Организационный механизм аутсорсинга в системе логистики строительной компании

1 стр. из 1

«Проблема — это тенденция, время которой наступило». У. Хорвард Чейз

Строительство отличается достаточно сложным и многообразным процессом, включающим не только проектировку, подготовительные работы и производство строительной продукции, но и многочисленные операции, связанные с дизайном, отделочными работами, продажей готового жилья и строительных услуг. Все это представляет органический симбиоз надежной конструкции, ее долговечности, привлекательного дизайна с рациональным фоном окружающей среды в рамках запросов потребителей.
Одной из современных и успешных систем ведения бизнеса является аутсорсинг, обеспечивающий реальные конкурентные преимущества по схеме «инвестиции —> проектирование —> продажа».
В современных условиях хозяйствования строительным компаниям необходимо перестроить традиционные рельсы логистики с использованием системы аутсорсинга с учетом влияния рынка.
Известно, что ни одно строительство не может быть выполнено без механизма управления не только товарными потоками, но и информационными, финансовыми, которые являются производными материальных, опосредуя их. Поэтому аутсорсинг, построенный на экономической целесообразности отбора корпоративных потоков, является одним из ведущих направлений системы логистики компаний строительного бизнеса.
Стратегия аутсорсинга направлена на упорядочение потоковых процессов как внутренней логистики, так и внешней.
Известно, что в строительстве внутренние потоки являются выражением процессов закупки материальных ресурсов, комплектующих изделий; складирования с включением учета, технологии хранения и выдачи; производственного процесса на базе новейших технологий строительства; монтажа, сборки и сдачи объекта «под ключ»; предпродажного сервиса.
Не менее важными являются и потоки внешней логистики, сопряженные с продажей готовых строительных объектов. На первом плане обоснования логистических внешних потоков в системе аутсорсинга необходимо учитывать распределительные, обменные и потребительские потоки (Голиков Е. А. Основы логистики. — М.: «Дашков и К», 2003. С. 25).
Распределительные потоки включают процесс управления каналами распределения с учетом их уровней, т. е. участия посредников при продвижении продукции в пространстве и времени.
Обменные потоки учитывают рыночные тенденции и закономерности в процессе оформления торговых сделок купли-продажи.
Потребительские потоки напрямую связаны с поведением заказчиков и конечных потребителей с учетом тщательного анализа их запросов и претензий.
Эффективное функционирование системы аутсорсинга возможно при продуманном построении организационного механизма.
Организационный механизм аутсорсинга является целостным комплексом, интегрирующим ресурсы, права и полномочия на выполнение определенных видов работ, услуг высокого качества в режиме экономической обоснованности и полного удовлетворения запросов клиентов. Структура организационного механизма аутсорсинга проиллюстрирована на рис. 1. Из приведенной иллюстрации совершенно очевидно, что организационный механизм в системе логистики строительной компании — это целенаправленная система, интегрирующая материальные, информационные и денежные потоки в целях эффективного выполнения работ, услуг в режиме высокого качества и экономической целесообразности.
Передача по контракту работ строительного процесса в системе аутсорсинга осуществляется по следующим направлениям:
 предстроительные работы с включением разработки проекта и обоснованием сметы расходов;
 закупка материальных ресурсов, комплектующих изделий, оборудования,
создание запаса и хранение;
 управление потоками производственно-технологической комплектации строительного объекта;
 строительный процесс;
 продажа готовых узлов (окон, дверей, гаражей и т. п.), строительных объектов;
 послепродажный сервис.
Мировой опыт показывает, что строительные компании редко имеют возможность качественного обеспечения всех циклов строительного процесса.
За рубежом система аутсорсинга уже накопила достаточно большой положительный опыт в области производственной специализации строительной индустрии
в режиме высокого качества и относительно низкой цены. При этом компании-смежники системы аутсорсинга могут приобретать строительные материалы, комплектующие, производственные компоненты у одного поставщика.
Используя систему аутсорсинга под именем своего брэнда с учетом концентрации материальных, информационных и денежных потоков на приоритетных направлениях, строительная компания добивается повышения качества исполнения в режиме оптимизации совокупных затрат. Это в свою очередь приносит дополнительные доходы, которые в значительной степени превышают затраты на создание организационного механизма аутсорсинга. Известно, что производительность труда в строительной индустрии значительно уступает уровню в зарубежных компаниях — Германии, Франции, Корее и Турции. Это обусловлено различиями не только
в технологиях, но и разных стратегических подходах к оценке логистики. Неслучайно доля строительного аутсорсинга за рубежом намного выше, чем у нас в стране.
Именно система аутсорсинга позволяет профессионалам сконцентрировать внимание на главной работе, тем самым повышая уровень и качество производительности труда исполнителей.
Для менеджмента строительной компании очень важно своевременно использовать системные подходы при разработке организационного механизма аутсорсинга.
В России строительные компании к системе аутсорсинга относятся избирательно. Для принятия решения об использования услуг аутсорсеров оцениваются внутренние ресурсные возможности и факторы рыночной среды с учетом уровня конкуренции, тенденций и закономерностей.
Большая роль при этом отводится рекомендациям и проводимым тендерам со стороны Международной и Региональной ассоциаций строителей, Союза строителей Москвы и Московской обл. Эти общественные организации делают не только эффективной систему аутсорсинга, но и осуществляют рейтинги общественного мнения по оценке степени удовлетворенности клиентов от приобретенного жилья и сервисных услуг. Практика отечественного строительного бизнеса отмечает лидеров системы аутсорсинга, а именно компании-холдинги: «Дон-строй», «Стройиндустрия», «Техноком», «Домострой-Престиж».
Наиболее распространенные направления аутсорсинга в строительной индустрии:
 разработка проектной документации — фирма «Интекс»;
 гидроизоляция фундамента, установка коробки надежной конструкции, кровельные работы — корпорация «Социальная инициатива», фирмы «Фобус», «Интекс»;
 благоустройство, озеленение и установка на территории малых архитектурных форм — компания «Экипе»;
 производство конструкций из дерева и алюминия — фирма «Техноком»;
 отделка золотом стен, потолков, дверей в квартирах элитного жилья — фирмы «Престиж», «Дон-Строй», «Белые Ветры», Blackwood;
 столовая, кухня, отопление, сантехника — фирмы «Термосистема», «Омела», «Итаком», IDO;
 дизайн, текстиль в интерьере, охранная система — фирмы «Валекс», «ОСК-Сервис», Mebiyc, «Синяя птица».
Стратегия аутсорсинга подразумевает долгосрочное сотрудничество двух организаций на принципах партнерства. Преимущества стратегического уровня выражены в том, что данная система позволяет сфокусировать внимание на основном бизнесе, уменьшить инвестиционные затраты на основные фонды, гибко реагировать на рыночные перемены. Необходимо еще отметить и сокращение накладных расходов по содержанию дополнительных штатных исполнителей в части их обучения, информационной поддержки, стоимости рабочих мест. Но самое главное преимущество системы аутсорсинга — это гарантия высокого профессионализма со стороны компаний — аутсорсеров.
В заключение хотелось бы отметить, что наибольший эффект от аутсорсинга в строительстве достигается при системном подходе к его использованию в условиях, когда:
1. Компания принимает стратегическое решение сосредоточить ресурсы на основном виде деятельности;
2. Объем заказов увеличивается и передача части корпоративных функций осуществляется безболезненно в рамках прежней структуры;
3. Выполнение заказов требует проведения маркетинговых исследований в части комплексной оценки состояния рынка, уровня цен и финансовой устойчивости заказчика;
4. Строительная компания остается недовольной качеством исполнения корпоративных работ в области компьютерной диагностики, фитодизайна, батика, использования текстиля в интерьере, ландшафтного дизайна и др.;
5. Стоимость второстепенных корпоративных работ становится неоправданно высокой и представляет целесообразность передачи их на исполнение аутсорсерам.


