Дороги — дороги, но бездорожье — дороже

1 стр. из 1

Президент и правительство Беларуси проявляют повышенное внимание к проблемам дорожной отрасли. И это понятно — ведь автомобильные дороги составляют 8% стоимости всех основных фондов нашего государства.
В прошлом году, по межправительственным соглашениям, вразрез с многолетней практикой, был разрешен проезд тяжеловесных транспортных средств без учета необходимости весенних ограничений. Доля такого автотранспорта составила порядка 80%. Как результат, серьезные разрушения покрытий и дорожных одежд только за весенний период получили 540 км белорусских автомагистралей. В денежном выражении ущерб составил $23 млн.
Сторонники перевозочного бизнеса пытаются убедить, что и в таком исполнении выгоден для Белоруссии транзит через ее территорию. Но цифры говорят сами за себя. За 2002 г. иностранные владельцы грузового транспорта совершили около 380 тыс. поездок по дорогам страны и были освобождены от уплаты сбора за проезд на сумму около $53 млн., а в бюджет государства в виде налогов от юридических лиц поступило менее 3 млн.  Данных по поездкам индивидуальных предпринимателей нет.
Ежегодно, придерживаясь мировой практики, в весенний период (март—апрель) в Беларуси вводятся ограничения на движение транспортных средств с осевыми нагрузками, превышающими допустимые по данным диагностики. Причина этого в том, что ученые пришли к единому мнению: Беларусь находится в агрессивном для автодорог климатическом поясе. Весной во время оттаивания автомобильные дороги оказываются наиболее уязвимыми для тяжелых нагрузок. Важен и тот факт, что основные транзитные коридоры республики для отечественных и иностранных перевозчиков остались открытыми: на них весенние ограничения не распространяются. Подобная практика существует во всех странах мира, где промерзает грунт: США, Канаде, Финляндии, Швеции, Норвегии, Югославии, Франции, России и т. д.
Многие перевозчики сетуют в целом на малые допустимые нагрузки по сравнению с зарубежными дорогами. Действительно, по европейским стандартам нагрузка на одиночную ось составляет 11,5 т. Но при этом в большинстве стран Евросоюза толщина дорожных одежд в 2 раза больше белорусских, а несущая способность — почти в 3 раза! Но даже при этом пропуск сверхтяжелых грузовиков там обеспечивается только по международным транспортным коридорам и по строго установленным правилам. К примеру, в Польше в свое время отказались от ограничений для международных перевозчиков. В результате, за несколько лет дороги страны пришли в ужасающее состояние. Теперь Польша получает многомиллионные субсидии на реконструкцию и развитие своих автомагистралей.
В настоящее время несущая способность дорожной сети такова, что 62,9% или 9672 км республиканских трасс не могут обеспечить проезд автотранспорта с нагрузкой 10 т на одиночную ось, в том числе 6863 км — 8 т. При этом только 37,1% дорог соответствуют по прочности требованиям для нагрузки 10 т на одиночную ось, из них лишь 274 км соответствуют европейским параметрам (11,5 т). А о несущей способности местной сети не стоит даже и говорить.  
Можно ли улучшить за сравнительно короткий срок пропускную способность наших дорог по весовым параметрам? В принципе, белорусские дорожники имеют такой потенциал (яркий пример — кольцевая дорога вокруг Минска, реконструированная в рекордно короткие сроки). Но для этого государству потребуется вложить колоссальные средства, равные годовому бюджету всей страны! Так, по расчетам специалистов, для усиления только республиканских дорог 1-й и 2-й категорий и мостов на них необходимо изыскать около $2 млрд. В то время как весь республиканский дорожный фонд 2003 г. составляет всего $200 млн. Нужно еще учесть и тот факт, что за последние 10 лет сеть автомобильных дорог общего пользования увеличилась у нас на 30 тыс. км, а финансирование уменьшилось в 2,1 раза.
Ясно, что к автотрассам необходимо относиться предельно бережно, принимать в их отношении только осторожные и взвешенные решения. Отстаивая автомобильные дороги, дорожники ратуют за государственные, общенациональные интересы.

Дата: 12.11.2003
Василий КУРЛОВИЧ, начальник пресс-службы департамента Белавтодор
"Петербургский строительный рынок" №5
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!