ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА: КОНКУРЕНЦИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ — ПУТЬ К КАЧЕСТВУ ПРОДУКЦИИ. ЗАОЧНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ

1 стр. из 1

ЗАО «ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД»
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ЕФИМОВ А. В.
1. Присутствие техники зарубежных производителей всегда было и, наверное, будет. Большой объем работ производится с использованием машин иностранного производства, но говорить о каком-то засилье несколько преждевременно, потому что позиции отечественных производителей, особенно в последнее время, усиливаются. Объем выпуска дорожных машин такими заводами как ЧТЗ, ПТЗ и других, показывает, что спрос на технику растет, и конкуренция, которая сейчас есть на рынке, является положительным моментом для потребителя. Благодаря ей заводы стремятся разрабатывать новую продукцию и выпускать современную технику, способную конкурировать с импортными аналогами.
2. Позиции отечественных производителей довольно сильны. Наблюдается рост рынка, причем значительный. Мы не боимся конкуренции, это нормальное рыночное явление, потому что вопрос о том, какую технику приобретать, находится в компетенции эксплуатирующей организации. И если у нее будет выбор, какую технику приобретать — нашу или импортную, то это, как ни странно, будет благоприятно отражаться и на заводах-производителях, заставляя повышать уровень выпускаемой продукции. А наш завод разрабатывал и будет разрабатывать новые образцы дорожно-строительной техники.
3. В этом вопросе у отечественных производителей более сильные позиции, потому что территориально мы находимся в одной стране, и существующие многолетние связи и инфраструктура, которая осталась еще от советских времен, позволяет довольно быстро реагировать на изменение рынка, создавать новые сервисные центры, центры гарантийного обслуживания, т.е. то, чего еще нет у компаний продающих импортную технику. Основным болезненным вопросом, с которым сталкиваются иностранные производители техники, является создание сервисных центров. И для того, чтобы создать центр по обслуживанию техники, создать инфраструктуру, аналогичную нашей, от них требуются более серьезные финансовые вливания, нежели от отечественных производителей. Тем более, что мы работаем в одной стране, говорим на одном языке лучше знаем трудности потребителей техники и можем быстрее реагировать на возникающие проблемы. На данный момент у ПТЗ около 50 представителей и опорных баз в различных регионах России.  Потребители техники могут быть уверены, что завод может оказать любую помощь, в т.ч. информационную. Развитие же этих служб — одна из задач, стоящая перед всеми заводами, в т.ч. и перед Петербургским тракторным заводом. Быть ближе к потребителю, оперативнее реагировать на его нужды и потребности, разрабатывать новую технику с учетом потребностей рынка — те направления, по которым мы и работаем.
4. Этот вопрос напрямую связан с сервисными центрами. В связи с тем, что количество тракторов произведенных в свое время Кировским заводом, а сейчас Петербургским тракторным заводом исчисляется сотнями тысяч, и значительная часть из них и сейчас находятся в эксплуатации, то вопрос технического обслуживания и снабжения запасными частями является не последним. К сожалению, в последнее время слишком много организаций, которые зачастую представляют из себя небольшие мастерские или полукустарное производство, предлагают запасные части, качество которых несравненно ниже и срок службы несопоставим с заводскими деталями. Потребители же зачастую вводятся в заблуждение относительно происхождения данных деталей и приобретают их, с расчетом длительной эксплуатации. Продукция, выпускаемая заводами, может быть иногда несколько дороже, чем предлагаемая на рынке, но срок службы качественных деталей несопоставимо дольше. Если же потребитель захочет, то в России он всегда имеет возможность обратиться непосредственно на завод-производитель за приобретением оригинальных запасных частей. Запасные части к иностранной технике стоят на порядок дороже, чем к отечественной, и срок их доставки с  учетом неразвитой сервисной структуры в регионах может быть дольше.
5. Если организуется «отверточная» сборка дорожной техники, то руководители регионов, где создается такое производство, стремятся в первую очередь организовать рабочие места и загрузить имеющиеся мощности в своих регионах. Даже собранная в России, эта техника все равно остается достаточно дорогой, со всеми вытекающими вопросами по снабжению запчастями, структуры для гарантийно-сервисного обслуживанию и т.д., хотя свою долю рынка эта техника несомненно будет иметь. Покупка и эксплуатация отечественной техники на сегодняшний день обходится потребителю в 2-2,5 раза дешевле, чем аналогичной техники импортного производства.