СПРАВКА

Аутсорсинг — от англ. autsoursing с дословным переводом «использование внешних источников» — является системой выполнения определенных видов работ, услуг внешними организациями. На языке бизнеса аутсорсинг можно определить как делегирование корпоративных функций сторонним организациям, специализирующимся на соответствующих видах строительных работ.
Услуга в системе аутсорсинга строительной компании заключена в передаче функций разработки, финансовой и технической поддержки, дизайна, программного обеспечения, автоматизации продажи строительных объектов внешним исполнителям-аутсорсерам.
Активное развитие аутсорсинг в России получил в период кризиса 1998 г., когда компании были вынуждены идти на значительное снижение затрат по всем направлениям бизнеса, привлекая к нему сторонние организации.
Практика аутсорсинга отмечает, что многие строительные компании привлекают к бизнесу отдельных специалистов — аутсорсеров — для выполнения работ в области поиска и оценки полученных заказов, программного обеспечения, привлечения выгодных инвесторов, выполнения маркетинговых исследований состояния рынка, проведения PR и рекламных акций.
Система аутсорсинга является новым инструментом логистики, направленным на управление потоковыми процессами в режиме их упорядочения с позиции экономической целесообразности и запросов потребителей.

Дата: 12.11.2003
В. СИНЯЕВ, менеджер компании «Мастер-Валекс»
"Петербургский строительный рынок" №6
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!