1 стр. из 1
— Игорь Александрович, cтроители-«силовики» и сейчас участвуют на строительстве многих федеральных объектов, но, вероятно, труд профессиональных строительных компаний более производителен?
— Военные строители отличные профессионалы и построили столько, что дай Бог каждому. Железнодорожные войска когда-то построили половину объемов БАМа. Рубль, конечно, хороший рычаг управления, но он работает не всегда: бывают ситуации, когда требуется другой подход к делу. Например, когда произошло наводнение на юге России, то железнодорожные войска восстановили все мосты и дороги за месяц, и обеспечили тем самым восстановление всего региона. Когда бы еще раскачались гражданские специалисты? В государстве должны быть строительные резервы, постоянно находящиеся «под ружьем» и готовые в аварийном порядке решать сложные инженерные задачи. Но есть и другой пример, «Росспецстрой» — это генералы без войска, которые просто перепродают объемы, причем дисконт доходит до абсурдных величин — до 50%.
— Один из поводов для обиды строителей на власти — землеотвод. Это и «пятна» для гражданского строительства, и отвод для линейных инфраструктурных объектов, таких как ЛЭП и дороги. Насколько конструктивна позиция региональных властей при реализации федеральных проектов, или еще сохраняется стиль «берите суверенитета сколько проглотите»?
— Такие настроения сохранились и будут сохраняться, ничто человеческое для власти не чуждо — она будет делить деньги, внимание, славу. Каждый губернатор хочет иметь влияния больше, чем у соседа. Был, например, случай, когда один из губернаторов срывал работу наших геологов, которые вели изыскания под крупный транспортный проект, с реализацией которого порты его региона лишились бы части объемов. Но доведи мы тот проект — и Россия получила бы большие преимущества в международном транзите грузов, потому что в результате была бы активизирована работа незамерзающих портов, только другого региона. Но есть и положительные примеры. Например, губернатор Сахалина сказал четко: начинайте строить, а завтра решим вопросы с бумагами.
Вы в прошлый раз задавали вопрос, не забрали ли у нас лицензию за то, что мы работаем без разрешительной документации? Так ведь мы строим быстрее, чем оформляем документы. У нас есть построенные объекты, на которых нет разрешения на строительство. Сдаем 100-квартирный дом, надо подключать к инженерии, а нам говорят: «Нет лимита на тепло». Часто мы получаем разрешение на строительство за неделю до ввода, потому что должны собрать кучу подписей чиновников — один больной, другой хромой, третьего вообще не бывает на месте. Так вот, если говорить о конструктивных предложениях, то город должен оформлять право на строительство в течение месяца, давая принципиальный ответ — «нет» или «да», и не тянуть деньги, время, жилы. В результате качество стройки падает, пропадает желание строить. Вытащите палки из колес, дайте работать!
Посмотрите на наши законы. Все по отдельности они написаны умно. Но соберем их воедино, и сразу же работать невозможно. Хотим как лучше, а получается по Черномырдину. Если раньше закон не срабатывал, то подключался секретарь райкома, он стукнул кулаком по столу — и вопрос решен. Где законы, которые заменили это явление? Вот и тонем в тине согласований…
— Может быть, надо возродить этого «секретаря райкома» для крупных строек — например, назначить «полпреда» Президента, который сможет оперативно решать вопросы строительства инфраструктурных объектов...
— Масло масляное, будет еще один чиновник. У нас есть целое министерство — Госстрой РФ. Давайте отдадим стройку этому ведомству, пусть оно и будет законодателем в строительстве. Ведь все зависит от людей — можно назначить даже «Папу Римского по строительству», но дело не в том, как называется должность, а как он будет работать и для чего использовать права — во благо общего дела или личных амбиций и интересов? Любые благие намерения могут разбиться об это.
— На чем бы Вы рекомендовали сосредоточиться Госстрою?
— Что я могу посоветовать Николаю Павловичу? Кошман строитель с пеленок, прожил жизнь в строительстве, с огромным опытом и очень мною уважаемый... Одна из проблем в том, что мы работаем на устаревших сметных нормах, а механизм договорной цены не отлажен. Госстрой должен взять на себя регулирование технологической политики, ценообразования, нормативов, технических норм. Но при этом надо удержаться от создания очередных капканов для строителей.
— С кем проще работать — с бюджетом, иностранным заказчиком, российским «олигархом»?