ЗАО «КОМЗ-ЭКСПОРТ»
ДИРЕКТОР ПО ПРОДАЖАМ ГОРОДНЯНСКИЙ А. М.
1 и  2.  Да! К большому сожалению, наша промышленность, по моему мнению, не получила должного развития в части производства дорожной техники в Советском Союзе и, как следствие, — бесперспективность освоения производства полной гаммы дорожной техники в России. Причиной этому служит отсутствие централизованных средств освоения новой техники со стороны правительства и соответствующих министерств, а так же отсутствия соответствующих программ развития дорожного машиностроения, рад буду, если ошибаюсь в таком заключении.
Совершенство импортной техники сегодня бесспорно и, чтобы производить технику не с нуля, необходимо приобретать лицензии и уже на стадии освоения совершенствовать изделие в требованиях дорожников (потребителей).
Сегодня уровень кооперации развит хорошо, и это позволит дорожному машиностроению, при его желании, производить технику на европейском уровне.
Такая ситуация создалась и в строительном комплексе в части производства строительной техники по отделочным строительным работам и оборудованию, проще сказать — механизации этих работ.
Касательно бетоностроительной техники, то здесь гамма сложных изделий значительно ниже, а уровень производства и совершенства — выше, так как производство автобетоносмесителей, автобетононасосов, бетонных заводов и другой техники получило бурное развитие в начале 1980 гг. и сегодня успешно совершенствуется, расширяется гамма соответствующих изделий. Средства на развитие производства и модернизацию формируются из прибыли от реализации этой  же техники, а достойный уровень конкуренции заставляет руководителей работать на производство и освоение техники мирового уровня.
3 и 4.  Этот вопрос очень важен в рекламной деятельности при реализации продукции. На него могут ответить достойно только потребители.
Если говорить со слов покупателей и эксплуататоров, то этот вопрос стоит на равнозначном уровне: выполнение строительных объемов, покупка механизированных средств и их сервисное обслуживание, включая наличие запасных частей.
На уровне производителей — опытный руководитель в равной степени ставит: производство — реализация — сервисное обслуживание и наличие запасных частей.
Со стороны производителей это выходит хлопотным и очень затратным делом, т. к. надо не только изготовить, а еще положить на полку склада или магазина рядом с потребителем техники, в потребном количестве, с умеренной ценой и на период неопределенного срока, т. е. заморозить часть оборотных средств.
ЗАО «КОМЗ-Экспорт», учитывая позиции производителя у потребителя и состояние рынка, постепенно развивает сервис и реализацию запасных частей на автобетоносмесители в России, СНГ и дальнем зарубежье (Индия, Ирак, Турция). Практически сервисные центры организованы в регионах сбыта своей продукции.
Сегодня действуют сервисные центры в Москве на фирме «Трак-Сервис» «Дизайн Моторс», Люберцы «РГ-Ремсервис», магазин «Блок-Оптмаркет»
г. Москвы, Санкт-Петербург — филиал «Трак-Сервис», Кемеровский сервисный центр и Каменск-Шахтинский сервисный центр на территории завода. И на этом количестве мы не останавливаемся.
Выемка узлов и деталей на запасные части из серийного производства — гарантия качества и надежности. Кустарное и единичное их производство часто приводит к противоположности вышесказанному.
Методическая, информационная поддержка потребителей техники — пять составляющих методической работы нашего маркетинга:
Рекламная деятельность как основа торговли.
Личные встречи с руководителем или его заместителем как залог начала успеха продаж.
Достойная «цена-качество», совершенство и надежность продукции — гарантия устойчивости рынка сбыта.
Партнерские отношения и умение выполнить пожелания потребителя — успех совершенства продукции.
Сервис и своевременная возможность приобретения запасных частей — переломный момент для нового заказчика.
5. Я отрицательно отношусь к отверточной сборке в России. Это «темное» производство без прогрессивной технологии под лозунгом трудовой занятости населения. Россия не выигрывает от такого производства, а ее промышленные технологии стареют, теряют достоинство и становятся не прогрессивными. В общих словах — очень жаль, что этот факт имеет место. Усматривается лоббирование интересов посредников в высоких кругах государства.
