КРАТКАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО АЛКОГОЛЬНОМУ РЫНКУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

1 стр. из 1

ВОДКА
Региональные марки водок на петербургском рынке преобладают. Факт примечательный, если учесть, что (по данным Госкомстата РФ) в Северо-Западном федеральном округе водки и ликеро-водочных изделий крепостью свыше 28% производится меньше, чем в других округах России.
Рейтинг производителей крепких спиртных напитков сложился около 6–7 лет назад. В число ведущих предприятий входят «Ливиз»», «Ладога», «Тигода», «Нива», ППК, «Веда» и другие. Все увереннее заявляют о себе производители, о которых еще в конце прошлого века мало кто знал. Среди них  ЛВЗ «Невский», «Петровский», «СПИ-РВВК».
Рынок водки Санкт-Петербурга оценивается в среднем около 500 тыс. дал в месяц. На долю 10 крупнейших заводов приходится свыше 80% продаж водки (по убывающей: «Ливиз», «Ладога», «Веда», «Исток» и т. д.). Наибольший рывок при этом совершила «Веда», показавшая в 2002 г. рекордный прирост: за 8 месяцев – в 6 раз!
Предполагается, что в ближайшие месяцы возрастет доля продаж у ЛВЗ «Невский» и ЗАО «Промышленная группа «Ладога». Именно эти два производителя приобрели у государства (в лице ФКП «Союзплодоимпорт») лицензии на производство в регионе беспроигрышной, как думают в Москве, продукции: известных в народе марок водки  «Московская», «Столичная», «Starka», «Yubileynaya» и еще 11 товарных знаков. Монополист (ФКП) будет поставлять на эти заводы спирт, комплектующие, он же будет осуществлять контроль за качеством производимой там продукции.
Продавать рознице лицензионные напитки будут два крупнейших оптовика: ЗАО «Русский водочный торговый дом «Росалко-Нева» и ЗАО «Оптовая база по реализации алкогольной продукции «Ладожская».
Из иногородних производителей наибольшее доверие у покупателей вызывает водка, произведенная подмосковным заводом «Топаз».
Основными потребителями водки являются мужчины в возрасте до 54 лет, причем молодежь все чаще предпочитает такие бренды, как «Флагман», «Русский размер», «Лапландия», русский «Смирновъ» и ливизовские марки.
Главными при покупке водки остаются два фактора: цена и качество (по данным журнала FOOD MARKET — 61%). Причем в понятие «качество» вкладывается прежде всего доверие к производителю. А оно зависит от многих факторов, в том числе и от рекламы. Введение дополнительных ограничений на нее, по мнению аналитиков из ОАО «Информационная система оптовой торговли» (ИСОТ), может привести к росту цен и последующему падению объемов продаж.
Таким образом, ограничения, которыми бредят наши законодатели, не должны касаться вопросов качества этого продукта и ликвидировать ту «золотую середину», которая, как известно, учитывает интересы и потребителей, и производителей.

