Былое величие и слава Стрельны

1 стр. из 1

В 1700 г. началась Северная война, в ходе которой Россия вновь получила выход в Балтийское море. Началось постепенное обустройство территории в прибрежной зоне Финского залива. Петровские усадьбы того времени были весьма скромными. Они выполняли роль сугубо практическую, служили местом остановок царя в пути. Но вот в 1709—1710 гг. русские войска одержали решающие победы над врагом. Возникло стремление отметить славу русского оружия созданием великолепных «парадизов», дворцовых комплексов европейского типа.
Вскоре после победы в Полтавской баталии 1709 г. Петр I вплотную занялся благоустройством окрестностей будущей столицы империи. Южное побережье Финского залива от Петербурга до Красной горки разбили на участки шириной в 100 и длиной в 1000 саженей, предназначавшихся для царя, его родственников и приближенных. Царь взял себе четыре участка в Петергофе и столько же в Стрельне.
Петр I планировал создать в Стрельне парадный дворцово-парковый ансамбль с фонтанами и каскадами, по образцу французского Версаля, «восьмое чудо света».
В 1715 г. в Верхнем и Нижнем парках прокладывали каналы, аллеи, сажали деревья. В гидротехнических работах принимали участие инженеры-гидравлики и каменных дел мастера из Венеции; сооружение плотин и шлюзов велось под руководством В.Г. Туволкова, будущего автора уникальной водоподводящей системы в Петергофе.
Со стрельнинской усадьбой и дворцом связано множество исторических событий, легенд. В церкви на ее территории Петр I венчался со своей Катериной.
С 1719 г. начались работы по устройству в Нижнем парке партеров, поперечного канала и диагональных перспектив. А 22 июня 1720 г. заложили каменный дворец с тройным арочным пролетом в центральной части здания и гротом. Летом 1721 г. архитектор Микетти планировал завершить сооружение фонтанов и пустить воду, но работы над стрельнинским ансамблем приостановились, так как Петр I убедился, что без насосов здесь невозможно будет создать высоко бьющие фонтаны, не уступающие версальским. Он решил воплотить свои идеи в Петергофе, где для этого существовали более благоприятные условия.
В 1747–1761 гг. всеми работами руководил архитектор Б.-Ф. Растрелли. В 1797 г. стрельнинский дворец и парк перешли в собственность сына Павла I — Константина. В конце XVIII и начале XIX вв. работы в Стрельне вели В. Бренна, А. Н. Воронихин, а в 1850-х гг. — А. И. Штакеншнейдер.
В 1847 г. дворцово-парковый ансамбль в Стрельне стал летней резиденцией сына Николая I — Константина Николаевича. С этого времени дворец и парк получили официальное наименование «Константиновский».
С Константиновским дворцом органически связана и вся композиция стрельнинского парка. В плане парк представляет собой вытянутый прямоугольник. По центральной оси от дворца идет средний, самый широкий канал, параллельно ему вдоль западной и восточной границ парка проложены два боковых канала. Эти три канала объединены двумя поперечными. Первый поперечный канал в месте пересечения с центральным каналом образует кольцо, охватывающее круглый плоский остров, засаженный при Петре I соснами, второй — отделяет два партера, непосредственно примыкающие к террасам дворца. Сеть каналов увязана с аллеями. Южная граница Нижнего парка замыкается естественным склоном, в средней части которого перед дворцом устроен грот, а по сторонам его распланированы трехступенные террасы с дерновыми откосами. Террасы, грот и лестница создают переход к дворцу и от него к Верхнему саду.
Чтобы парусники тех времен могли свободно входить в каналы, первоначально строительство мостов через них не планировалось, но по мере пересмотра первоначального замысла и расширения парка появилась и необходимость в мостах.
Первые мосты были деревянными, близость их к побережью залива не раз приводила к разрушению и сносу мостов, особенно во время наводнений. И только в конце XIX — начале ХХ вв. в парке появились десятки ажурных металлических мостов и мостиков с каменными устоями. Именно они до последнего времени служили главным украшением парка и переправами с одного искусственного острова на другой.
Последующие события ХХ в. — революция, войны и их последствия — постепенно разрушали дворцы и мосты Стрельны, и мало кто уже мог вспомнить о ее былой славе и величии.

Дата: 12.11.2003
Сергей ВЕТРОВ
"Петербургский строительный рынок" №5
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!