Столица мостов

1 стр. из 1

Продолжение. Начало см. в № 1-3 2003г.

НАД КАНАЛАМИ И МАЛЫМИ РЕКАМИ
Один из иностранных гостей, посетивший российскую столицу в самом начале ее истории, заметил: «Сей город прорезан многими каналами, через которые наведены мосты». В основном это были деревянные сооружения, поставленные на сваи и ряжи. Некоторые из них оснащались примитивными разводными пролетами для прохода судов.
К 1725 г. в Санкт-Петербурге жило около 40 тыс. человек, город занимал площадь
15, 5 кв. км и в нем было построено 20 мостов. Уже через 15 лет их стало более 40. А в 1753 г., в год 50-летия Северной столицы, мостов было уже более 50. Это притом что в городе проживало уже более 100 тыс. человек, а его площадь достигла 30 кв. км.
Из всех петербургских мостов одним из самых известных и интересных как с архитектурной, так и с исторической точки зрения является Аничков мост через Фонтанку в створе Невского проспекта.
«Большая першпективная дорога» — нынешний Невский проспект — была размечена и разбита в 1713 г. по личному указу Петра I. В 1715 г. он же повелел построить мост через Фонтанную реку. Первый мост длиной в 150 м перекрывал проток и заболоченную пойму. Это было простое деревянное многопролетное балочное сооружение на свайных опорах. Его строительство было завершено в мае 1716 г.
Мост был пограничной заставой Санкт-Петербурга. Там имелся постоянный караул, солдаты которого проверяли «пашпорта» у все въезжавших в город и покидавших его.
Мост был недостаточно хорошо построен, и уже через девять лет его пришлось капитально ремонтировать. Затем починка вновь была проведена в 1742 г., а в 1749 г. было принято решение о замене его более капитальным сооружением.
Одна из версий гласит, что решение о перестройке моста было принято из-за того, что ожидался приход «Индийских подарков». Персидский шах презентовал Императрице Анне Иоанновне полтора десятка слонов. Но очень может быть, что главной причиной этому послужили здравые рассуждения градоначальника, который решил, что проще построить капитальное, надежное строение, чем каждые десять лет тратиться на капитальный ремонт.
Как бы то ни было, но новый деревянный мост был построен под руководством архитектора Семена Волкова. Он получился длинным, более 200 м, и не разводным, так как в этом месте Фонтанка не была судоходной. Сверху мост обили стругаными досками и покрасили «под гранит».
В начале 80-х гг. XVIII в. в Санкт-Петербурге начинается то, что сейчас принято называть «оживление строительного рынка». Город разрастается с необычайной быстротой. Одним из объектов застройки становится набережная Фонтанки, которую решено «одеть в гранит». Работы по облагораживанию берегов реки поручаются инженеру В. Ф. Бауэру (на русский манер его называли просто Баур). Параллельно, в период с 1783 по 1787 гг., начинается возведение каменного моста через Фонтанку. Работами руководит инженер-полковник М. О. Аничков, в то время командовавший саперным батальоном, казармы которого располагались неподалеку, в так называемой Аничковой слободе.
Авторство проекта моста приписывается разным архитекторам, например Ж.-Р. Перроне, но истина, по-видимому, так и останется неизвестна. Мост получил название Аничков. Он был выполнен из камня, с тремя пролетами, при этом центральный из них был сделан деревянным, разводным. Подобный вариант сегодня можно увидеть на соседнем Аничкову Ломоносовском мосту (бывший Чернышев).
В 1841 г. Аничков мост решили капитально перестроить и расширить проезжую часть. Работы были начаты 22 мая и закончены в начале ноября. Арочные пролетные строения были выложены кирпичом, а опоры и арки были облицованы гранитом чистой тески. В начале ноября были установлены перила, окончены гранитные пьедесталы для статуй, а вскоре на них установили скульптурные группы. Один из петербургских газетчиков восторженно писал тогда: «Новый Аничков мост приводит в восхищение всех жителей столицы. Толпами собираются они любоваться удивительной пропорцией всех частей моста и лошадьми — смело скажем, единственными в мире. В Аничковом мосту есть что-то открытое, ловкое, привлекательное! Въехав на мост, кажется, что отдохнул!… Ни одно из петербургских сооружений не произвело такого впечатления на жителей столицы, как Аничков мост! Честь и слава строителям!»
Читая эти строки, невольно думаешь: как мало было надо нашим предкам для радости и восторга, и как очерствели наши души. Я специально сходил на Аничков мост и простоял на нем около получаса. Ни на лицах пешеходов, проходящих по его тротуарам, ни на лицах автолюбителей, гонящих своих «стальных коней» по его каменной спине я не увидел ни следа восторга, ни крупицы восхищения. Хотя, может быть, я хочу слишком многого? Ведь истинное предназначение мостов — делать незаметной переправу через водную преграду. Отлично справляясь с этой задачей в течение долгих лет, они и сами рано или поздно становятся незаметной частью городского пейзажа, врастают в тело города, не делаясь от этого менее прекрасными.
Движение по мосту было открыто в январе 1842 г. По отчетам Министерства внутренних дел, ведавших тогда строительством мостовых сооружений, Аничков мост обошелся казне в 195 294 руб. серебром.
