Кольцевая дорога и прилегающие территории

1 стр. из 1

(Окончание . Начало см. №4(59)2003, с.60-61)

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ В ЗОНЕ ВЛИЯНИЯ КАД
Необходимость решения современных градостроительных проблем развития города ставит задачи и определяет основные принципы приоритетного освоения и использования территорий и формирования транспортной структуры районов, находящихся в зоне влияния кольцевой автодороги.
Развитие этих территорий будет способствовать решению таких общегородских задач, как:
 развитие региональной и городской логистическо-транспортных систем;
 формирование новых селитебных районов (с жильем достаточно высокого уровня комфортности), имеющих хорошую транспортную доступность к центру города;
 развитие рекреационных зон с объектами спортивно-оздоровительного профиля при сохранении охраняемых ландшафтных территорий и лесопарковой зоны на периферии города;
 вынос из центральных районов города производств высокого класса вредности и производств, связанных со значительными автотранспортными грузопотоками в новые формирующиеся производственные зоны.
На основе анализа современного использования планировочных ограничений и градостроительных условий территорий, подверженных преобразованию в связи с реализацией КАД, можно выделить несколько основных планировочных зон с приоритетом определенных функций.
1. Северо-западная часть города (в пределах северного реализованного участка КАД) имеет резервы и уже наметившуюся тенденцию к развитию зон малоэтажной застройки. По совокупности условий можно рекомендовать на проектный период и перспективу развитие малоэтажной застройки в районе сложившихся исторических поселков — Горская, Каменка, Левашове, Парголово, Осиновая Роща — с максимально возможным сохранением существующих лесопарков. Необходимость сохранения территории охраняемого ландшафта в р-не п. Парголово и Юкки создает предпосылки для создания ландшафтных парков с размещением зон активного отдыха, требующих минимального капитального строительства (конный спорт, дельтопланеризм, авиамодельный спорт и т. д.).
Часть резервных территорий, предлагаемых под развитие малоэтажной застройки (более 50 га), находится в зоне регулирования застройки и зоне охраняемого ландшафта. По результатам комплексного анализа рассматриваемой территории (включая зоны, непосредственно прилегающие к КАД и Выборгскому ш., резервируемые на освоение под нежилые функции) возникает необходимость пересмотра «Проекта строительного и функционального зонирования территории в районе п. Парголово», утвержденного распоряжением губернатора СПб от 04.02.98 № 112-р в части регламента ряда участков с последующим внесением изменений в данное распоряжение.
На пересечениях кольцевой автодороги с магистралями федерального значения (Приморским и Выборгским шоссе), а также с проектируемой трассой западного скоростного диаметра предлагается размещение в районах автотранспортных развязок объектов транспортной инфраструктуры (въездных сервисных и логистических терминально-транспортных комплексов), а также общественно-деловых зон.
2. Юго-западная часть города (включая о. Котлин в зону влияния южного участка КАД от узла 1а до узла 5) представляет собой зону, наиболее ценную в историко-архитектурном плане (в пределах всей зоны влияния КАД) и соответственно имеющую наиболее высокий туристический потенциал. Хорошая транспортная обеспеченность (наличие морских подходных путей и возможности организации приема круизных судов), яркая, своеобразная и чистая в экологическом отношении природная среда создают предпосылки для организации рекреационно-туристической зоны регионального, а может быть, и федерального масштаба (в пределах западной части о. Котлин).
В районах размещения портовых комплексов (ж/д ст. Бронка и гавань Литке на о. Котлин) предполагается размещение объектов транспортной инфраструктуры (въездных сервисных и логистических терминально-транспортных комплексов), а также общественно-деловых зон.
3. Южная часть города в зоне влияния КАД от моста через Неву до пересечения с а/д М-11 «Нарва» на Таллин (узел 8 — узел 5) представляет собой промышленный пояс, включающий нежилые зоны «Обухово», «Рыбацкое», «Купчинская», «Пулково», «Предпортовая», «Волхонка», формирующиеся терминальные комплексы «Шушары», «Карго-зона Пулково», «Волхонка».
Строительство кольцевой автомобильной дороги является мощным стимулом к развитию градообразующего пояса города. В связи с реализацией КАД существующие нежилые зоны подвергнутся реконструкции и необходимому уплотнению в связи с увеличением градостроительной ценности их территорий.
В этой части города имеются значительные резервные территории для организации производственных зон с возможным выносом из центральных районов города производств высокого класса вредности и грузообразующих предприятий и организаций.
Учитывая несомненную приоритетность магистралей южного и юго-восточного направлений (а/д М-10 и М-20 — Московское и Пулковское шоссе) в общем транспортном потоке внешних вылетных магистралей города, развитие производственных зон в южной части города позволит максимально разгрузить городские магистрали и мосты.
Пересечение кольцевой автодороги с основными входящими в город магистралями федерального значения — автодорогами «Россия» и «Санкт-Петербург — Псков», по которым проходит до 60—70% входящего в город и транзитного грузопотока, а также размещение в этой зоне крупного транспортного комплекса — аэропорта «Пулково», создает предпосылки к размещению объектов транспортной инфраструктуры (въездных сервисных и логистических терминальных транспортных комплексов) и резервированию территорий для развития производственных зон.