С другой стороны, так называемая «отверточная сборка» нашей продукции за рубежом активно развивается нашим предприятием: создаем такие сборки как в СНГ, так и в дальнем зарубежье. Российскому предприятию из провинции не выгодно создавать такую сборку в больших городах, а вот предприятию большого города создавать так называемую «отверточную сборку» в провинции, да еще и в теплом регионе очень выгодно.

ОАО «МАШИНОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ КРАНЭКС»
ПРЕЗИДЕНТ СЕРГЕЕВ Н.Н.
1. За последние годы иностранные производители существенно усилили свои позиции на отечественном рынке дорожной техники. Импорт экскаваторов в 2002 году по сравнению с 2001 годом вырос на 32%, тогда как продажи российских компаний снизились. Говорить об экспансии пока рано, но эта угроза существует. В настоящее время  емкость российского рынка дорожной техники незначительна, поэтому он мало привлекателен для иностранных производителей. Как только его емкость увеличится, агрессивность иностранных компаний возрастет. Отечественным производителям судьбой отведено время, чтобы сделать свою технику действительно надежной и качественной и тем самым подготовиться к жесткой конкуренции. А конкуренция действительно будет жесткой, поскольку иностранные производители имеют богатый опыт в области организации производства и эффективной системы продаж.
2. Как было отмечено, позиции оте-чественных производителей нельзя назвать сильными. Они должны готовиться к интенсивной конкуренции и «подтянуть» свое производство до уровня ведущих иностранных производителей. В противном случае им придется уйти с рынка.
3. Желание любого потребителя — приобрести надежную технику. Показатель надежности техники — отсутствие ее простоев. Добиться этого можно двумя способами. Во-первых, конструктивно, что практически невозможно, поскольку реальные условия эксплуатации машин достаточно беспощадны. Второй способ — сервисное обслуживание, которое необходимо предоставить потребителям, чтобы снизить их затраты по содержанию и эксплуатации техники.
Сегодня значимость высококачественного сервиса сильно возросла. Производители стремятся быть ближе к потребителям и  предлагают им не просто машину,  а машину с пакетом услуг по сервисному обслуживанию. Однако следует отметить, что перечень, и самое главное, качество услуг, предоставляемых отдельными компаниями, сильно различается. Кто-то ограничивается гарантийным и послегарантийным ремонтом, а кто-то осуществляет весь спектр сервисного обслуживания: от предпродажной подготовки техники до квалифицированной информационной и консультационной поддержки потребителей.
4. Для нашей компании этой проблемы не существует. Нашими поставщиками являются ведущие мировые производители, которые поставляют комплектующие не только нам, но многим иностранным производителям дорожно-строительной техники, в том числе таким известным, как Caterpillar, Hitachi, Komatsu. Поэтому для нас проблема не в том, чтобы приобрести комплектующие, а в том, чтобы приобрести их как можно дешевле.
5. Я являюсь сторонником «отверточной сборки» и считаю, что это один из эффективных способов организации производства. Об этом свидетельствует и мировая практика —  большинство иностранных производителей техники занимаются лишь ее сборкой, необходимые комплектующие при этом покупаются. Проблема многих отечественных заводов в том, что они изготавливают комплектующие самостоятельно, вместо того чтобы приобретать их у фирм, специализирующихся на их производстве. Это отрицательно сказывается на качестве российской техники, т.к. производители не могут обеспечить высокого качества комплектующих. На мой взгляд, отечественным производителям следует найти поставщиков качественных комплектующих и сосредоточить свои силы на сборке техники. В результате техника будет надежной, а предприятия — конкурентоспособными.

ГРУППА ИКО
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ СТОЛБОВ В. В.
1. Думаю, что корректнее было бы говорить о восполнении дефицита качественной техники, который определяется ростом темпов морального и физического старения парков машин. Особенно сильно это затрагивает коммерческие интересы крупных подрядных организаций, автопарк которых насчитывает сотни, а иногда и тысячи единиц техники. Модельный ряд и фактическое состояние их машин — оплот конкурентоспособности при участии в тендерах на крупные объемы подрядных работ. Это формирует спрос на поставку оборудования для подрядов с реальным финансовым обеспечением, в которых отечественной технике приходится нелегко. У нас есть данные, что годовой объем продаж импортной строительной  техники на российском рынке составляет 1,5-1,7 $ млрд., а запасные части и расходные материалы  к ней составляют еще  20-25% от этой суммы. По оценкам некоторых экспертов, в ближайшие три года эти суммы могут удвоиться.
