ВОПРОСЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 стр. из 1

ТЭК — ЛОКОМОТИВ СМЕЖНЫХ ОТРАСЛЕЙ
Следует остановиться также на следующих важных аспектах, которые должны быть отражены в «Энергетической стратегии». Ускоренное развитие нефтяной и газовой промышленности повлечет за собой бурную деловую активность в смежных отраслях: черной и цветной металлургии, машиностроении, химии, строительной индустрии, транспорте и др.
По нашему мнению, в разрабатываемой «Энергетической стратегии» должно быть четко сформулировано положение о приоритетном участии отечественных производителей в развитии ТЭКа, определены перед ними объемные задачи, требования по технико-экономическим показателям поставляемых материалов, оборудования, выполняемых работ. Более того, в связи с намечаемым вступлением России в ВТО необходимо предусмотреть меры по защите интересов отечественных производителей, особенно в переходный период.
Между тем, современная практика показывает, что многие компании все больше ориентируются на зарубежных производителей. Сейчас у нас в стране все сверху донизу ратуют за привлечение иностранных инвесторов. А ведь, как показал опыт Каспийского трубопроводного консорциума, Сахалинского и ряда других проектов, иностранные инвесторы приходят, как правило, со своими инжиниринговыми фирмами, со своими подрядчиками и поставщиками труб, оборудования и материалов. Наши специалисты и рабочие привлекаются на второстепенные и низкоквалифицированные работы, зарплата у них в 15—30 раз ниже, чем у зарубежных специалистов. В результате 60—70% привлекаемых в страну инвестиций уходит снова за границу.
А главное, отечественные предприятия остаются без загрузки и деградируют, возрастает межотраслевой антагонизм. При этом усложняются и межрегиональные отношения, так как добыча нефти и газа осуществляется только в нескольких субъектах Российской Федерации.
Представляется очень важным решать задачи развития ТЭКа, главным образом, за счет отечественного капитала и силами отечественных производителей, что будет способствовать оживлению всей экономики страны. Заказы от предприятий ТЭК отечественным производителям позволят загрузить смежные отрасли. Благодаря загрузке оживут многие предприятия, появятся новые рабочие места, произойдет повышение заработной платы. Будет обеспечен устойчивый рост платежеспособного спроса населения, благодаря чему начнется оживление легкой, пищевой промышленности, других отраслей, рассчитанных на удовлетворение потребительского спроса населения. А это значит, что начнется серьезное развитие всей экономики страны. Именно такой подход и должен быть в числе основных целей «Энергетической стратегии».
Активизация отечественных капиталов и производителей позволит России избежать участи сырьевого придатка ведущих стран, не допустить окончательного разрушения обрабатывающих и перерабатывающих отраслей, производственной и социальной инфраструктуры и в целом легче преодолеть кризис.
Многие ученые сходятся на том, что Россию поразил глубокий структурный кризис экономики, который происходит циклически через 50—60 лет (так называемые длинные волны развития, выявленные русским ученым
Н. А. Кондратьевым). Это происходило в США, Германии, Японии и др. странах. Для выхода из кризиса требуется коренная структурная перестройка экономики с опорой на наукоемкие отрасли. В современных условиях это, прежде всего: информатика, биотехнологии, аэрокосмическая промышленность, новые источники энергии. Для нас также немаловажное значение имеет развитие современных новейших химических технологий.
Ратуя за приоритетное развитие нефтяной и газовой промышленности, мы не должны забывать о нефти и газе как важнейшем химическом сырье, всегда помнить слова Д. И. Менделеева: «Кто сжигает в топках нефть и газ, тот топит ассигнациями».
Структурная перестройка требует огромных средств, но без нее Россия не сможет занять подобающее место среди развитых стран.
Структурная перестройка невозможна без опережающего развития науки и организации современного образования. Советский Союз занимал передовые позиции в мире в области образования. Пока не поздно, необходимо восстанавливать свои позиции. И мимо этих вопросов не должна пройти «Энергетическая стратегия».

РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ
Сложные задачи предстоит решить в области ресурсосбережения. У нас действительно в несколько раз хуже показатели по энергозатратам на единицу производимой продукции и ВВП; во многом это объясняется климатическими условиями и большими транспортными расходами. Коренного улучшения в части энергосбережения можно добиться только после радикальной структурной перестройки народного хозяйства, но это произойдет не скоро. Заметно уменьшатся удельные энергозатраты при оживлении экономики благодаря загрузке ее заказами на развитие нефтяной и газовой промышленности, ведь практически на всех предприятиях затраты тепла и электроэнергии условно постоянные, независимо от того, работает или нет предприятие, мало или много выпускает продукции. Естественно, после увеличения загрузки предприятия значительно улучшатся и показатели удельных энергозатрат.
Но главное, особенно на первом этапе, — обеспечить материальную заинтересованность потребителей в экономии энергоресурсов.
