Реформа ЖКХ: необходимы комплексные решения

1 стр. из 1

— Олег Александрович, несколько слов об итогах встречи…
— Конечно, наиболее важным является то, что на самом высоком уровне Госстрой собрал много авторитетных людей, связанных с проблемами жилищно-коммунального хозяйства. Это подтверждает, что приоритеты по дальнейшему развитию ЖКХ все же, наконец, определены.
Каждый, кто на этой встрече просил слова, завершал выступление практически одинаково: не может быть старого подхода, половинчатых решений при сегодняшнем катастрофическом положении дел. Все понимают, насколько тяжело «раскачать» механизм реорганизации жилищно-коммунального хозяйства. Но дорогу осилит идущий.
На мой взгляд, если осознать весь масштаб необходимой работы, спланировать поэтапную, буквально по шагам, работу, то за обозримый срок можно достичь вполне реальных результатов.
— Как бы Вы расставили приоритеты при решении проблем, связанных, например, с крайней изношенностью трубопроводов?
— Сегодня в стране максимально должны быть использованы такие материалы и технологии, которые позволят не только в целом более экономно расходовать отпущенные средства, но и меньше тратить на будущий ремонт и обслуживание систем. Лучшим на сегодня вариантом мне видится максимально возможное использование пластмассовых трубопроводов. Уже хрестоматийным стал пример Японии, где во время землетрясений 1995 и 2001 гг. уцелелели только системы, выполненные из пластмассовых труб. Использование пластмассы позволит и увеличить срок эксплуатации, и избавиться от забитых изнутри ржавчиной труб. Посмотрите на срез трубы, привезенной из Финляндии. Представьте себе, насколько могут быть заросшими трубы в системах водоснабжения российских городов! Могу подтвердить — большинство руководителей водоканалов правильно понимают, что нужно сейчас делать для изменения ситуации в отрасли.
Первое, что сейчас нужно менять, — это распределительные и водоотводящие сети внутри кварталов. Объем работы в целом по стране таков, что даже если дружно взяться за эту работу, то на замену только внутриквартальных сетей уйдет минимум десять лет!
— Впечатляет…
— Но с чего-то же нужно начинать? И самым верным будет максимальное использование современных технологий ремонта — тех же систем бестраншейного ремонта трубопроводов. Если этот метод сравнивать с методом ведения работ по замене труб традиционным способом, то при использовании бестраншейной технологии получается более чем двукратный выигрыш. Думаю, руководство Госстроя понимает все эти преимущества. Но, к сожалению, на руководителя любого ранга в строительном министерстве каждодневно сваливается такое количество проблем, что ожидать целенаправленных шагов именно в этом узком секторе — в ЖКХ — очень трудно. Гораздо больше надежд я возлагаю на городские администрации, руководство горводоканалов.
— Какие города Вы могли бы назвать в качестве примера, где руководители коммунальной сферы внедряют современное оборудование, технологии?
— Таких городов не так уж мало. Это Новосибирск, Томск, Иркутск, Новокузнецк, Псков, Санкт-Петербург. Много можно рассказать о Нижневартовске, где наши коллеги не только активно ведут замену старых водопроводных и канализационных труб и оборудования, но и выполняют работы по тепловым сетям. Активно меняют стальные трубы на пластмассовые и в Чите. Возможно, не в таких объемах, как Иркутск или Новосибирск, но все же пытаются улучшить положение дел.
— Ваше отношение к использованию импортных труб?
— Наша промышленность не выпускает достаточно качественных труб, поэтому мои предпочтения отданы импортной продукции. Но говорить сейчас следует даже не о качестве, а о том, что в России отсутствует нормативная база по сертификации труб. Сегодня на многие виды пластмассовых труб просто нет нормативов. Положение действительно критическое, ведь даже разработать эти стандарты некому — нет специалистов, способных сделать эту работу. Лучшим при таких условиях могло бы стать самое простое решение: в течение определенного времени использовать на территории России иностранные стандарты. По крайней мере это даст возможность подготовить отечественную документную базу.
В Госстрое все выступавшие в один голос заявляли, что качество отечественных пластмассовых труб никуда не годится. Да, фактически трубы полностью соответствуют нашим российским стандартам. Но, увы, приходится признать, что мы используем стандарты, не соответствующие современным требованиям. И пусть сегодня импортные трубы дороже отечественных на 10—15%, но зато это с проверенным качеством изделия, соответствующие европейским стандартам.
— Есть ли у Вас какая-то статистика о принятых в России и за рубежом интервалах между ремонтами водопроводных сетей?
— Как это ни прискорбно, но сравнивать межремонтный период у нас и на Западе просто невозможно. Во-первых, там уже очень давно отказались от стальных труб (именно ремонт стальных труб — самое дорогое на сегодня мероприятие). Используются или пластмассовые, или чугунные трубы с цементно-песчаной изоляцией, которая имеет гарантийный срок не более 10 лет. Во-вторых, регламентирована ежегодная телевизионная диагностика внутренних поверхностей трубы с помощью TV-роботов. Представьте, как это ни парадоксально, но в наших стандартах тоже существует требование ежегодной телевизионной диагностики! Правда, мы не имеем такой техники, которая позволяла бы это требование выполнять. Само по себе подобное оборудование в России есть. И даже отечественного производства. К сожалению, этого оборудования мало, и рассчитывать на работу с подобными новинками могут только большие города. Ко всему прочему наши роботы на порядок уступают импортным — как по техническим возможностям, так и по долговечности.