Это обуславливается  переходом стран Евросоюза на требования экологического стандарта EURO 4, который уже резко увеличил объем предложения на европейском вторичном рынке строительной техники. Крупные западные арендные компании и подрядчики, имеющие парк старше 5 лет, для сохранения сильных позиций в тендерах вынуждены срочно обновлять свое оборудование. На наш рынок идут машины с остаточным ресурсом и стоимостью, сопоставимыми с новыми отечественными, но превосходящими их по техническим характеристикам. При качественном сервисе на местах эксплуатации они вполне конкурентоспособны по экономической эффективности. Спрос на такие машины будет расти. В данном контексте технику правильнее оценивать в категориях качества, а не происхождения.
2. Позиции любых производителей находятся в динамике, которая определяется надежностью и эффективностью машин на основе таких факторов, как: безотказность, долговечность,  сохраняемость и ремонтопригодность техники, а также  качество элементной базы. Все это определяет свойства, от которых зависят трудовые и материальные затраты на их эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание. Позиции наших предприятий можно образно назвать «стартовыми». Национальный рынок России уже стал частью мировой экономики. С каждым годом мировые тенденции международной производственной кооперации, межрегиональной интеграции и технологического аутсорсинга все глубже проникают в российское машиностроение. Сегодня практически все производители техники находятся в ситуации перехода на активную рыночную позицию. По данным Института проблем транспорта РАН, для развития и эффективной эксплуатации парков техники необходимо поддерживать ежегодное их обновление на уровне 12%. Во многом это обновление идет путем закупа новой российской техники. Это поддерживает спрос на новые отечественные машины, которых по количеству поступает на рынок в пять раз больше, чем импортных.
Тем не менее, на сегодняшний день совершенно очевидно, что, участвуя  в процессах международной производственной кооперации и интеграции знаний, российские производители существенно поднимут качество и рыночную репутацию своих машин и увеличат свою долю на рынке. Насколько быстро это произойдет — зависит только от их активности. Сегодня качество корпоративного управления, уровень производственной культуры и новая рыночная стратегия, в которой экономические интересы потребителя находятся в центре внимания производителей, закладывают новую основу конкурентоспособности отечественной техники.
3. Сегодня в нашей стране «отверточной сборки» строительной техники в полном смысле этого слова нет. Пока ни один мировой производитель не предоставил своих лицензий. Есть практика использования элементной базы зарубежного производства в номенклатуре, для которой у наших предприятий нет соответствующего технологического оборудования. В некотором роде отдельные элементы «отверточной сборки», освоены, например, в российской индустрии капитального ремонта импортных машин. Так, например, Машиноремонтный завод ИКО в Екатеринбурге, по качеству исполнения регламентных работ и сборки тяжелых бульдозеров и трубоукладчиков Komatsu и техники Dressta, уже давно получил высокую оценку своих японских и польских партнеров. Поэтому, прежде чем говорить о влиянии «отверточной сборки», надо серьезно взглянуть на такие вещи, как технологическая культура, уровень технического менеджмента на предприятиях, доступ к базам знаний и преемственность поколений специалистов.
4. Что касается импортных производителей, то любой покупатель может рассчитывать на помощь при запуске машин в эксплуатацию, первичное обучение операторов и внимание к машинам со стороны сервисных инженеров офисов производителя в России в течении гарантийного периода. Дальше, как правило, проблемы технического обслуживания и ремонта полностью ложатся на плечи потребителей.
Крупные потребители часто имеют собственные ремонтные мощности. Но в нашей стране все больше распространяется западный опыт перехода на обслуживание специализированными сервисными компаниями по принципу «все включено».
Обслуживание на местах эксплуатации, определение фактического состояния машины, обнаружение состояний, предшествующих отказам ее узлов и агрегатов, прогнозирование остаточного ресурса — все это части единой проблемы  обеспечения безотказной работы техники и экономической оправданности ее применения.