Активное развитие производственных зон и особенно объектов транспортной инфраструктуры неизбежно повлечет за собой соответствующее развитие общественно-деловых зон на территориях, примыкающих к кольцевой автодороге.
Земли с/х назначения, расположенные в южной части зоны влияния КАД, на данном участке в значительной степени не подлежат какой бы то ни было застройке, т. к. находятся в зонах подлета аэропорта «Пулково» и запрещения строительства близ Пулковской астрономической обсерватории.
Площадки возможного селитебного освоения в районе составляют менее 40 га.
Площадка возможного размещения терминального комплекса «Шушары» расположена на севере Пушкинского административного района города.
Автотранспортный терминал примыкает к грузовой железнодорожной станции «Шушары» и формирующемуся железнодорожному терминальному комплексу. Зона организации автотранспортного терминала тяготеет к железнодорожным линиям Витебского и Варшавского направлений и по железнодорожной грузовой линии «Средне-Рогатская — Славянка» с железнодорожной линией направления «Санкт-Петербург — Москва».
Общественно-деловая зона расположена западнее Пулковского ш. и непосредственно примыкает к территориям международного пассажирского терминала «Пулково 2», проектируемому «Пулково-3» и проектируемому транспортно-градостроительному узлу, связывающему исходящие из города магистрали Московского, Киевского и Таллинского направлений. Высокая градостроительная значимость рассматриваемой территории определяет возможность ее развития как общественно-транспортного узла городского значения.
Территории, расположенные западнее аэропорта «Пулково» и попадающие в зоны его воздействия, резервируются под развитие транспортной инфраструктуры города (комплекса аэропорта и сопутствующих функций). Это создаст возможность организации второго направления «загрузки» аэропорта «Пулково» с Таллинского шоссе с организацией дополнительных транспортных терминалов и общественно-деловых зон.
Непосредственно в зоне организации автотранспортного узла на пересечении КАД с Таллинским шоссе расположена формирующаяся нежилая зона «Волхонка», предусмотрена организация терминально-логистического и въездного комплексов.
4. Восточная часть города и территории области, примыкающие к КАД, представляют собой смешанную зону параллельного развития производственных зон (нежилые зоны Ржевка и Ручьи, территории в зоне Мурманского шоссе, севернее п. Кудрово), перспективных зон жилой застройки (округ Ручьи Красногвардейского р-на, областные территории западнее Девяткино, в р-не Ново-Ковалево, п. Кудрово) и рекреационных зон (Жерновское лесничество и учебный парклесхоз «Охтинский», Кудровское лесничество, Невский лесопарк).
Планировочное положение округа Ручьи, связанное с наличием магистральных железнодорожных линий Санкт-Петербургского транспортного узла и значительного резерва территории, предопределяет целесообразность размещения здесь объектов городской и внешней транспортной инфраструктуры, включающей перегрузочно-складские комплексы и терминалы, предприятия по первичной обработке грузов и складские зоны, использующие железнодорожный транспорт. В то же время, резерв территорий, относящихся в настоящее время к категории сельскохозяйственных, благоприятность их по санитарно-экологическим и инженерно-строительным условиям для любых видов градостроительного освоения позволяет разместить здесь и значительные объемы жилого строительства.
Развитие градостроительной ситуации на территории округа Ржевка связано с перспективами строительства городских объектов транспортно-дорожной сети, высвобождения водоохранных зон и реконструкции кварталов жилой и промышленно-коммунальной застройки.
Территория нежилой зоны округа Ржевка практически не застроена в настоящее время. Планировочная изолированность территории, наличие больших санитарно-защитных зон периферийных к ней предприятий и шумовых зон аэропорта предопределяют нежилое использование территорий за счет наукоемких производств, объектов транспортной инфраструктуры города, коммунально-складских объектов. Территория района по транспортно-планировочным и экологическим условиям наиболее благоприятна для размещения наукоемких производств с высокой численностью промышленно-производственного персонала, объектов рыночной инфраструктуры, складских и автотранспортных зон.
В зоне влияния КАД на пересечениях с Шафировским пр., Рябовским и Мурманским шоссе есть все предпосылки к размещению объектов транспортной инфраструктуры (въездных сервисных) и логистического терминального транспортного комплексов.
Разработанные в проекте мероприятия по формированию нового градообразующего пояса города приведут к следующим изменениям в структуре функционального использования территории: в сторону увеличения —
 территория жилых зон в 1,66 раза;
 территория общественно-деловых зон в 2,47 раза;
 территория производственных зон в 1,7 раза;
 территория инженерно-транспортной инфраструктуры и логистических терминально-транспортных комплексов в 1,84 раза;
 территория улично-дорожной сети в 1,1 раза;
 появятся новые виды функционального использования территории, отсутствующие в современный период, территория зоны обслуживания КАД (включая полосу отвода и придорожную полосу);
в сторону уменьшения —
 территория рекреационных зон, включающих зеленые насаждения общего пользования (лесопарки), зеленые насаждения ограниченного пользования (леса) и зоны активного отдыха на 13%;
 территория сельскохозяйственного использования на 63%;
 площадь неиспользуемых территорий на 76%;
 площадь акватории на 3% (за счет создания новых портовых территорий, в частности, организации искусственных территорий в «Военной гавани» города Ломоносова).
Территория объектов Мин-обороны останется без изменений.

Дата: 12.11.2003
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" №5
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!