Петербург — столица Европы. Путь в XXI веке?

1 стр. из 1

На пресс-конференции 22 апреля 2003 г. депутат Государственной Думы РФ, председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Г. Томчин представил свою перспективную программу развития нашего города «Санкт-Петербург — столица Европы. Путь в XXI веке».
По мнению Г. Томчина, Санкт-Петербург принадлежит к тем городам России и мира, принципы развития которых являются скорее исключениями из правил, чем их подтверждением. Уникальность нашего города определяет и его судьбу, и его будущее. Всем известно, что Петербург, в отличие от других крупных городов, изначально задумывался и строился как столица крупного государства. К
1914 г. он находился на вершине мировой славы. Однако путь к цели, ради которой город создавался , был прерван Мировой войной и социальными катаклизмами.
Сегодня Петербург — это юный по историческим меркам город с «телом дряхлого старика» и утерянным предназначением. Однако мы имеем колоссальный ресурс возрождения, который нужно обнаружить и правильно им воспользоваться. Но этому, полагает депутат, мешает ряд мифов, требующих немедленного развенчания.
Первый из них заключается в мнении, что мы живем в большом городе. Расстояние от центра Петербурга до его границ соответствует российскому городу в 1–
2 млн. жителей. Инфраструктура рассчитана на количество жителей в два раза меньшее, чем есть сейчас. Поэтому у Петербурга на сегодняшний день есть два пути. Либо инфраструктура будет развита до соответствия количеству жителей. Либо число петербуржцев сократится до существующего уровня инфраструктуры.
Миф второй: Петербург — город-порт. Как известно, емкость порта зависит от пропускной способности морского канала. Сегодня для Санкт-Петербурга она соответствует одной трети грузооборота порта Хельсинки. Средняя глубина «Маркизовой лужи» (Финский залив от Петербурга до Кронштадта) равна 4 м, при том что для судов необходимы 25 м.
Третий миф, по мнению Г. Томчина, касается развития туристической индустрии города. В городе всего 31 тыс. гостиничных мест. В этом смысле Петербург нельзя сравнить даже с Берлином или Мюнхеном, не говоря уже о Париже; разве только с финским городом Турку, в котором на 179 тыс. жителей приходится 45 тыс. гостиничных мест. Поэтому говорить о наличии туризма в Петербурге пока, к сожалению, нельзя.
Для изменения положения депутат предлагает превратить мифы в реальность. Для этого он и выдвигает программу «Санкт-Петербург — столица Европы. Путь в XXI веке», включающую ряд проектов:
I. Перенос порта на линию Кронштадт — дамба — Ломоносов. Это позволит значительно увеличить его пропускную способность. Глубина вокруг Конштадта составляет 22–25 м, что оптимально для современных судов. Для этого необходимо достроить дамбу и организовать по ней не только автомобильное, но и железнодорожное сообщение. Предлагаемый инструмент — сдать в финансовую концессию на международном конкурсе Кронштадт вместе с морским заводом (построив портовые сооружения), недостроенную дамбу с прилегающей территорией в районе Ломоносова и Горской и территорию нынешнего порта города. Сделать это с условием (сервитутом) переноса грузового порта из города на линию Кронштадт — дамба — Ломоносов и постройки на месте нынешнего порта коммерчески выгодного городского района. Это позволит привлечь средства для того, чтобы вывезти из города грузовой железнодорожно-портовый транспортный узел, что в свою очередь освободит огромные территории во Фрунзенском, Выборгском и Московском районах .
Стоимость проекта по самым скромным подсчетам равна примерно $8–12 млрд., темп вложений — 5 лет. Реализовывать такой проект государство должно вместе с нынешними владельцами порта.
II. Перенос заводов в промышленные зоны. Пока что, по мнению Г. Томчина, подход к этой идее неверен. Руководству заводов все время говорят — отдай площади, у нас и так хватает заводов. Мы же говорим — оставьте себе территории, которые у вас есть, со всеми производственными льготами и берите любое количество земли промзон на окраинах города. Если при этом стимулировать создание для управления недвижимостью единого конгломерата из собственников этих же заводов, то они сами найдут деньги и для переноса производств, и для создания коммерческой городской инфраструктуры.
III. Где найти деньги на поддержание и восстановление всех исторических памятников Петербурга? 2,5 тыс. памятников, из которых только 400 зданий — музеи, театры, здания администрации и т. п. А остальные 2 тыс. зданий можно спокойно передать в частные руки. Сегодня власти города идут на компромиссный вариант: предлагают их в управление. Но многие из зданий — исторических памятников — нуждаются в очень серьезных вложениях. Пойти на такие затраты может только собственник. Значит, надо продавать. При этом твердо определяется порядок продажи, с жестким законодательно оформленным обременением реставрации и сохранности. На сегодняшний день средняя цена таких строений-памятников составляет около $4–5 млн.
IV. Если мы сможем организовать туризм, по уровню равный парижскому, то бюджетный доход составит более
$2,5 млрд., не говоря уже о появлении сотен тысяч новых рабочих мест. Прежде всего, необходимо обеспечить гостиничные места. Надо, например, снять с застройщиков 35%-ю нагрузку на себестоимость и за городскую инфраструктуру, если они хотят переоборудовать жилой дом в гостиницу. То же касается любой постройки новых жилых домов, чтобы обеспечить расселение. Строительный комплекс может привлечь деньги и создать до 200 тыс. гостиничных мест. Важно законодательным путем снять препятствия, существующие для развития туризма. Если с иностранца берут за место в гостинице и за проезд в транспорте больше, чем с россиянина, то это, как минимум, неуважение к гостям города, которое ведет к появлению отрицательного туристического имиджа. Туристы нам обеспечивают жизнь. Это должно стать идеологией города.
Однако чисто экономических шагов мало. Петербургу необходима общественная функция. Он имеет шансы стать городом с атрибутами мировой столицы. Можно предложить несколько вариантов международных функций, которые достаточно обоснованно могут закрепиться за Петербургом. Город можно превратить в центр общения лидеров мировых религий.
Кризис ООН дает возможность создания в Петербурге всемирной переговорной площадки не стран, а социальных групп, иначе говоря, Всемирного Парламента. Возможны и другие проекты.
Таковы, вкратце, предложения депутата Томчина. Казалось бы, все великолепно, красиво, масштабно. Но есть в этом что-то от прожектерства гоголевского помещика Манилова — человека, много «прожектировавшего», но в жизни ничего не сделавшего. Это ощущение усиливается и потому, что несмотря на все старания журналистов депутат не озвучил никакой «конкретики», ограничиваясь пожеланиями «дружно засучить рукава» и работать.

Дата: 12.11.2003
Михаил КУЛЫБИН
"Петербургский строительный рынок" №5
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!