Тем не менее современные достижения в сфере диагностики трубопроводов таковы, что использовать роботов и другое необходимое оборудование для обследования любой части водопровода может любая жилконтора. К сожалению, само жилищно-коммунальное хозяйство не готово к такой работе. Сегодня государство повернулось лицом к этой проблеме, но требуется следующий шаг — признание того, что по всей цепочке восстановления систем ЖКХ требуется вкладывать немалые средства. И пока этот шаг не сделан, все действия в данном направлении всего лишь декларации.
— Но это огромные финансовые вложения! За счет чего могут производиться столь масштабные реформы?
— Могу сказать только одно: любая, даже небольшая жилконтора, собирает ежемесячно коммунальных платежей на сумму, превышающую $25000! Если бы все эти деньги оставались в жилконторе на техническое оснащение и регулярные ремонты, она бы процветала. Но основная доля (около 95%) собранных средств уходит в городской бюджет. В любом российском городе. Как эти средства в дальнейшем используются на пользу коммунальному хозяйству — никто не знает. Поэтому и обсуждается сейчас предложение о создании государственного коммунального банка, куда поступали бы все коммунальные платежи, а собранные средства шли бы только на ЖКХ. Это может стать реальным выходом из создавшегося положения.
— Наверное, это можно сделать одним из этапов предстоящей реформы ЖКХ?
— Да, конечно. Например, в Кемеровской области уже достаточно детально обсуждаются варианты решения данной проблемы с моими коллегами. В стране необходимо создавать механизм, систему, в которой затратная и доходная часть ЖКХ были бы абсолютно прозрачны, чтобы любой мог оценить, сколько он тратит на коммунальные услуги и куда расходуются деньги.
С чего стоило бы начать реформы? С замены обветшавших трубопроводных систем. А следом — провести кардинальное изменение механизма работы всей отрасли, создать возможности для предоставления услуг в сфере ЖКХ на конкурентной основе, чтобы каждый из нас не чувствовал себя зависимым от сантехника «дяди Васи», не переплачивал бы за замену, к примеру, вентиля «шабашникам», чтобы мог выбирать наиболее качественные услуги. А для этого необходим рынок предоставляемых услуг. Тогда не будет ни завышенных цен, ни ожиданий, когда придут чинить подтекающий кран.
Третьим этапом должна стать замена внутридомовых сетей и энергоемкого оборудования на менее энергопотребляющее.
— То есть речь идет о комплексной замене всего оборудования?
— Совершенно верно. Эффективным может стать только такой подход — комплексная замена и насосов, и труб, и архитектуры.
— Вы ссылались на положительный опыт работников водоканала г. Иркутска. Как они решают эти проблемы?
— Да, успехи в Иркутске очевидны. И отрадно то, что это запланированные улучшения. Просто, руководство там ведет всю работу стратегически правильно. Конечно, до трубопроводов малого диаметра руки еще не дошли, однако выпуски канализации и вводы водопровода из пластмассовых труб уже делаются.
Но основная масса работ — это те водораспределительные сети и сети канализации, которые требуют незамедлительной замены. К слову, в Иркутск, по моим подсчетам, уже поставлено более 30 км пластмассовых труб. В основном это трубы импортных производителей — компаний «Упонор», «КВХ-Пайп»,
«Вавин». Никаких нареканий по качеству материала трубы нет. На самом деле, если на одну чашу весов поставить качество и долговечность, гарантии на годы, а на другую — небольшую разницу в цене и несравнимо меньшие обязательства производителя, то отечественные трубы просто не могут составлять на сегодня конкуренцию западным материалам и технологиям. Можно ли считать существенной разницу в стоимости в 100 руб.? Сегодня один метр трубы на давление 10 кГ/. см при диаметре 225 мм от отечественного производителя стоит 600 руб., от западного, например, компании «Упонор» — 700 руб. Выводы напрашиваются сами.
— Использование новых технологий. Что сегодня может быть использовано для улучшения ситуации? Как при ремонте, так и при обслуживании трубопроводов?
— Готов подтвердить, что сегодня для коммунального хозяйства могут быть предложены самые современные технологии. Например, наша организация не только поставляет технологическое оборудование, но и обучает людей, персонал заинтересованных предприятий.
— Общая характеристика деятельности фирмы «ИНКО».
— Если кратко, то направление деятельности — консалтинг, внедрение передового опыта, технологий, современных материалов в России. Мы обобщаем те знания и опыт, которые существуют в мире, и пытаемся внедрить все лучшее у нас в стране.
— Итак, будущее за пластмассовыми трубами?
— Безусловно… Только пластмассовая труба не корродирует и не имеет внутреннего обрастания. Пластмассовые трубы имеют гарантию 50 лет. Но по последним наблюдениям, проводившимся в компаниях «Упонор», «КВХ-Пайп» и «Вавин», этот срок службы можно увеличить в два раза, то есть до ста лет. Уже есть достаточно примеров трубопроводов, проработавших более пятидесяти лет без всяких нареканий. Нас пугают авариями. У меня иногда создается впечатление, что описания различных аварий на пластмассовых трубопроводах — по большому счету сказки. В других-то странах аварий нет. В пластмассовых трубопроводах ломаться нечему! Безусловно, если на трубопровод из пластмассы ставится наша отечественная задвижка, срок службы которой три года, то система будет течь. Но это всего лишь подтверждение ранее сказанному — только комплексные решения могут дать положительный результат. Если вы ставите пластмассовую трубу, то поставьте и хорошую арматуру. Если заменили и то и другое — то поменяйте обязательно насос. Вы от этого только выиграете.
— Спасибо, Олег Александрович, за интересную беседу. Возможно, кого-либо из читателей-строителей эта информация заставит по-новому взглянуть на тот масштаб задач, которые придется решать при реформировании жилищно-коммунального хозяйства страны.

Дата: 12.11.2003
Беседовал А. РОЩИН
"СтройПРОФИль" №4
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!