1 стр. из 1
Расходы на оплату коммунальных услуг в квартирах, где установлены счетчики (ими сегодня оборудуются все вновь построенные дома), существенно сокращаются. В Петербурге официально установлены нормативы водопотребления в сутки: 220 л холодной воды, 150 л горячей воды. Расчеты показывают, что стоимость установки приборов учета окупает себя уже в течение года. Причем, чем больше семья — тем больше экономия.
Согласно Программе энергосбережения, которая действует в Петербурге с 1996 г.,
к 2005 г. предстоит полностью реализовать мероприятия по контролю и учету расходования воды, тепла, газа, электроэнергии. А это значит — снабдить счетчиками ресурсов каждое предприятие, организацию, убедить горожан в том, что приборы учета и контроля выгодно иметь в каждой квартире.
Часть тепла мы теряем и по причине несовершенной системы городского теплоснабжения, не позволяющей сегодня четко регулировать температуру батарей в квартирах в зависимости от температуры окружающего воздуха. Нужно переходить с «открытой» системы на «закрытую», то есть когда теплоснабжение и горячая вода не будут друг от друга зависеть. Петербургские теплоэнергетики планируют внедрение систем «погодного регулирования», что позволит не только снизить затраты на отопление, но избежать «перетопов» и «недотопов»: батареи будут нагреваться ровно столько, сколько нужно для комфортного существования. С помощью специальных приборов можно будет самостоятельно управлять климатом в своей квартире. В 2004 г. такая система будет запущена в Приморском районе.
Внедрение приборного учета расхода энергоресурсов и воды в городском хозяйстве Санкт-Петербурга является необходимым условием по реализации всего комплекса энергосберегающих мероприятий, обеспечивает полный контроль над потреблением топливно-энергетических ресурсов, снижает расходную часть бюджета на содержание организаций и предприятий по потреблению коммунальных услуг.
По мере развития рыночных отношений началось достаточно быстрое решение вопросов по приборному учету в сфере энергоресурсосбережения.
Основная цель, на достижение которой было обращено особое внимание при реализации комплексного приборного учета, может быть сформулирована следующим образом: получение объективной и достоверной информации о потребляемых энергоресурсах на всех уровнях их учета. Без такой информации, основанной на результатах измерений, выполняемых в соответствии с требованиями Федерального закона «Об обеспечении единства измерений», энергосбережение теряет под собой всякую основу и превращается лишь в лозунг.
СБЕРЕЧЬ МОЖНО ТОЛЬКО ТО, ЧТО УЧИТЫВАЕТСЯ
Это утверждение особенно актуально в бюджетной сфере ввиду отсутствия квалифицированных (подготовленных технически) специалистов, особенно в учреждениях образования, здравоохранения, культуры и т. д.
Администрация Санкт-Петербурга разработала комплекс мер по ужесточению контроля за использованием и потреблением ТЭР и воды. С этой целью:
проведена работа по составлению реестра зданий, финансируемых из бюджета Санкт-Петербурга;
составлены энергопаспорта этих зданий;
установлены лимиты;
подготовлен Энергетический баланс потребности в расходах бюджета Санкт-Петербурга на 2003 г. на оплату коммунальных услуг организаций, финансируемых за счет средств бюджета города;
разработаны Региональные нормативы потребления топливно-энергетических ресурсов и воды.
Для реализации энергосберегающей политики в Санкт-Петербурге администрацией города разработана необходимая нормативно-правовая база.
Во исполнение постановления Правительства РФ № 832 от 8.07.1997 «О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы» и в соответствии с Законом РФ «Об энергосбережении» администрацией Санкт-Петербурга разработана стратегия энергосбережения в городе на ближайшие годы.
Одним из основных направлений в работе стало в кратчайшие сроки разработать и ввести в действие региональную нормативно-правовую базу. На данном этапе были разработаны и введены в действие 2 постановления Правительства и 10 распоряжений губернатора.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 49 от 09.10.97 «Об основных направлениях энергосбережения в городском хозяйстве СПб» в бюджете на 1998 г. было предусмотрено выделение защищенных статей расходов в бюджете города.
Для реализации программ установки приборного учета Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению разработан и издан комплект нормативных документов, регулирующих порядок установки приборов учета и порядок оплаты потребителями полученных энергоресурсов:
постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30 июня 1997 г. № 28 «Об организации учета энергоресурсов и воды в городском хозяйстве»;
распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 6 ноября 1997 г. № 1139-р «Об установке приборов учета расхода энергоресурсов в эксплуатируемых жилых зданиях»;
распоряжение администрации Санкт-Петербурга от 15.01.2002 № 76-р «О совершенствовании системы оплаты полученной потребителями питьевой, горячей воды и сброшенных сточных вод»;
распоряжение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 14.02.2002 № 6 «Об утверждении положения об исчислении размера платы за полученную потребителями питьевую, горячую воду и сброшенные сточные воды»;
распоряжение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 22.05.2002 № 3-р «Об утверждении норм расхода воды на общедомовые нужды».
Таким образом, создана основа для экономического механизма заинтересованности в установке приборов учета на объектах бюджетной сферы, промышленных предприятиях и у частных лиц.
