1 стр. из 1
ШАГ ТРЕТИЙ — УЧЕТ ДИНАМИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ ПОЛОТНА
Для этого необходимо учитывать 5 дополнительных свойств бетона.
1. Твердость — способность материала сопротивляться прониканию в него другого, более твердого, тела. Она характеризуется показателями твердости, устанавливаемыми различными методами (Бриннеля, Мооса и др.).
2. Истираемость — способность материала сопротивляться истирающим воздействиям. Ее определяют на специальной машине, называемой кругом истирания. Показателем истираемости является удельная потеря массы материала (кг/кв. см).
3. Динамическая прочность — способность материала сопротивляться деформированию и разрушению под воздействием кратковременных динамических нагрузок. К ним относят нагрузки при времени их действия менее 1 сек., а также вызывающие скорость возрастания напряжений в материале более 10 МПа/сек. или скорость его деформирования свыше 0,1 м/сек. Они различаются характером внешнего воздействия и режимом их приложения.
Динамическое воздействие на материал может быть однократным и многократным. Воздействие общего характера приводит к росту напряжений до максимальных значений за время до 1 сек. во всем объеме материала. Местное воздействие вызывает более высокую скорость роста напряжений в материале и его местные перегрузки. Динамические воздействия могут возникать и при работе технологического оборудования (молоты, мостовые краны и др.), движении транспортных средств, землетрясении и т. п.
Динамическая прочность материала оценивается коэффициентом динамического упрочнения (kds). Его значение определяют отношением прочности материала при динамическом нагружении (Rdyn) к прочности при статическом нагружении.
4. Морозостойкость — способность материала сопротивляться разрушению при попеременном замораживании и оттаивании в водонасыщенном состоянии. Разрушение материала происходит из-за увеличения объема замерзающей воды в порах (объем льда больше объема воды примерно на 9%).
Показателем морозостойкости является количество циклов замораживания и оттаивания в определенных условиях, при которых не происходит разрушения материала. Марка материала по этому показателю имеет буквенно-числовое обозначение, например, F100 (100 стандартных циклов замораживания и оттаивания).
5. Долговечность — способность сохранять свои свойства в конкретных условиях эксплуатации. Определяется совокупностью физических и химических свойств материала. Показателем долговечности является срок службы без ухудшения нормируемых свойств.
Совокупность данных пяти свойств чрезвычайно актуальна для климата и интенсивности дорожного движения именно в нашем городе.
Исследование тенденций строительной отрасли Санкт-Петербурга, проводимое в ЗАО «Фирма Петротрест» и НПО «Наука — строительству», показывает, что большую роль в качестве дорожных работ играет правильно выбранные система критериев и методы оценки конкурсных предложений на строительство (реконструкцию) дорог. Для выбора лучшего решения из представленных вариантов, с учетом предмета торгов, могут использоваться различные показатели. Все их можно дифференцировать на определенные группы, отражающие те или иные стороны конкурсных предложений.
В первую группу войдут показатели оценки коммерческой части конкурсных предложений (оферт):
стоимость предмета подрядных торгов в целом на дорогу по отдельным видам работ и услуг с указанием, в какой валюте и на каком уровне рассчитана предложенная цена;
при осуществлении расчетов за выполнение работ метод учета последующих изменений уровня цен в связи с инфляцией, изменением законодательства в области налоговой политики и по другим вопросам;
условия о порядке финансирования и кредитования подрядных торгов;
удельные стоимостные показатели по предмету торгов, если торги проводятся на проектирование или на проектирование и строительство объекта «под ключ».
Вторая группа включает временные показатели выполнения обязательств оферентами:
продолжительность выполнения подряда с определением сроков начала и завершения работ;
срок ввода дороги в эксплуатацию;
сроки поставки продукции и др.
К третьей группе относятся показатели качества продукции или услуг, представляемых оферентом. Оценка выполнения подряда проводится в зависимости от видов работ. Качество их зависит от уровня квалификации рабочих по основным профессиям и специальностям, инженерно-технического персонала в составе административно-управленческого аппарата, технического уровня машин, механизмов, технологических процессов, средств контроля и степени оснащенности оферента этими средствами. При оценке целесообразно учитывать и предшествующий опыт оферента.
Четвертая группа — это показатели, характеризующие организацию выполнения работ с соблюдением мер безопасности, охраны здоровья людей и окружающей среды. Оценка проводится по предложенным оферентом мерам по охране труда, предотвращения загрязнения воздуха, земли и подземных вод.
Пятая группа включает показатели оценки уровня организации проектирования, строительства, модернизации, капитального ремонта дорог. Этот уровень оценивается в зависимости от использования оферентом современных методов управления проектами, новых информационных технологий с использованием компьютерных сетей, применения современных методов оптимизации проектных и управленческих решений.