Анализ более чем двадцатилетнего опыта эксплуатации отечественными предприятиями тяжелой строительной техники импортного производства свидетельствует, что при отсутствии ранней диагностики основную долю (60-70% времени восстановления) составляет время, затрачиваемое на поиск причины отказа.
5. Что касается запасных частей к российской технике — их продается очень большое количество, они относительно дешевы, и единственная проблема потребителей лежит в области стандартного качества изделий и их ресурса. Это зависит от множества факторов, в том числе и от качества применяемых при их изготовлении материалов. Существует и проблема «пиратских» производителей, весьма развит черный рынок.  
С запасными частями к импортной технике все гораздо сложнее. Во-первых, западные производители не торгуют маленькими партиями. Во-вторых,  существует ряд вопросов о качестве работы с Россией зарубежных логистических компаний.
Практически никто не в состоянии на сто процентов гарантировать точное выполнение сроков поставки, поскольку зачастую это обуславливается такими, например, проблемами, как  забастовка докеров или транспортных компаний, и груз приходится перенаправлять через ближайшие страны. Поставщик переводит груз в рублевую зону и доставляет потребителю. Этот бизнес требует инвестиций. Кроме того, на рынке импортных запасных частей очень большую роль играют опыт и репутация, причем как в России, так и за рубежом. Довольно остро стоит вопрос о недобросовестных посредниках. Доходит даже до того, что под видом новых изделий вам могут доставить соответственным образом упакованные восстановленные или их ловкую имитацию. Поэтому партнера по снабжению выбирают очень серьезно.

ООО «ПМТК»
ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА
1. Можно говорить об экспансии импортной дорожной техники на оте-чественный рынок, так как несмотря на все усилия российских производителей, заказчики покупают импортную технику, забывая, что по запчастям и комплектующим «привязываются» к импорту на долгое время.
2. Позиция отечественных производителей  — всеми силами остаться на рынке, призывая клиентов поддержать российскую промышленность, имеющую хорошие традиции в производстве и технологиях.
3. С российской стороны сервисное, послепродажное обслуживание осуществляется на высочайшем уровне. Методическая и информационная поддержка на должном уровне.
4. Комплектация запчастями всегда предусмотрена. Работать на склад сейчас желания мало.
Существует и комплектация по желанию заказчиков. Качество запчастей зависит не только о производителя, но и от поставщиков исходного сырья-материала.
5. Если существуют большие производственные площади, пустующие по различным причинам, то «отверточная сборка» может дать жизнь не только новому производству, но и поддержать существующее производство, а также дополнительные оборотные средства для развития.

ОАО «САРЭКС»
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ШАРКОВСКИЙ И.В.
1. Да, можно. Но экспансия импортной дорожной техники затрагивает в основном крупные промышленные города, такие как Москва,Санкт-Петербург,  Самара, Нижний Новгород, Екатеринбург и др. В остальных регионах РФ все больше упор делается на отечественных производителей. Немаловажную роль в данной ситуации играет цена на отечественную технику.
3. Сервисное обслуживание техники осуществляется сохранившимися ремонтно-техническими предприятиями в различных регионах, также задействуются предприятия, созданные на базе бывших региональных центров «Стройдормашсервиса». Гарантийное обслуживание осуществляется, в основном, силами производителя за исключением крупных городов, где имеются предприятия, с которыми заключены договора на гарантийное обслуживание техники.
4. По вопросу запасных частей: в последнее время участились случаи появления у потребителей продукции с фиктивными документами, подтверждающими ее качество и производителя. С целью улучшения обеспечения потребителя запасными частями, при производстве экскаваторов используются нормализованные и унифицированные узлы: гидроцилиндры, насосы, распределители, клапаны и др. Оригинальные детали не являются дефицитом  и имеются на складах производителя и его представителей в регионах.
5. Влияние незначительное.

ООО «СОЮЗАВТО»
1. Зарубежная дорожно-строительная техника активно завоевывает российский рынок. Прежде всего, это объясняется высоким качеством импортных машин: все чаще в выборе техники становятся главными такие характеристики, как износоустойчивость, длительность моторесурса, межремонтный интервал, эргономичность. Крупные владельцы дорожно-строительной техники начинают осознавать то, что более выгодно иметь высокотехнологичное оборудование, затраты на содержание которого компенсируются его надежностью.