Мне довелось участвовать в формировании энергетической программы СССР, рассчитанной на 70—90-е гг. прошлого столетия. Комиссию по разработке программы возглавлял вице-президент Академии наук СССР академик Н. В. Мельников. Затем я принимал участие в реализации программы в части развития нефтяной и газовой промышленности. Помню, в середине 80-х гг. была проведена проверка хода реализации программы. Оказалось, что программа выполняется хорошо — по развитию нефтяной промышленности и со значительным опережением — по развитию газовой промышленности. Что касается угольной промышленности, электроэнергетики и атомной энергетики, то эти отрасли развивались с большим отставанием. А по разделу энергосбережения практически не было никаких результатов, кроме внедрения в черной и цветной металлургии, в химической промышленности, производстве стройматериалов ряда новых технологий с низкими показателями энергопотребления. В общей сложности выполнение составляло всего несколько процентов от заданной программы на этот период по различным секторам экономики. После разбора пришли к выводу, что при существующих ценах на энергоносители добиться намечаемой экономии не удастся. Поэтому сейчас при формировании «Энергетической стратегии» на 20 лет особое внимание необходимо обратить на цены, на создание механизма их регулирования, учитывающего виды топлива и его потребительские свойства, климатические зоны, сезонность. В нашей, в общем-то, северной стране отдать цены на откуп «рынку», как это настойчиво стремятся сделать западники, недопустимо. Если западники добьются своего, северные, восточные районы страны постигнет катастрофа, и ни о каком возрождении России не будет основания даже думать.
Цены должны удовлетворять двум требованиям. В нашей северной стране расходы на энергоресурсы в экономике и в быту немалые, поэтому цены на топливо и электроэнергию должны быть умеренно высокими, чтобы окончательно «не задавить» население; только по мере повышения уровня благосостояния, цены могу быть выше уровня издержек производителей. Но в то же время уже на первом этапе цены должны стимулировать экономию энергоресурсов. Цены для промышленности уже на первом этапе должны покрывать издержки производства и транспорта энергоресурсов.
Учитывая особую роль газа в экономике и в быту, необъяснимы низкие цены на него. Необходимость ускоренного масштабного наращивания добычи газа очевидна. Но это требует значительных инвестиций. В то же время цены на газ внутри страны ниже издержек на его добычу и транспорт, из-за чего отрасль лишена возможности осуществлять расширенное воспроизводство, поддерживать в работоспособном состоянии основные фонды.
Часто объясняют низкие цены на газ нежеланием увеличивать финансовую нагрузку на население. Это не выдерживает никакой критики, ведь цены на электроэнергию выше издержек производителей, цены на бензин давно уже выше издержек производителей, цены на дизельное топливо, мазут, уголь рыночные и обеспечивают в той или иной степени расширенное воспроизводство. А вот цены на газ практически привели газовую промышленность к глубокому экономическому кризису. Что это, как не стремление ликвидировать курочку, несущую золотые яйца? Ведутся ханжеские дискуссии, что, если допустить к газовой трубе «свободных производителей газа», экономика получит большие блага, умалчивая при этом, что свободные-то производители стремятся к трубе для продажи газа за рубеж, а не для поставки его потребителям внутри страны. Упускается из виду, что низкие цены на газ создают экономическое неравенство. Ведь огромное количество населения страны используют другие, худшие, но более дорогие виды топлива.
В настоящий период при сравнении газа с другими энергоносителями, учитывая все потребительские свойства (теплотворную способность, степень сгорания, технологичность горения, экологическую чистоту), разнообразие использования (кухонная плита, отопительный котел, обогреватель инфракрасного излучения, моторное топливо в сжатом и сжиженном виде и др.), цена газа должна быть установлена на уровне $40—50 за 1000 куб. м. Представляется, что на такую цену необходимо выходить в 2003—2004 гг.; и об этом следует уже сейчас предупредить потребителей, чтобы они были готовы к повышению цен и заранее обзавелись счетчиками, смогли приобрести более экономичные средства использования газа.
Трудно объяснить, почему западники, управляющие российской экономикой, держат цену газа примерно в 4 раза ниже рыночно обоснованной. Ведь газ — это единственный энергоноситель, продающийся в стране ниже рыночной цены.
Установление на газ, как и на все другие углеводородные продукты, рыночной цены позволит интенсивно заняться восстановлением основных фондов газовой промышленности, серьезно приращивать добычу газа, но выйти на рубежи добычи 800—900 млрд. куб. м газа в 2020 г. только за счет собственных средств газовиков вряд ли удастся. На начальном этапе придется осваивать сложный Ямальский полуостров, месторождения в новых районах Сибири и Дальнего Востока, прокладывать газовые магистрали по новым трассам. В этом случае, кроме внутренних средств газовых компаний потребуются значительные внешние инвестиции, но при такой цене на газ вкладываемые средства быстро окупятся, что сделает газовую отрасль инвестиционно привлекательной.
Одним словом, цена на газ — решающее условие нового этапа ускоренного развития газовой промышленности и всей экономики страны, а также важнейшее средство энергосбережения и снижения энергоемкости ВВП.
В последнее время мы являемся свидетелями постоянных аварий в системах централизованного отопления городов и поселков по всей стране. То выходят из строя котельные, то постоянно рвутся теплосети. Вал аварийности в системах теплоснабжения стремительно нарастает, принося огромные бедствия населению. Люди живут в постоянном напряжении, особенно в холодные зимы. Главные причины бедствий — сильная изношенность котельных и теплосетей, а также многолетняя запущенность в проведении ремонтных работ.
