Огни над рекой

1 стр. из 1

Мосты являются сложными инженерно-техническими сооружениями, поэтому при создании осветительных установок (ОУ) архитектурного освещения мостов возникает масса сложностей, напрямую связанных с особенностями конструкции моста, его расположением. Традиционно существует ряд требований. Например, желательно применять исключительно эффективные источники света с продолжительным сроком службы; нормируемые значения яркостей (СНиП 23-05-95, МГСН2.06-99) увеличивать в 2–3 раза, чтобы обеспечить восприятие объекта с большого расстояния, включая элементы моста малых угловых размеров; максимально ограничивать прямую и отраженную блесткость осветительных приборов (ОП), учитывая существующее утилитарное уличное освещение; обеспечивать высокий уровень электробезопасности ОУ, необходимость доступности к ОП; обеспечивать защиту ОП от вандализма; устанавливать ОП с учетом жестких требований к сохранности конструкций моста.
За годы многолетней деятельности ЗАО НПСП «Светосервис» реализован целый ряд ОУ архитектурного освещения мостов как в Москве, так и в других городах России.
В Москве осуществлено освещение всех 18 действующих мостов через Москву-реку в черте города.
Рассмотрим для примера архитектурное освещение двух мостов через Москву-реку, выполненное в объеме городской программы 2002 г. (инж. Е.Мясоедова, В.Швачко). Это Смоленский и Лужнецкий метромосты, входящие в архитектурные ансамбли площади Киевского вокзала и Лужников. Кроме того, ознакомимся с ОУ Октябрьского моста через реку Шексну в г. Череповец Вологодской области (инж. Н.Перова, Н.Тимофеева).
Город Череповец — город металлургов. Он основан 225 лет назад по указу Екатерины Великой «…для пользы водяной коммуникации», т.е. благодаря полноводной реке Шексне.
Череповецкий Октябрьский мост через Шексну — основная достопримечательность города, важнейший элемент архитектурного ансамбля его центра. Построенный в 1976 г., мост соединил левый и правый берега Шексны, дав возможность активному строительству новых районов города на левом берегу. Топография берегов и ширина акватории определили тип моста — вантовый подвесной, с ездой понизу. Вантовая система придает стройность и грандиозность сооружению. Мост несимметричный, однопилонный, подобный Северинскому мосту через реку Рейн в г. Кельн (Германия). Длина моста — 781 м, высота — 83 м. В 2001 г. осуществлено рабочее проектирование архитектурного освещения моста, а с 2002 г. проводится поэтапный монтаж осветительной установки. Светом различного спектрального состава подчеркнуты пилон, ванты, цилиндрические опоры судоходной части и двутавровые опоры несудоходной части, а также фрагментарно подсвечено собственно «тело» моста (рис. 1, 2).
Пилон — центральный и самый высокий элемент моста — освещен мощными прожекторами с металлогалогенными (галогеновыми) лампами дневного и холодно-белого света. Завершающая часть пилона выделена желтым светом натриевых ламп. «Лучи» вант, сходящиеся под разными углами к вершине пилона, подсвечиваются мощными прожекторами различного светораспределения с целью ограничения прямой блесткости. Ближние к пилону ванты освещаются прожекторами узкого светораспределения, а ванты, удаленные от пилона, — прожекторами широкого асимметричного светораспределения с металлогалогенными лампами холодно-белого света. Высокие опоры судоходной части и мощные опоры несудоходной части подсвечены холодно-белым светом прожекторов широкого светораспределения.
«Тело» моста декоративно отмечено по всей его длине желтыми «галочками», образованными излучением двух прожекторов асимметричного светораспределения, с осевыми лучами, направленными в разные стороны. Уникальный мост является гордостью череповчан, поэтому установка его архитектурного освещения — событие для города. Включение первой очереди ОУ состоялось в торжественной обстановке на праздновании Дня города.
