Управление инвестиционными проектами объектов строительства в Санкт-Петербурге

1 стр. из 1

Продолжим начатый в прошлом номере журнала разговор о строительной отрасли нашего города.
Развитие в России рыночных отношений способствует внедрению программного метода управления. В основу этого метода положена система программ
и проектов.
Проект — некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обусловливающими способ ее решения.
Инвестиционный проект представляет собой системно ограниченный
и законченный комплекс мероприятий, документов и работ, финансовыми результатами которого является прибыль (доход), материально-вещественным результатом — новые или реконструируемые основные фонды (комплексы объектов), или приобретение и использование финансовых инструментов и нематериальных активов с последующим получением дохода.
Программа — совокупность проектов или проект, отличающийся особой сложностью создаваемой продукции и/или методом управления его осуществлением.
Под целевой программой понимается адресный документ, включающий комплекс научно-технических, производственных, социально-экономических и организационно-технологических мероприятий, взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям и направленных на решение актуальных проблем развития отраслей и регионов наиболее эффективным путем и в установленные сроки.
При формировании инвестиционных программ критериями качества служат:
 комплексность;
 оперативность;
 уровень наукоемкости;
 степень управляемости и надежности;
 опора на доступные ресурсы;
 связь со смежными отраслями экономики;
 совершенствование инфраструктуры;
 поддержание занятости и создание новых рабочих мест;
 надежность потенциальных инвесторов;
 возможность последующей диверсификации;
 другие критерии, отражающие стратегические задачи и экономическую
конъюнктуру.
Выбор проектов не может быть осуществлен на основе одного — сколь угодно сложного — формального критерия. Это относится не только к приоритетным для государства, но и ко всем прочим проектам; однако проекты, претендующие на приоритетность, должны анализироваться на базе многосторонней экспертизы. Решение должно приниматься с учетом множества различных, зачастую противоречивых характеристик проекта и его участников, носящих количественный или качественный характер. Часть этих характеристик относится к экономическим, экологическим и социальным последствиям реализации проекта в народном хозяйстве, регионе, отрасли. Другая часть проекта описывает разнообразные риски, связанные с процессом реализации проекта.
Основными целями управления городом являются: создание жителям города благоприятных условий жизни, работы и отдыха, обеспечение безопасности, охраны здоровья, хорошее социальное обслуживание и т. д.
Разработка «дерева целей» системы управления городом дает возможность уточнить организационную структуру администрации, закрепить проблемы
и задачи за структурными подразделениями, полностью определить круг решаемых задач, а также их взаимосвязь
и приоритеты.
Инвестиционные программы и проекты входят в следующую систему планов развития города:
 стратегический план — это долгосрочный план, который разрабатывается на 3—5 лет;
 функциональный план — кратко-срочный план, который разрабатывается для поддержания нормального функционирования городского хозяйства;
 программы (план проектов)  разрабатываются для решения конкретных проблем, требующих длительного времени
и больших ресурсов;
 операционные планы детализируют программы на один год и объединяют их с функциональными и стратегическими планами.
Методология разработки стратегических планов крупнейших городов, целевых адресных программ и проектов приведена в работе вице-премьера Правительства РФ, доктора экономических наук
В. А. Яковлева.
Для определения исполнителей программ и проектов администрация города проводит тендеры, что позволяет повысить эффективность использования ограниченных ресурсов.
Среди общих принципов оценки эффективности инвестиционных проектов и программ следует выделить три группы:
 методологические принципы, относящиеся к концептуальной стороне дела и мало зависящие от специфики проекта;
 методологические принципы, непосредственно связанные со спецификой проекта, его экономической и финансовой привлекательностью;
 операционные принципы, облегчающие процесс расчета эффективности проекта с информационно-вычислительной точки зрения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ (ИП)
В методических рекомендациях по оценке инвестиционных проектов и их отбору для финансирования рассматривается несколько видов критериев, которые приводятся ниже.
Критерии отбора инвестиционных проектов подразделяются условно на следующие группы:
 целевые критерии;
 внешние и экологические критерии;
 критерии реципиента (исполнителя), осуществляющего проект;
 критерии научно-технической перспективности;
 коммерческие критерии;
 производственные критерии;
 рыночные критерии;
 критерии региональных особенностей реализации проекта.
Проведение в последние годы экономических реформ в России позволило в последние годы на практике применять достижения зарубежных методик проектного анализа, в частности наработки Всемирного Банка.
Однако все рассматриваемые системы являются «статическими» в том смысле, что рассматривают заранее экзогенно заданные издержки, инвестиционные затраты, программу реализации и т. д. в отличие от «динамических» систем, допускающих автоматическую корректировку показателей на данном шаге в зависимости от значения показателей.
Коэффициенты весомости каждой группы дифференциальных критериев могут колебаться от 0 до 1 и определяются экспертным путем по определенным методикам.
Научно-обоснованные коэффициенты весомости групп и дифференциальных критериев оценки ИП на каждый тип объекта, в том числе АЗС, являются нормативными показателями (табл. 1, 2).
Это достигается на основе оформления их соответствующими юридическими документами или на уровне заказчика (инвестора) в виде приказа или распоряжения, или на уровне городской исполнительной или законодательной власти (распоряжение губернатора, закона городского Законодательного Собрания).
Все эти положения в равной степени относятся к нормативным показателям для определения рисков — коэффициентов весомости групп и дифференциальных критериев оценки инвестиционных рисков.
Управление ИП на различных стадиях разработки предпроектной, проектной, конкурсной документации инвестиционных предложений в современных условиях невозможно без применения информационных технологий на базе систем автоматизированного проектирования и управления.
Эффективная организация и рациональное использование баз данных
и знаний для любых объектов могут быть достигнуты, если их построить по типу автоматизированных банков данных
и знаний (АБДиЗ).
Анализ прав и обязанностей заказчика (инвестора) показывает, что необходимо иметь нормативно-правовое обеспечение при разработке бизнес-планов, инвестиционных предложений, конкурсной, предпроектной и проектной документации,
а также при строительстве и реконструкции объектов.

Дата: 12.11.2003
А. И. ВАХМИСТРОВ, вице-губернатор Санкт-Петербурга, председатель Комитета по строительству, к. э. н., проф. СПб ГАСУ
"Петербургский строительный рынок" №6
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!