Дополнительно были изданы распоряжения губернатора Санкт-Петербурга, обязывающие использовать энергосберегающие решения и технологии в новом строительстве и при реконструкции зданий:
распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 17 сентября 1996 г. № 217-р «Об установке приборов учета во вновь строящихся и реконструируемых зданиях»;
распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 12 сентября 2000 г. № 966-р « О дополнительных мерах по энергосбережению при проектировании, строительстве, реконструкции объектов социального назначения и жилищно-коммунальной сферы».
К настоящему времени разработанная в 1996—2002 гг. нормативно-законодательная база энергосбережения охватывает все сферы Санкт-Петербурга и в сочетании с федеральными законами и постановлениями позволяет реализовывать программы на бюджетных и промышленных объектах города.
Более 60% общих расходов бюджетных организаций на энергоносители составляют расходы на оплату тепловой энергии. Проведенный анализ потребления тепловой энергии и приборные обследования показали, что внедрение приборов учета тепла позволит сократить финансовые расходы на оплату тепловой энергии от 10 до 25%, а с учетом введения лимитов потребления ТЭР и воды обеспечит экономию бюджетных средств до 100 млн. руб. в год.
Кроме того, установка приборов учета водоснабжения носит приоритетный характер по сравнению с учетом иных энергоресурсов вследствие быстрой окупаемости установленных приборов.
Благодаря реализации Адресных программ в 1997—1999 гг. полностью обеспечен учетом государственный жилищный фонд и в целом бюджетные организации, где реконструировано и установлено около 15 000 узлов или более 65% от городского парка узлов учета водоснабжения. ГУЛ «Водоканал СПб» как нельзя лучше подходил для реализации мер по энерго-сбережению и учету ресурсов, т.к. являлся рентабельным предприятием, с достаточно развитой материально-технической базой, высокопрофессиональным менеджментом, сфера деятельности которого охватывала водоснабжение и водоотведение всего Санкт-Петербурга.
Как результат практически полного охвата абонентов Санкт-Петербурга узлами учета потребления воды, именно ГУЛ «Водоканал СПб» за последние годы существенно снизил (на 20%) объемы производства питьевой воды по сравнению с 1995 г. при снижении объемов реализации только на 10%. При этом благодаря приборному контролю за водопотреблением потери при транспортировке к 2002 г. снижены на 290 тыс. куб. м в сутки (на 40%) по сравнению с 1995 г.
УЧЕТ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ
Начиная с 1998 г. в составе статей расходов смет в организациях и учреждениях, финансируемых из бюджета Санкт-Петербурга, было предложено выделять отдельной строкой расходы по оплате тепловой и электрической энергии, газа, водоснабжения и водоотведения и предусматривать в них до 5% от планируемых на эти цели средств на внедрение энергосберегающих мероприятий и установку приборов учета.
В целях консолидации этих средств и их рационального использования на внедрение энергосберегающих мероприятий и приборного учета ТЭР и воды Законом «О бюджете Санкт-Петербурга на 1999 год» было впервые предусмотрено «защищенное» бюджетное финансирование в размере 53 млн. руб. на проведение энергосберегающих мероприятий и установку приборов учета потребления топливно-энергетических ресурсов.
Комитет по энергетике и инженерному обеспечению, в целях реализации мер по оснащению УУТЭ здании предприятий и организаций, финансируемых из бюджета города, ежегодно проводит конкурс на производство работ по оснащению объектов бюджетной сферы УУТЭ по Адресным программам, составленными на основании предложений территориальных управлений административных районов и отраслевых комитетов администрации Санкт-Петербурга.
Работе конкурсной комиссии помогает специально созданная техническая экспертная группа, которая выдает технические рекомендации по выбору типа тепловычислительного оборудования.
В настоящее время в бюджетной сфере Санкт-Петербурга установлено более 2100 УУТЭ. 90% объектов бюджетной сферы, где технически и экономически целесообразно внедрение узлов учета, уже оснащены приборами. В качестве следующего шага в реализации программы энергосбережения Комитет по энергетике и инженерному обеспечению начинает с 2003 г. установку систем погодного регулирования отопления зданий бюджетной сферы, что позволит снизить затраты на отопление еще на 15—20%, избежать «перетопов». Подобные системы разработаны в Санкт-Петербурге и хорошо себя зарекомендовали.
В среднем по городу затраты бюджета 2002 г. на оплату тепловой энергии снизились по сравнению с 1999 г. на 25,1%. Экономия средств по районам города на оплату тепловой энергии по показаниям УУТЭ за 2001 г. составила 110 млн. руб., в результате чего можно уверенно сказать, что затраты, понесенные бюджетом в связи с установкой узлов учета потребления тепла, полностью окупаются.
Как уже упоминалось, установка УУТЭ в Санкт-Петербурге ведется также за счет внебюджетных средств, в основном в промышленности, и в соответствии с распоряжением от 12 сентября 2000 г. № 966 при новом строительстве.
С 2000 г. в Санкт-Петербурге не вводятся вновь строящиеся или реконструируемые здания без приборного учета. С этим связан резкий рост количества приборов учета в этой области, где к 2002 г. насчитывается свыше 1000 узлов. В основном благодаря оснащению бюджетной сферы и нового строительства в настоящее время в городе эксплуатируется 4700 приборов учета тепловой энергии.
Дата: 12.11.2003
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" №6
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!