1 стр. из 1
— Валерий Анатольевич, как бы Вы как архитектор охарактеризовали ситуацию, складывающуюся на петербургском рынке малоэтажного строительства?
— Малоэтажная застройка — это формирование удаленной от центра, периферийной части города, окраин и пригородов. Зоны «малоэтажки» должны и могут развиваться без ущерба для существующих районов Санкт-Петербурга. Поэтому одна из главных проблем, определяющих выбор мест под малоэтажную застройку, — наличие надежной инженерной инфраструктуры. Сегодняшнее состояние инженерных сетей провоцирует более компактное, «вертикальное» развитие города.
Как только мы будем готовы к созданию автономных систем жизнеобеспечения, когда источники тепла, воды, электричества, очистные сооружения станут локальными, произойдет отслоение сателлитов, жилых групп, живущих в закрытом цикле, произойдет настоящий прорыв в области малоэтажного строительства. Развитие современных сопутствующих технологий — это непреложное правило для оживления рынка индивидуального строительства.
Эта проблема техническая, а значит решить ее довольно просто — были бы деньги. Городская «экспансия» сегодня простирается на сотни километров вокруг Санкт-Петербурга. Население стало более мобильным, высокий уровень автомобилизации подхлестывает процесс удаления от центра города, движения
«к земле», в экологически более благоприятные условия.
В отличие от технической части проблемы, которая в связи с доступностью любых современных технологий сейчас решается очень быстро, эстетическая составляющая индивидуального строительства явно отстает.
— В чем выражается это отставание и чем оно обусловлено?
— В индивидуальной застройке присутствует «заигранность сюжета», использование архаичных архитектурных форм и средств, неумение работать с современными материалами, абсолютно ненужные и затратные «навороты», превращающие дома в подобие замков или иных фортификационных сооружений.
Как только начался процесс индивидуального строительства, все, кто мог себе это позволить, включились в своеобразное соревнование — кто возведет малоэтажное жилье более многоэтажным. Как грибы, стали вырастать уродливые башни воинственного вида. И они совершенно «загородили» собой истинную цель загородного малоэтажного строительства, которая состоит в оптимальном взаимодействии с природным окружением. Здание и ландшафт вокруг него должны не бороться между собой, а взаимно дополнять друг друга. Дом должен быть естественно вписан в окружающую его местность — это один из основополагающих принципов загородного жилища.
Сейчас отношение к эстетике, архитектуре и композиции стало несколько изменяться, но «крепостная» эстетика еще довольно прочно «окопалась» в головах наших сограждан. Высокий забор, двускатная крыша, стены, отделанные неимоверно дорогим камнем и тяжеловесной лепниной, нелепые башенки — все эти архитектурные признаки «благосостояния» с завидным упорством смотрят на нас со страниц журналов и экранов телевизоров.
Констатируем ситуацию. Современная петербургская малоэтажная архитектура — это унылое тиражирование однообразных архитектурных штампов, без каких-либо явных попыток вырваться из круга сложившихся представлений.
Конечно, есть исключения. Мне довелось увидеть несколько домов, построенных по оригинальным проектам в Репино, Сестрорецке и других пригородах. Но исключения, как известно, только подтверждают общие правила.
Думается, что тяга к обособленному жилью крепостного типа обусловлена прежде всего отторжением «колхозного» сознания, насаждавшегося долгие годы. Люди захотели уединенности. Но рано или поздно им захочется общения, и тогда возникнет вопрос создания соответствующей жилой среды. Это в особенности касается малоэтажных поселков, где, несомненно, должны присутствовать коллективные пространства со спортивными и игровыми площадками, бассейнами и так далее. А их создание возможно только при объединении средств людей, строящих дома в том или ином районе. При обособленном строительстве такого никогда не будет.
— Так почему же загородные дома так похожи друг на друга, неужели в России нет архитекторов, способных придумать что-то оригинальное?
— Архитекторы, конечно, есть. Нет плотной связи между ними и людьми, имеющими желание и средства построить оригинальный дом. Среди последних нет реального понимания того, что проект, как таковой, вообще нужен. Почти каждый уверен в том, что ему по силам самому нарисовать дом «своей мечты» и потом воплотить рисунок в кирпич и камень, а поэтому и не возникает даже мысли проконсультироваться с профессионалами. Тем более, что под боком так много примеров: возьми крышу от одного дома, стены от другого, окна от третьего — глядишь, и за двухметровым забором поднимается ввысь очередной «замок». Хороший дом, как у всех…
Мне в практике работы довольно часто приходится сталкиваться с тем, что люди, которым предлагаются современные, «острые», авангардные решения, почти всегда начинают задаваться вопросом: «А что, это не будет похоже на дом моих соседей или знакомых?». Несоответствие чему-то уже увиденному — это очень плохо. Так мыслит основная масса застройщиков. На Западе же, например, непохожесть на соседей — это одно из главных требований заказчиков.
Сознание надо «двигать» в сторону современной архитектуры, а наши архитекторы чаще находят вдохновение в опыте прошлых веков, и опыт этот перенимается очень бездарно.
— А в чем, по Вашему мнению, должны находить вдохновение современные архитекторы?
— Мне кажется, надо изучать лучшие достижения западной архитектуры, помня при этом, что ее корни находятся у нас, в России: наследие зодчества начала 20-х гг. , периода конструктивистов. По моему мнению, это одна из самых светлых страниц отечественной архитектурной мысли, в которой не было никаких «комплексов», которая сочетала в себе высокую эстетику и максимальную функциональность всех элементов здания. Архитектура без нагромождений, обращенная к чистым и правильным формам, к стилизованной, хорошо читаемой геометрии, за которой четко прослеживаются функции объема.
Если строить здания, основываясь на этих принципах, то можно прийти к гораздо более удобной и менее затратной архитектуре, а дома станут не только красивее, но и дешевле.
Развитие современных строительных технологий и материалов открывает безграничные возможности для воплощения любых творческих идей.
Но построить хороший дом — это одно дело; надо сделать еще и так, чтобы он вписался в окружающую среду. Важны не только сами здания, но и пространства между ними и вокруг них. Ландшафтный дизайн — это одна из важнейших составляющих современного малоэтажного строительства.
К сожалению, большинство современных изданий по этой тематике в основной своей массе — это просто пособия по банальному цветоводству. На самом деле, формирование окружающего ландшафта порой требует не меньших усилий и затрат, чем строительство дома.
— Что же надо делать для того, чтобы сдвинуть сознание потенциальных заказчиков малоэтажного жилья с «мертвой точки»?
— Единственное, что мы можем сделать в этой ситуации, — попытаться решить эту проблему, предложив заказчику реально альтернативную архитектуру и повысив через серию публикаций в доступных журналах степень его информированности о достижениях международной практики в области малоэтажного строительства.
И, конечно же, то, что мы делаем постоянно в нашем университете, — крайне важно подготовить новое поколение молодых архитекторов, лишенных комплекса фортификационного зодчества и способных воплотить свои радикальные идеи в жизнь.
Дата: 12.11.2003
Беседовал Андрей ЗАЙЦЕВ
"Петербургский строительный рынок" №6
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!