Изучение арктического шельфа продолжается

1 стр. из 1

- Геннадий Константинович, научные экспедиции по освоению шельфа северных морей проводятся институтом уже несколько лет. Чем будет отличаться нынешняя от предыдущих?
- Это последняя зимняя экспедиция в район Приразломного нефтяного месторождения. Она – пятая по счету. Ранее полученные научные сведения были использованы при проектировании морской ледостойкой платформы. Основание под нее строится на одном из предприятий Северодвинска. Верхняя же часть платформы – надстройка с жилыми и прочими помещениями –  была куплена в Норвегии и сейчас стоит в Кольском заливе близ Мурманска. Как только сойдет лед, ее перегонят в Северодвинск, где начнется монтаж платформы в целом. И в будущем году ее можно будет уже ставить на грунт в Печорском море на глубине 19 метров. Это непростое дело. Вот для того, чтобы конструкторы могли произвести окончательные расчеты нагрузок на фундаменты под платформу, нам и нужно сделать уточнения по ледовым параметрам в районе месторождения, учесть воздействие всех природных факторов.
- Каковы задачи, которые были поставлены перед исследователями?
- Прежде всего, это проведение комплекса изыскательских работ: геофизических, геологических, инженерно-гидрометеорологических, включая ледовые. Именно ледовым исследованиям придается особый статус как самым важным. Ведь Печорское море 8 – 9 месяцев в году покрыто льдом. В этих суровых условиях придется вести добычу нефти, эксплуатировать морские сооружения. Так что нынешняя экспедиция должна внести последние штрихи в уже имеющуюся картину состояния льдов в районе Приразломного месторождения. В течение 20 дней пребывания судна в Печорском море будут вестись работы по разбуриванию ледяного покрова, торосов и исследованию физико-механических и прочностных свойств льда. Эти данные лягут в основу расчета нагрузок от торосистого льда на конструкцию платформы. Сама ледостойкая платформа была сконструирована так, чтобы она устойчиво стояла на морском дне и выдерживала воздействие природных факторов. Продумана толщина стенок, высота борта, устойчивость фундамента. Это было сделано по итогам предыдущих исследований. Кстати, бессменным начальником всех экспедиций в район шельфа, организованных нашим институтом, является ведущий сотрудник ААНИИ, кандидат географических наук Юрий Петрович Гудошников.
- Изучение Приразломного месторождения заканчивается, и не далек тот момент, когда там начнется добыча нефти…
- Нами совместно с  «АМИГЭ» запланировано провести в этом году еще летнюю и уже самую последнюю экспедицию в район Приразломного месторождения. Для наблюдений за волнением моря и изучения течений мы обустроим  мини-полигон, где будут установлены приборы. Они отработают около четырех месяцев – с июля до конца октября. Нам нужно охватить целую серию штормовых ситуаций, чтобы оценить энергетику волн и дать последние уточнения к нагрузкам, которые будет испытывать платформа. Кроме волновых процессов, важно изучить интенсивность придонных течений. Ведь платформа будет стоять на дне, и вокруг нее будет обсыпка материалами. Необходимо предусмотреть, чтобы глубинные течения не размывали грунт вокруг основания платформы.
От того, насколько полными и качественными окажутся наши исследования, в конечном счете будет зависеть надежность морских сооружений на месторождении, экологическая безопасность и безопасность жизни людей.
В мировой практике добычи нефти и газа есть, к сожалению, случаи катастроф. Но причиной их, как правило, являются не природные условия, к примеру, слишком сильный ветер или дрейф льда, а ошибки на стадии подготовки к освоению месторождений. А возникают они потому, что были недостаточно изучены природные условия, и в проект были заложены заниженные характеристики элементов природного блока.
Так что наши научные исследования крайне важны. Не случайно Госстрой России, в соответствии с нормативами, требует проведения пяти зимних и пяти летних экспедиций до начала освоения любого месторождения. Что касается Приразломного, то, по самым оптимистическим прогнозам, в будущем году оттуда пойдет первая нефть.