Если раньше приобретение техники известных зарубежных производителей тормозилось её дороговизной, то сейчас, как правило, эта проблема успешно решается путем поиска наиболее приемлемого источника финансирования — это могут быть лизинговая схема или товарный кредит.
2. Отечественные производители продолжают занимать существенную долю рынка. Продолжается выпуск новых образцов машин.
К сожалению, качество отечественных машин оставляет желать лучшего. Часто заводы идут по пути комплектации наших машин импортными узлами, что улучшает работоспособность техники, но не решает проблемы в целом.
Несмотря на существующие трудности, российские производители стремятся довести качество выпускаемой техники до мировых стандартов, что в дальнейшем должно положительно сказаться на повышении престижа и, соответственно, росте популярности отечественной техники.
3. Ситуации, сложившиеся сегодня вокруг сервиса российской и зарубежной техники, различаются.
До сих пор в России сервисное обслуживание самоходной техники отечественного производства находилось на крайне низком уровне. Чтобы поддержать своих потребителей, компания «Союзавто» организовала сервисный центр по обслуживанию машин российского, украинского и белорусского производства.
Петербургский рынок сервисных услуг для зарубежной специальной техники также недостаточно развит и характеризуется, прежде всего, узкой специализацией сервисных центров. До 2002 года достойный уровень обслуживания предоставлялся только специализированными сервисными центрами крупных западных производителей, работающими в рамках одной торговой марки. По такому же принципу осуществлялись поставки оригинальных запасных частей. Многие дорожные организации имеют собственные ремонтные цеха, в которых проводят различные виды работ самостоятельно, но часто, при серьезных неисправностях, они оказываются не в состоянии провести профессиональную диагностику и качественный ремонт техники в сжатые сроки.
Говоря об общем состоянии рынка, можно сказать, что, следуя за тенденцией роста популярности импортной техники в нашем регионе, как новой, так и бывшей в эксплуатации, растет и потребность в услугах ремонтных организаций. А в последнее время значительно возросло количество выездов на места работ, где производится техническое обслуживание, мелкий ремонт и диагностика.
Что касается информационной поддержки потребителей, то сейчас существует значительное число изданий, освещающих проблемы отрасли. Тем не менее, ощущается определенный недостаток информации, особенно в удаленных регионах страны.
4. Вопросы, связанные с приобретением запасных частей, как правило, рассматриваются при заключении дилерского соглашения. Договоры с крупнейшими мировыми производителями подразумевают и поставку оригинальных запасных частей.
По-прежнему существует проблема серого рынка запасных частей отечественного производства. Регулярно появляются дешевые, некачественные подделки, что не может не сказываться на работоспособности техники.
5. Первый этап создания предприятий, которые бы занимались сборкой зарубежной техники на территории России, пришелся на 1997-1998 годы. Тогда крупный производитель дорожно-строительной техники Wirtgen Group (Германия), одной из первых попыталась организовать сборку собственной продукции на местных производственных мощностях в Москве. Сначала собирались однометровые фрезы Wirtgen, затем производство переключилось на комплектующие для асфальтобетонных заводов. Тогда же аналогичные попытки делала и компания Liebherr (Германия), производитель башенных кранов.
Дефолт 1998 года не позволил развиться этому направлению в полной мере. Сказались слишком высокий объем инвестиций (большие накладные расходы на приобретение дорогостоящего оборудования) и недостаточная на тот момент квалификация персонала.
В настоящее время, один из лидеров машиностроения Caterpillar (Caterpillar-Тосно) реализует программу производства некоторых комплектующих, которые затем переправляются в Европу.  Окончательная сборка техники под маркой  Caterpillar размещена, все-таки, там.
Сегодня известно о планах создания сборочных предприятий других торговых марок. В частности, в 2002 году во время своего визита в Санкт-Петербург глава австрийского концерна Palfinger г-н Хуберт Палфингер заявил о том, что концерн рассматривает возможность организации на территории России сборочного производства, которое в будущем может развиться в полноценное производство кранов-манипуляторов.