Мне представляется, что во многих случаях проблемы теплоснабжения можно эффективно решить путем перехода от централизованных систем отопления к децентрализованным (в поселениях, где имеется сетевой газ). Современное состояние газовой индустрии страны позволяет разнообразно и эффективно решать проблемы отопления. При новой застройке целесообразно строить дома с отопительными газовыми котлами в каждой квартире. Существующие дома из-за планировочных решений и недостаточной вентиляции не удастся перевести на отопление от квартирных газовых котлов. В этом случае целесообразно перейти на установку современных модульных, полностью автоматизированных котельных, рассчитанных на группу домов или крупные объекты социально-бытового назначения. Сегодня в стране производятся модульные котельные различной производительности. Выпускаются очень эффективные чугунно-медные котлы в виде небольших блоков, из которых можно компоновать крышные котельные разной производительности; для домов усадебного типа производятся чугунные котлы с развитой поверхностью теплообмена, рассчитанные на длительные сроки эксплуатации.
В общем, газовая индустрия и нефтегазостроители готовы сегодня обеспечить в широких масштабах переход на децентрализованные системы отопления в различных регионах страны, где имеется газ. Эффект от перехода к децентрализованным системам отопления огромен. КПД использования первичного топлива существующими источниками теплоснабжения (ТЭЦ, ГРЭС, центральные, квартальные, заводские котельные) составляет 30%, в лучшем случае до 40%, КПД новых котельных устройств (квартирные котлы, модульные котельные) с разного вида котлами — 80–96%, т. е. с учетом исключения потерь тепла в теплосетях современные системы децентрализованного отопления могут обеспечить двух-, трехкратную экономию газа. Расчеты показывают, что такие системы окупаются за 2,5—4 года, не говоря уже об обеспечении более высокой надежности теплоснабжения. Широкое внедрение по стране децентрализованных систем отопления позволит практически без дополнительной нагрузки на население осуществить коммунальную реформу и обеспечить полноценное удовлетворение важным первичным потребностям жителей холодной России — отоплению и приготовлению пищи.

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ГАЗОПРОВОДОВ
Природа распорядилась так, что основные месторождения нефти и газа у нас расположены в центре страны — в Западной Сибири; и для транспортировки нефти и газа от месторождений до потребителей внутри страны, и для поставки на экспорт приходится строить магистральные трубопроводы большой протяженности. В период бурного развития газовой промышленности до 80% капитальных вложений, затрачиваемых на прирост добычи газа, расходовалось на строительство газопроводов. Транспортировка нефти и газа дело дорогое, сопряженное с большой затратой энергоресурсов, что существенно снижает конкурентоспособность наших нефтяных и газовых компаний. Поэтому настало время переходить на новый класс трубопроводов, обеспечивающих более высокую производительность и меньшие затраты на транспорт. В прошлом бурный рост газовой промышленности был обеспечен благодаря переходу на газопроводы из труб диаметром 1420 мм на давление 75 атм. вместо строящихся до этого газопроводов из труб диаметром 1220 мм на давление 55 атм. Производительность такого газопровода возросла в 2,5 раза.
К настоящему времени от газовых месторождений Западной Сибири построен 21 газопровод, а если бы не новый класс трубопроводов, пришлось бы строить их около 50. А это значит, что при старом классе трубопроводов ускоренное развитие газовой промышленности практически было бы невозможно!
В мире накоплен большой опыт строительства морских газопроводов на давление до 250 атм. По моему мнению, в России есть все предпосылки для перехода на строительство газопроводов из труб повышенной прочности, рассчитанных на давление 120—150 атм. В этом случае по трубопроводу меньшего диаметра и с увеличенным расстоянием между компрессорными станциями можно будет перекачивать больше газа, чем сегодня по газопроводам диаметром 1420 мм с давлением 75 атм. Новое поколение газопроводов позволит уменьшить удельные капиталовложения и снизить стоимость перекачки газа. Такой газопровод значительно проще сооружать в районах вечной мерзлоты и большой заболоченности Ямальского полуострова. В «Энергетической стратегии» должны быть предусмотрены меры по переходу на новое поколение трубопроводов как важное средство для наступления нового этапа ускоренного развития газовой промышленности.
В заключение можно сделать два вывода:
первый — опираясь на топливно-энергетический комплекс, можно вывести страну из экономического кризиса, осуществить структурную перестройку экономики, повысить благосостояние и качество жизни граждан России. На достижение таких целей и должна ориентироваться «Энергетическая стратегия» страны до 2020 г.;
второй — в стране нет других отраслей промышленности, как нефтяная и газовая, которые могли бы стать донорами для осуществления структурной перестройки экономики, развития науки и образования.

Дата: 12.11.2003
БАТАЛИН ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ, ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ АКАДЕМИИ, ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОГО СОЮЗА НЕФТЕГАЗОСТРОИТЕЛЕЙ
"Федеральный строительный рынок" №3/2
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!