1 стр. из 1
В центре Санкт-Петербурга, в пяти минутах ходьбы от Нев-ского проспекта, среди строгих, по-европейски сдержанных архитектурных ансамблей, неожиданно ярки краски храма Воскресения Христова.
Храм возведен на месте смертельного ранения императора Александра II. Уникальность памятника — в его мозаичном убранстве. Такого масштаба мозаичных росписей, украшающих храм как внутри, так и снаружи, нет нигде в мире. Над созданием картонов для мозаик трудились самые знаменитые российские живописцы этого периода — В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, Н. Н. Харламов, Н. П. Шаховской, В. В. Беляев и другие.
Собор был освящен в 1907 г., а в советские годы Спас на Крови чуть было не повторил судьбу московского храма Христа Спасителя. Парадоксально, но его спасла Вторая мировая война. Взорвать Спас на Крови не успели, но он не избежал печальной участи многих храмов России. Церковь, предназначенная для сноса, подверглась разграблению. В уникальных интерьерах, сменяя друг друга, размещались овощехранилище, морг, склад театральных декораций. Одно время в храме находилась камнерезная мастерская, материалом для работы которой служило драгоценное убранство памятника.
Мозаичное убранство храма, равное по площади 8000 кв. м, было утрачено почти на четверть. Лишь в 1979 г. в храме начались реставрационные работы.
19 августа 1997 г., к 90-летию освящения, после двадцатилетней реставрации храм был открыт для всеобщего обозрения. За это время мастерами-мозаичистами и камнерезами была проведена огромная работа, о которой еще будет написано немало статей и книг. После посещения музея-памятника Спас на Крови создается впечатление, что реставрационные работы полностью завершены. Однако реставраторы еще продолжают свою работу над воссозданием деталей убранства храма. Среди них — 12 миниатюрных мозаик, находившихся в центральном иконостасе.
В 1861 г., за 30 лет до начала строительства храма Спас на Крови, по распоряжению вице-президента Императорской Академии Художеств князя Гагарина, в мозаичных мастерских Академии были изготовлены 12 уникальных икон, исполненных в технике римской миниатюрной мозаики из смальты, размером 18х34 см. Над их изготовлением в течение шести месяцев трудились 12 художников-мозаичистов, после чего драгоценные иконы (стоимость каждого образа составляла 700 руб. золотом) стали собственностью императорской семьи.
После убийства императора Александра II его сын Александр III передал эти иконы строящемуся храму Воскресения Христова. Мозаики стали частью убранства иконостаса, украсив фланкирующие столбики Царских врат. Из 12 мозаичных миниатюр сохранились лишь четыре. Об их состоянии до реставрации можно судить по представленным в статье фотографиям. Наибольшим разрушениям подверглись лики икон. Учитывая, что в наборе мозаики присутствует от 16 до 20 тыс. элементов, размер которых не превышает 2 кв. мм (а в области ликов он составляет менее четверти миллиметра), можно представить себе длительность и кропотливость процесса реставрации.
Мозаики изготовлены из смальты, которую можно назвать рукотворным минералом, а ее изготовление — особым видом искусства. Первые смальтоварни появились на Руси около Х-го в. Искусство смальтоварения и собственно мозаики, пришедшее на Русь из Византии, к ХVIII в. было полностью забыто. Михаил Васильевич Ломоносов на короткое время возродил способы производства смальты и сам со своими учениками создал немало мозаичных работ. Однако через сто лет этому искусству российским мастерам вновь пришлось учиться заново, теперь уже у итальянцев. Специально для перевода в мозаику росписей Иса-акиевского собора была создана мозаичная студия при Императорской Академии Художеств. В то же время и в той же мастерской создавались иконы, о которых идет речь в данной статье.
Опираясь на опыт специалистов из СНПО «Реставратор», занимавшихся воссозданием монументальных мозаик в интерьерах храма Воскресения Христова, реставратор-мозаичист ЗАО «Пикалов и сын» Игорь Юрьевич Лаврененко в 1996 г. разработал методику реставрации миниатюр, которая была утверждена комиссией при участии заказчика ГМП «Исаакиевский собор» и КГИОП Санкт-Петербурга.
В следующие два года реставратором И. Ю. Лаврененко были разработаны уникальные технологические устройства, позволяющие изготавливать необходимый для реставрации и набора мозаик материал. Чтобы достичь гармонии тональных переходов живописи икон, мастеру пришлось изготовить материал более трехсот оттенков. Задачу осложняло то, что основные цвета следовало подбирать в соответствии с оригиналом, а это в мозаике невозможно выполнить так, как, например, в масляной живописи, т. е. простым смешиванием красок.
Реставрация миниатюр началась в 1998 г. с образа Св. Прокопия. Эта икона имела минимальные траты и загрязнения. В настоящее время отреставрированы и установлены на прежнее место все сохранившиеся мозаики. Наиболее тяжелой была длившаяся больше года реставрация образа Св. Диомида.
Поскольку из 12 образов сохранилось только четыре, остальные восемь было необходимо воссоздавать заново. В данный момент уже воссозданы и установлены на прежнее место образа Св. Пантелеймона и Св. Георгия.
Попадая в интерьеры храма Спас на Крови, можно представить, что находишься в древней Византии, потому что титанический труд мастеров-мозаичистов XIX в. напоминает гениальные творения богодухновенных авторов мозаик Святых Софии и Равенны.
Завершить эту статью можно словами великого русского философа К. Н. Леонтьева: «Я напомню еще, что наша серебряная утварь, наши иконы, наши мозаики — создание нашего византизма, суть до сих пор почти единственное спасение нашего эстетического самолюбия на выставках, с которых пришлось бы нам без этого византизма бежать, закрывши лицо руками».
Благодаря целому поколению реставраторов, включая специалистов ЗАО «Пикалов и сын», мы можем любоваться спасенными образцами истинно русского искусства.
ЗАО «ПИКАЛОВ И СЫН» Специализация: комплексная реставрация Генеральный директор ПИКАЛОВ Николай Антонович 191011 Санкт-Петербург, Инженерная ул., 4 Тел./факс (812) 312-1859
Дата: 12.11.2003
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" №5/1
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!