ВИНО
По мнению специалистов из ИСОТ, Россия в ближайшие годы начнет пить больше вина. Надо полагать, эта тенденция не обойдет стороной и Питер.
Во всяком случае, рынок вина в Санкт-Петербурге развивается активней, чем рынок водки. По данным исследователей из ООО «Евросервис ЛТД», в течение 2001 г. реализация в розничной торговле вина увеличилась на 37%, а водки лишь на 11%. И темпы потребления вина не падают.
Правда, большую часть рынка составляют дешевые вина до 70–80 руб. за бутылку, а то и дешевле.
Наибольшее доверие у потребителей вызывают такие традиционные марки портвейнов, как «№72»,  «№777», «№13» и т. п. Но производители частенько подменяют натуральные виноградные вина так называемыми «оригинальными», куда можно сыпать сахар и добавлять красители с ароматизаторами. ГОСТами такие вина (но не подмены) предусмотрены. Ввиду огромного числа фальсификаций этих марок, появляющихся в киосках и ларьках, потребитель все больше доверяет поставщикам вина, чья продукция по цене повыше, а значит, качественней. К таким поставщикам можно отнести ООО «Роро», действующее на рынке Санкт-Петербурга, про вина которого отзываются одобрительно.
Если говорить о виноградных винах вообще, то на рынке города и области  работает 10 производителей, в ассортименте которых присутствуют такие сорта спиртных напитков: АОЗТ «Игристые вина», ЗАО «КЗ Арарат», АООТ «ВКЗ Дагвино», ЗАО «Вилаш», ООО «Самтрест — С.-Петербург», ЗАО СП «Шилкин Дагвино Санкт-Петербург», ОАО «Комбинат пищевых продуктов», ООО «Северная Венеция», ЗАО «Нева Лтд», ООО «Троникс». Это привело к тому, что ввоз шампанского в город, например, составляет не более 8% от объема, произведенного в Санкт-Петербурге. Притом предпочтение отдается в основном питерскому шампанскому, качество которого не вызывает пока сомнения у петербуржцев.
На рынке Санкт-Петербурга, где действует более 90 аккредитованных поставщиков, по информации Агентства бизнес-новостей, реализуется в основном вино не местного разлива. И тем не менее вклад питерских производителей достаточно весом — 32%.

СЛАБОАЛКОГОЛЬНЫЕ
Этот вид алкогольной продукции можно смело назвать самым молодым не только на петербургском, но и российском рынке. Где-то только в начале 90-х г. стали появляться у нас алюминиевые баночки с заморскими (в основном – польского производства) напитками. К сожалению, именно эта страна-производитель и привила некоторое недоверие потребителей к данному виду спиртных.
И тем не менее потребительский спрос на эту продукцию в Питере устойчивый. Слабоалкогольные есть во всех магазинах города, начиная от супермаркетов и кончая самыми затрапезными ларьками.
По информации ИСОТ, потребители слабоалкогольной продукции зачастую затрудняются определить, что они пьют и от какого производителя. Многие коктейли и напитки они называют просто — «Джин-тоник».
Сейчас по популярности на первых местах расположились такие коктейли, как «Казанова», «Отвертка», «Ром-кола», «Трофи» и «Джин-тоник», часто называемый зеленым (по цвету банки) производства фирмы Grinolls. Популярны марки «Водка-дыня», «Черный русский», «Очаково» («Сидр» и «Джин-тоник»), а среди питерских лидирует «Браво».
Рынок слабоалкогольных напитков — это молодежный сектор, основными потребителями здесь являются люди в возрасте от 18 до 35 лет. Ассортимент имеет устойчивую тенденцию к росту.

ПИВО
Это самый популярный напиток россиян. И один из самых динамично развивающихся напитков на потребительском рынке.
О пиве все знают все. Я тоже так думал. Я думал, что самое популярные сорта у петербуржцев — это названия, производимые заводами «Степан Разин» и «Балтика». Но оказалось, это далеко не так. В универсамах, например, где отовариваются люди не совсем, будем говорить, бедные, «Балтика» со «Степаном Разиным» в лидерах не числятся. Причина (по мнению товароведов) — не всегда высокое качество, нестабильность вкуса. В престижных супермаркетах лучше идут «Невское», «Миллер», «Тинькофф» и другие дорогие сорта.
Зато в ларьках и мелких магазинах люди охотнее берут того же «Степана» и «Балтику» — там «обитает» люд победнее. Наиболее стабильная марка — «Петровское» производства «Степана Разина».  «Балтика №9» и «Степан Разин крепкое» предпочитают те, у кого «устойчивая тяга к спиртному».
Охотно раскупает потребитель раскрученные, средние по цене бренды: «Клинское», «Толстяк», «Бочкарев», «Старый мельник» и другие, производители которых справедливо считают  рекламу двигателем торговли...
Эта краткая экскурсия по алкогольному рынку Санкт-Петербурга, конечно же, не дает полную картину. Возможно, другие обозреватели увидят этот рынок совсем в другом ракурсе...

Дата: 12.11.2003
Анатолий КОМАРОВ
"Качество товаров и услуг" №3
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!