— Что касается бюджета, то нужно радикально решать вопрос «посредников». Сейчас появились «строители», о которых никто не слышал — 5 клерков в белых рубашках и с папками выигрывают тендер, а на субподряд приглашают меня, «Трансстрой», «Ингеоком»... Но ведь до нас, субподрядчиков, доходит чуть больше половины тендерной суммы — остальное уходит на управление и регулирование. Какое государство это выдержит? Семеро с ложкой, один с сошкой. Часто в качестве посредника выступают и иностранцы. Зачем тащить сюда на генподряды турков, китайцев, поляков? Потому что нет своих? Мощности Минтрансстроя СССР сейчас не утрачены — это люди, техника, связи, система образования... Зачем вообще нужно проводить тендеры на железные дороги? Мы монополисты в хорошем смысле слова, профессионалы узкой направленности.
Что касается иностранного заказчика, например на проектах по СРП, с ним нужно срабатываться, прислушиваться к их требованиям, но настаивать и на своих интересах. Ведь мы пустили их за нашей нефтью, дали работу им — пусть они дают работу нам. Например, если они опасаются работать с нами из-за срыва сроков, то давать страховые гарантии: по этому пути мы пошли при работе с Exxon Mobile на Сахалине, где работаем по обустройству месторождений «Сахалин-1», «Сахалин-2». Чтобы российских подрядчиков не обижали, надо дорабатывать законы, защищать интересы своих. Вот о чем нужно думать законодателям.
— Какова судьба Эльгинского месторождения, одного из стратегически важных проектов для нашей металлургии?
— Освоение Эльгинского месторождения заморожено уже в течение полутора лет. Там было освоено около 10 млрд. рублей, согласно ТЭО надо еще 30 млрд. руб. на доработку транспортной инфраструктуры и 10 млрд. руб. на организацию добычи. Мы сформировали семитысячный коллектив высококвалифицированных специалистов и рабочих, создали производственную базу, построили поселки с полным жизнеобеспечением и инфраструктурой. Я считаю, что остановка такого проекта, тем более после того как были потрачены большие деньги — преступление. Президент, будучи на Дальнем Востоке, дал команду включить эльгинский уголь в топливный баланс 2006 г. Должен найтись кто-то, кто возьмется за освоение Эльгинского месторождения.
— Какие еще направления осваивает Балтийская строительная компания?
— Основное — это строительство железных дорог, мы не случайно называем себя гордым словом «трассовики». Сегодня «БСК» — это мощный и мобильный коллектив, который может построить все, от дворцов и «интеллектуальных зданий» до мостов, дорог, гидроэлектростанций. Если будет надо, то мы построим еще одну Эйфелеву башню, причем все металлоконструкции изготовим на наших производствах. Мы — сложившийся коллектив, с нормальным качеством, ценами, сроками. И очень жаль, что государство не использует нас на полную мощность. Мы уже наработали себе имя, загружайте нас работой.
Активно ведем гражданское строительство. Недавно в Москве сдали прекрасный стадион «Локомотив», 40-этажное здание у «трех вокзалов». Вели ремонтные работы во Дворце Съездов в Москве, завершили работы в резиденции Президента РФ в Ново-Огарево, Владимир Владимирович остался доволен нашей работой. Строим и в Петербурге — офисно-жилое здание на улице Куйбышева, в стиле конструктивизма по проекту Александра Кицулы. На Васильевском острове возводим 100-квартирный жилой дом. Завершаем реконструкцию старинного здания на Почтамтской улице, 4 — это гостиница, соответствующая требованиям Mariott, одним из самых строгих в мире. Из российских компаний, кроме нас, таких зданий пока не строил никто. В Москве пока лишь 4 гостиницы, которые соответствуют требованиям Mariott, но работы на них вели французы и финны. Мы же не только смогли выполнить эти требования, но и полностью восстановили фасад, находящийся на контроле КГИОП, воссоздали уникальный вход из натурального гранита. Было трудно, но результат радует.
ПРИМЕЧАНИЕ О СМЫСЛЕ ЗАГЛАВИЯ...
Один из объектов, который мы посетили с И. А. Найвальтом — часовня на Троицкой площади в Петербурге. Когда мы вошли на площадку, работа закипела с удвоенной энергией. И наш собеседник предложил начать статью словами «Несмотря на субботний день, работа кипела». Выполняем пожелание.
Дата: 12.11.2003
Беседовали Алексей КОМОЛЬЦЕВ, Наталья МАСЛОВА
"Федеральный строительный рынок" №3/2
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!