Шестую группу составят показатели, характеризующие степень использования местных ресурсов подрядчиками из зарубежья или из других регионов России. Оценивается уровень задействования местной рабочей силы по профессиям, имеющим неполную занятость, степень использования материалов, изделий и полуфабрикатов местного производства при наличии избыточных мощностей по изготовлению, наличие отходов промышленного производства.
К седьмой группе относятся показатели, характеризующие технические и имущественные гарантии, представленные оферентом, — например, бесплатное устранение обнаруженных дефектов и недоделок в течение гарантийного срока, компенсации возможного ущерба заказчику и т. п.
Восьмая группа показателей включает показатели надежности выполнения подряда:
рейтинг оферента при выполнении ранее заключенных контрактов;
рейтинг банка, обеспечивающего гарантийные обязательства оферты;
финансовая устойчивость оферента.
Если подрядные торги на строительство дорог проводятся на этапе, когда заказчиком приняты основные технологические и архитектурные решения, то для оценки используются такие показатели, как предложенная цена предмета торгов и возможность оферента выполнить работу в установленные заказчиком сроки или в более короткие с требуемым качеством.
Оценку оферт на комплекс работ по проектированию и строительству дорог целесообразно проводить по показателям экономической эффективности проектируемого производства (себестоимость, срок окупаемости и др.).
Данная методология может повысить эффективность дорожного строительства в нашем городе.
ТИПОВЫЕ ОШИБКИ — КАК ИХ ИЗБЕЖАТЬ?
Сформулируем некоторые типовые ошибки:
1. На стадии инвестиционных проектов — отсутствие финансирования изыскательских работ и возможного устройства искусственных оснований на слабых грунтах Санкт-Петербурга. Выход — планировать эту составляющую в проектах.
2. На стадии изысканий — поверхностное изучение небольшой толщины грунта только под полотном. Выход — исследовать шире и глубже соседние участки грунта с выявлением линз, пустот, подземных рек и других аномалий.
3. На стадии проектирования — одновременное проектирование по минимальным затратам без системного учета всех факторов влияния. Выход — не одно-, а многовариантное проектирование «по максимуму эффективности» с учетом факторов риска, последующих ремонтов, а также прибыли.
4. На стадии дорожных работ — использование устаревших асфальтовых смесей, неармированного бетона и низкокачественных заполнителей (щебня, гравия, песка). Выход — применение сетчатых геопластиков и геотекстилей, а также морозостойких, высокопрочных автодорожных видов бетона.
5. На стадии ремонта — восстановление только 1–2 потребительских качеств дорожного полотна вместо всего комплекса нормативных показателей по ГОСТ РФ. Выход — поддержание на требуемом уровне истираемости, твердости, прочности, морозостойкости и других свойств покрытия.
6. На стадии научных исследований и технического нормирования — использование устаревших строительных подходов к дорожным полотнам. Выход — переход на новые технические подходы к дорогам с использованием теории и практики надежной оценки покрытия по 4 базовым параметрам: безотказности, ремонтопригодности, долговечности и охраняемости.
В заключение можно отметить, что 2003 г. можно назвать базовым этапом в масштабной работе по приведению улиц и магистралей нашего города в нормативное состояние. Активно велись реконструкция и строительство набережных, мостов и путепроводов, обеспечивающих повышение пропускной способности транспортной сети. Отремонтировано около 300 городских улиц. Всего дорожные работы выполнены на площади 6010 кв. м.
B 2003 г. администрация Санкт-Петербурга продолжает реализацию программы совершенствования улично-дорожной сети города. Для интеграции Петербурга в мировое экономическое пространство необходимо создание разветвленной сети высокоскоростных магистралей. Сегодня мы перешли к качественно новому этапу, когда накопленный опыт позволяет решать задачи любой сложности, причем делать это и с учетом потребностей как растущей экономики региона, так и интересов жителей города.
Стоит отметить, что основной задачей городской администрации в 2003 г. останется совершенствование эксплуатационных и технических характеристик дорог и сооружений, а также работы по благоустройству. Реализация этих мероприятий является этапом к осуществлению главной цели — развитию улично-дорожной сети Петербурга, приближению ее к современным мировым стандартам, включению города в единую европейскую транспортную систему.
Дата: 12.11.2003
Юрий КАЗАКОВ, д. т. н., профессор, начальник Центра испытаний строительных материалов, изделий и конструкций НПО «Наука — Строительству» www.sci-con.narod.ru Леонид ЦАПУ, к. э. н., ген. директор ЗАО «Фирма «Петротрест» www.petrotrest.spb.ru
"Петербургский строительный рынок" №6
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!