Смоленский метромост, первый метромост в Москве, построен в 1937 г. по проекту архитекторов К. и Ю. Яковлевых. Он соединил Смоленскую и Киевскую станции метрополитена. Длина моста — 1300 м, высота — 23 м. Строгий, графически четко решенный облик моста с аркой значительных размеров, с вертикалями подвесок, соединяющими проезжую часть с аркой и в то же время придающими мосту легкость и воздушность, требовал нетривиального размещения осветительных установок.
Специалистам удалось концептуально решить архитектурное освещение моста, подчеркнуть его конструктивные достоин­ства (фото 1). Близость к Киевскому вокзалу определила колористическое решение ОУ архитектурного освещения — сочетание синего и желтого цветов украинского флага. Фасадная плоскость моста выделена синим светом светильников с люминесцентными лампами.
Арка речного пролета, подвески и несущая ферма освещены желтым светом нат­риевых ламп. Для равномерного освещения основного элемента моста — несущей арки — используются зеркальные лампы с натриевой горелкой типа «Рефлакс» с максимумом силы света под углом 67о. Светильники, подсвечивающие арку, закреплены на подвесках с большим выносом от освещаемой поверхности.
Фасад берегового пролета освещен желтым светом люминесцентных светильников, а пространство под пролетом — уличными светильниками с натриевыми лампами.
В 1957 г. при строительстве продолжения Сокольнической линии Московского метрополитена в новые юго-западные районы Москвы был построен Лужнецкий двухъярусный мост по проекту архитекторов К.Яковлева и Н.Рудомазина, связывающий Комсомольский проспект с проспектом Вернадского. Нижний ярус моста предназначен для движения составов метрополитена со станции Ленинские горы; верхний ярус, более протяженный, — для движения автотранспорта. Длина моста — 902 м, высота — 27 м. Место расположения моста чрезвычайно живописно. Здесь Москва-река образует крутую излучину в сторону высокого правого берега Воробьевых гор. Мост легкой, ажурной конструкции с простыми и строгими арками несомненно вписался в окружающий ландшафт. Однако его конструкции преждевременно утратили несущую способность. В 2002 г. метромост в Лужниках реконструирован по проекту архитектора А.Тасалова. Внешний вид моста изменился незначительно. Колористическое решение моста довольно контрастно: верхнее полотно и опоры — белого цвета, нижнее полотно — синего. Концептуальное решение архитектурного освещения, согласованное с автором реконструкции, позволяет подчерк­нуть светом конструктивную особенность моста, два уровня различного назначения, устойчивость и надежность опор (фото 2). Арка моста светом не выделяется. Это позволяет визуально воспринимать полную ширину русла реки без ограниченных рамок арки. Нижняя плоскость пролетных строений моста и опоры освещены прожекторами асимметричного широкого светораспределения. В средней части моста, где высота опор максимальна, предусмотрено дополнительное освещение прожекторами концентрированного светораспределения. Основная часть моста освещается холодно-белым светом. Тепло-белым светом подсвечиваются только стены станции метрополитена и замковые камни фасада верхнего полотна моста.
В силу того, что в Москве строятся новые мосты, перестраиваются, реконструируются и даже перевозятся старые, процесс создания новых ОУ продолжается. Кроме того, есть множество неосвещенных мостов через реку Яузу, набережные которой сегодня активно реконструируются. Предполагается в самое ближайшее время осуществить архитектурное освещение и этих мостов.
В московской городской программе по наружному архитектурному освещению на 2003 г. предусмотрено создание целого ряда ОУ архитектурного освещения мостов.
Трудно переоценить роль освещенного моста в формировании вечерней панорамы любого города. Световой образ грандиозного сооружения прекрасно воспринимается в вечернее время с обоих берегов, с различных ракурсов и расстояний. Необыкновенной игрой разноцветных огней и бликов в темной речной глади дополняются эстетико-художественные достоинства города.                               

Дата: 12.11.2003
Н.С.ПЕРОВА, к.т.н., ЗАО НПСП «Светосервис»
"СтройПРОФИль" №4
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!