ФГУП  ПО «УРАЛВАГОНЗАВОД»
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ПО МАРКЕТИНГУ И СБЫТУ С. П. КОЛОСОК
1. Предшествующие три года были успешными для нашего объединения. Нам удалось достичь стабильного роста продаж производимой нами техники, завоевать лидирующие позиции на российском рынке экскаваторов. Большие надежды возлагались и на 2002 год. К сожалению, наши планы не оправдались: впервые за последние годы объем продаж остался на уровне предыдущего 2001 года. С падением продаж в 2002 году столкнулись и наши основные российские конкуренты-производители экскаваторов и малогабаритных погрузчиков. Анализируя сложившуюся ситуацию мы выяснили, что падение объема спроса коснулось только сегмента строительной техники российских производителей. Объемы продаж экскаваторов и малогабаритных погрузчиков ведущих зарубежных производителей по итогам 2002 года возросли. Таким образом, произошло перераспределение спроса в сторону зарубежной техники. Если ранее потребитель отдавал предпочтение отечественным машинам, в первую очередь благодаря их доступной цене, то теперь с расширением предложения зарубежных поставщиков не только в сфере номенклатуры предлагаемого оборудования, но и в области гибких форм оплаты, качественного и оперативного сервисного обслуживания, все более часто делается выбор в сторону  приобретения импортных машин. Значительно оживился в последние годы и рынок импортной техники бывшей в употреблении. В связи с изложенным, можно в полной мере говорить об экспансии импортной дорожной техники на российский рынок. Это ставит перед нами новые, более сложные задачи по обеспечению конкурентоспособности выпускаемых нами экскаваторов и погрузчиков.
2. Естественно, что широкомасштабный выход на российский рынок поставщиков импортной техники обострил конкуренцию и несколько ослабил позиции отечественных производителей, в числе которых оказались и мы. Для укрепления своего положения мы предпринимаем шаги по совершенствованию производимой нами техники, доведения показателей качества, надежности, производительности, дизайна и комфортности работы оператора до уровня современных зарубежных образцов. Продолжаем активно расширять модельный ряд предлагаемых машин.
Хотя наша техника по ряду параметров уступает зарубежным аналогам (комфортность, надежность, сервис), но если подойти к вопросу конкурентоспособности глубже, то выясняется, что в условиях внутреннего рынка наши машины имеют существенные плюсы перед импортными аналогами — они легко ремонтируются, обслуживаются, и, что очень важно, работают на отечественных расходных материалах (топливе, масле и т.п.). Развитие импортной техники идет по пути усложнения узлов и агрегатов, роста энерговооруженности и уровня компьютеризации. Все это ведет к усложнению сервиса, а следовательно, к увеличению затрат по ее содержанию. Поэтому, наша техника имеет перспективы  не только на внутреннем, но и на зарубежных рынках, в первую очередь, рынках стран СНГ.
3 и 4. ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» имеет в своем составе специализированное подразделение, осуществляющее гарантийное и послегарантийное обслуживание техники, а также поставку необходимых потребителю запчастей. Мы осознаем, что на современном этапе развития рынка дорожно-строительной техники, свое-временное и качественное техническое обслуживание является одним из определяющих факторов конкурентоспособности. Поэтому на первый план для нас выходит задача по всемерному повышению качества предоставляемых сервисных услуг, в том числе через привлечение дилеров  и других специализированных организаций, способных максимально оперативно решить задачи обслуживания и поставки запчастей.
5. В настоящее время на рынке нашей продукции техника «отверточной сборки» не получила широкого распространения, хотя нельзя не учитывать возможность появления такой техники в ближайшем будущем. Естественно, что цена ее будет несколько ниже, чем у завозимой из-за рубежа. Но вряд ли она сможет приблизиться к ценовым рубежам отечественной техники. Запасные части к технике по-прежнему будут импортироваться, а значит «отверточная сборка» не сможет решить и проблему удешевления сервиса. Намного большую угрозу для нас представляет импорт бывшей в употреблении техники. Ее преимущества — сравнительно небольшая цена и срок эксплуатации до продажи, хороший уход  перед продажей.
Несмотря на хорошую динамику продаж импортной техники на Российском рынке, мы оптимистично смотрим в будущее и не считаем сегодняшние позиции импортных машин абсолютно не уязвимыми. Не обойтись здесь и без помощи государства, которое по определению должно оказывать поддержку отечественным производителям, в том числе и в области защиты от широкомасштабного импорта техники.

Дата: 12.11.2003
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" №3/2
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!