Конные скульптуры, выполненные П. К. Клодтом, давно уже стали одним из неотъемлемых символов Петербурга. Они настолько нравились высокопоставленным иностранным гостям, что время от времени цари дарили конные скульптуры европейским монархам. Так одна из скульптурных групп оказалась в Берлине, другая в Неаполе. Подаренные скульптуры заменялись гипсовыми копиями, которые в свою очередь снова менялись на бронзовые по мере отливки. Император Николай I, знавший толк в лошадях, как-то сказал Клодту: «Ну, Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец!»
В начале XX в. техническое состояние моста было признано угрожающим. В 1906—1908 гг. он был капитально реконструирован. При сохранении прежних быков и устоев, были переложены кирпичные своды, которые, в свою очередь, были облицованы розовыми гранитными камнями чистой или получистой тески. Все конструкции моста были изолированы рольным свинцом, а тротуары были выложены из большеразмерных плит красного гранита.
Во время Ленинградской блокады скульптурные группы были сняты с постаментов и спрятаны. Мост получил большие повреждения в результате воздушных налетов и артиллерийских обстрелов, но был очень быстро восстановлен еще до окончания войны.
В 2000 г. скульптуры Клодта были сняты для реставрации и вернулись на свои места в 2001 г.
Судьба Аничкова моста как нельзя лучше иллюстрирует историю развития Санкт-Петербурга, становление его строгой архитектурной красоты и имперской мощи. Современные размеры моста: длина — 54,6 м, ширина — 37, 9 м.
Давным-давно мне довелось прочитать слова Иво Андрича: «Из всего, что воздвигает и строит человек, повинуясь жизненному инстинкту, нет ничего лучше мостов. Они важнее, чем дома, священнее храмов, ибо они более общие. Они принадлежат всем и каждому, равные со всеми, нужные, воздвигаются всегда на месте, где сходится максимальное число человеческих нужд, они более долговечны, чем прочие сооружения». Эти слова, на мой взгляд, наиболее точно иллюстрируют благородное предназначение всех питерских мостов — больших и малых.
Еще один из известнейших скульптурных символов Санкт-Петербурга — чугунные сфинксы, являющиеся частью оформления пересекающего Фонтанку в створе Лермонтовского проспекта Египетского моста. Мало кто знает, что изначально он был цепным — в те времена, когда началось его строительство (первая четверть XIX в.), такая конструкция считалась передовой.
Египетский мост был построен в 1826 г. по проекту инженеров Треттера и Христиановича. Пролетное строение фиксировалось на устоях тремя цепями, которые покоились на легких металлических порталах и закреплялись своими концами в каменных массивах, зарытых в землю. Для облицовки моста использовались гранитные блоки, извлеченные из стенок рвов, окружавших Михайловский замок. Металлические части и скульптуры изготавливались на заводе Берда.
Все скульптурные работы на мосту выполнены под руководством академика
П. П. Соколова. Помимо чугунных сфинксов с фонарями очень пышно были оформлены металлические порталы моста и поддерживающие цепи, украшенные египетским орнаментом, который был очень модным среди художников того времени.
79 лет Египетский мост исправно служил петербуржцам. За это время его четыре раза капитально ремонтировали, но судьба его была уже предрешена… Еще в 1901 г. одна из петербургских газет писала: «Поющий мост. Оказывается и такой есть в Санкт-Петербурге. Это Египетский. Он, как известно, цепной системы, и когда вы едете по нему, то его цепи издают самые разнообразные заунывные звуки. Не поет ли он уже себе погребальную песню?»
Эти пророчества столичных «акул пера» оказались верными. 20 января 1905 г. по мосту проходил кавалерийский эскадрон, а навстречу ему двигался дровяной обоз. Мост, как всегда, «затянул» свою заунывную песню… и рухнул. Все бывшие на нем, кроме трех всадников и двух подвод, проломив лед, оказались в воде. Слава Богу, все пострадавшие отделались легкими ранениями, но судьба цепных мостов была решена.
Выдвигалось множество версий причин обрушения. Кто-то говорил о раковинах в металле, из которого были выкованы цепи, другие — о происках террористов. А в учебники физики этот случай вошел как объяснение явления резонанса, кстати, совершенно бездоказательно. Чтобы подобных вещей не повторялось, с этой поры в строевой устав российской армии был введен пункт, запрещающий движение по мосту строевым шагом.
Современные специалисты объясняют причину аварии усталостью и хладноломкостью металла, связанной с его структурой и химическим составом, так как в 1825 г. еще не было изобретено способов глубокого раскисления стали и очистки ее от примесей.
Новое мостовое сооружение было построено только в 50-е гг. XX в.
Однопролетный мост, построенный по проекту инженера В. В. Демченко, представляет собой распорную двухшарнирную раму с металлическими сварными ригелями двутаврового сечения и массивными железобетонными «ногами». Устои каменные, облицованные гранитом. Железобетонная плита опирается на девять параллельных рам.
О старом мосте напоминают только сфинксы, созданные П. П. Соколовым, и прежнее название моста — Египетский, правда, к сожалению, не поющий.
По признанию современников петербургские подвесные мосты (Пантелеймоновский мост был тоже разобран) были одним из самых красивейших сооружений своего времени. Очень жаль, что нам их так никогда и не увидеть.

(Продолжение следует)

Дата: 12.11.2003
Андрей ЗАЙЦЕВ
"Петербургский строительный рынок" №5
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!