- По завершении работ в Печорском море судно «Михаил Сомов» отправится в район Штокмановского газоконденсатного месторождения. Что планируется делать там?
- Здесь основная цель – исследования ледяного покрова, гряд торосов, айсбергов. В этом году нам особенно «повезло», так как на Штокмане сложились тяжелые ледовые условия. Дело в том, что несколько севернее месторождения отмечается необычный выход тяжелых паковых арктических льдов. Их надо обязательно обследовать, потому что они представляют наиболее серьезную угрозу для платформы. Она должна быть рассчитана так, чтобы смогла по своим габаритам, характеристикам, свойствам выдерживать нагрузки при наиболее тяжелых ледовых условиях.
Штокмановское является самым мощным в мире морским месторождением газоконденсата. И там у нас работы еще непочатый край, так как научные исследования  еще в начальной стадии. Сделанные ранее бурения подтвердили колоссальные сырьевые запасы. Сейчас идет проработка технических проектов и выбор платформы в зависимости от природных факторов. Не секрет, что глубина моря в районе месторождения составляет 320 метров. С таких глубин газоконденсат в нашей стране еще никогда не добывался. Поэтому важно все: и ледовые изыскания, и гидрометеорологические, и геологические. Месторождение находится в открытом море, и результатов предыдущих наблюдений недостаточно. Там, где будет стоять платформа, нужно знать скорости придонных течений и характер грунта, чтобы опоры и растяжки стояли достаточно крепко. Будет продолжаться проведение геологических съемок на месторождении и по профилю газопровода, который пойдет к берегу. И если не знать скоростей придонных течений и не сделать необходимых расчетов, то могут быть размывы грунта под трубой. В зависимости от результатов наших исследований будут предусматриваться такие устройства, которые могли бы предохранить всю систему от аварийных ситуаций.
Очень важная проблема – айсберги, которые в Баренцевом море практически не изучены.  Их там достаточно много, так как Новая Земля, Шпицберген, Земля Франца Иосифа и Северная Земля, а также арктические острова ежегодно сбрасывают в море до 6,5 куб.км своих вековых ледников. По материалам ледовой разведки и судовым данным составлены  карты положения айсбергов, начиная с 1898 года, то есть более чем за сто лет. Но чтобы знать, как они дрейфуют, надо ставить современные навигационные системы, устанавливать на айсбергах автоматические специальные буи. До сих пор в Баренцевом море работало 15 – 20 буев, которые ежечасно передавали на спутник сведения о своем перемещении, и мы знали положение того или иного «объекта». Но случалось, что приборы гибли из-за того, что айсберги при таянии разваливались. И только редкие из них доносили информацию на всем пути своего следования до теплого незамерзающего Баренцева моря. Однако для нас особенно важно знать, как они двигаются именно в этом море. Пока накопленного материала недостаточно.
Ученым хорошо известно: от айсбергов защиты нет. Если платформа столкнется с ледяным гигантом, она не выдержит даже скользящего удара. Однако если остановить айсберг нельзя, то «подвинуть» его, задав нужное направление движения, можно. Делается это с помощью системы буксировки одним или двумя судами. Правда, заранее надо рассчитать зону безопасности и зону риска. При работе на месторождении система наблюдений за движением айсбергов, их массой, размерами должна будет функционировать в радиусе 100 км от платформы.
Наша задача – в ближайшие годы хорошо изучить «повадки» айсбергов в районе Штокмановского месторождения. Эта работа требует специализированных экспедиций, которые лучше проводить в августе-сентябре, когда идет сход айсбергов. Что касается нынешней экспедиции, то наблюдения за айсбергами будут вестись попутно.

Дата: 12.11.2003
Беседовала Ольга ЛОСКУТОВА
"НефтьГазПромышленность" №2
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!