Петербург) освоили выпуск автономных гидравлических станций.
В данный момент на отечественном рынке строительной, дорожной техники и средств малой механизации процент динамического оборудования ничтожно мал, несмотря на очевидные преимущества его применения. Это, бесспорно, связано с относительно недавним появлением оборудования данного типа, отсутствием опыта эксплуатации, а также невысокой активно­стью продвижения новых технологий в нашей стране.
Подводя итог, можно сделать вывод, что отечественные производители должны принять серьезные решения, связанные с повышением технического уровня, обеспечением высокой надежности выпускаемой техники. Только в этом случае можно успешно работать как на российском рынке дорожно-строительной техники, так и за рубежом.                          

Дата: 12.11.2003
С.ЛОКШИН, профессор МАДИ (ГТУ), Е. ЛОКШИНА, аспирант МАДИ (ГТУ)
"СтройПРОФИль" №4
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!