Арктика таит в себе еще много загадок

1 стр. из 1

— Наша нынешняя экспедиция на научно-исследовательском судне «Михаил Сомов» в район Приразломного нефтяного месторождения была последней, завершающей цикл зимних ледовых изысканий. В этом году сложилась особенно тяжелая ледовая обстановка в Печорском море. И хотя площадь, покрытая льдом, была несколько меньше, чем в предыдущие годы, лед был очень плотно «упакован», весь в торосах. Практически не было площадок ровного льда, на которых можно было бы вести исследовательские работы непосредственно вблизи корабля. Поэтому часть работ мы выполняли у борта судна, а часть — на вертолетных станциях.
В ходе предыдущих экспедиций в Арктику у нас уже сложилась технология проведения зимних работ. Как правило, это комплексные изыскания. Они позволяют изучать ледяной покров со всех позиций. Это и дистанционные методы наблюдения, когда мы производим аэрофотосъемку и снимки со спутника, и гидролокационная съемка, когда изучается нижняя часть ледяного покрова. Ведутся и прямые измерения площадей ледяных полей, вертикальных размеров ледяного покрова, то есть общей толщины льда ровного и торосистого, а также геометрических размеров торосистых гряд. Эта комплексность в проведении научных исследований позволяет нам отвечать на все вопросы, которые ставят перед нами проектировщики. Данные наших научных исследований нужны им для того, чтобы заложить необходимые прочностные параметры в конструкцию платформы и прочих сооружений.
В ближайшее время мы обобщим итоги пятилетнего цикла зимних наблюдений и выдадим количественный результат в виде локальных технических условий, которые будут включать в себя порядка 60 параметров. Они описывают природную среду в Арктике в зимний период — дрейф льда, подледные течения, припай, деформированный лед, торосы, стамухи. Все это мы выдадим в виде статистических характеристик. Там будут приведены средние значения и максимальные, возможные один раз в пять, в десять, в сто лет. Это позволит проектировщикам заложить оптимальные толщины льда в проект конструкции морского сооружения и его фундамента, чтобы не утяжелить их неоправданно и не допустить чрезмерного удорожания объекта, и в то же время минимизировать риск его разрушения. Одним словом, найти некий оптимум. И хотя надводная часть платформы для Приразломного месторождения уже построена, окончательные характеристики для подводной части (фундамента) будут уточняться именно по последним результатам наших исследований.
Закончив работы в Печорском море, наша экспедиция продолжила научные изыскания в Баренцевом. В этом году здесь было необычно много айсбергов на акватории, примыкающей к Штокмановскому месторождению. Один обломок айсберга мы обнаружили даже чуть севернее острова Колгуй — а это совсем рядом с Приразломным месторождением. Такое было только около ста лет назад — в 1913 г. Этот факт позволяет сделать вывод, что в определенные годы южная граница распространения айсбергов может достигать и Печорского моря.
Изучение траекторий движения айсбергов не входило в задачи нынешней экспедиции. Однако попутные наблюдения за ними велись. В Баренцевом море с одним и тем же ледяным гигантом мы встретились даже дважды с интервалом в десять дней и мы смогли проследить траекторию его движения.
До сих пор считалось, что на этой акватории Баренцева моря айсберги появляются не очень часто, однако мы обнаружили их там в большом количестве (96!). Причем один из них был огромный — столообразный айсберг размерами 400х200 м, с надводной частью — 8 на 12 м и осадкой — 80 м. Его масса — более 3 млн. т. Конечно, такой гигант может представлять огромную опасность для морских сооружений. Причем траектория его движения четко прошла через Штокмановское месторождение. Это грозный симптом. Так что, видимо, всем организациям, заинтересованным в ведении добычи энергоносителей в Баренцевом море, нужно подумать о разработке системы борьбы с айсбергами. Нужно либо иметь средства для отвода их от платформы, либо, в случае необходимости, быть готовыми пойти на другой шаг: при приближении айсберга отсоединять на время платформу и отводить ее в сторону от траектории движения айсберга. И та, и другая задачи очень непростые, они требуют проработки.
К сожалению, комплексной программы по изучению айсбергов в Баренцевом море пока не было. В рамках проведенной экспедиции мы отследили их дрейф лишь в течение короткого периода, знаем скорости движения. Поработав на огромном столообразном айсберге, мы определили запас его холода, траекторию движения и можем оценить, с какой скоростью он будет разрушаться.
Однако это — стартовая точка исследований. У нас есть видение комплексной программы, для осуществления которой нужны специализированные экспедиции. Начинать надо с мониторинга ледников и процессов продуцирования айсбергов. Целесообразно в августе-сентябре, когда ледники начинают «щениться», расставлять буи, отслеживать дрейф айсбергов в течение нескольких месяцев с помощью систем глобального позиционирования и приема координат со спутника. Можно поставить системы наблюдения на самих ледниках.
В работе нашей экспедиции принимала участие группа ученых из ВНИИ «Океангеология». Они обнаружили на айсбергах тирегенные включения, по которым можно определить с точностью до архипелага, «чей» это айсберг — с Новой Земли или Земли Франца-Иосифа. Возможно, что после окончательной обработки результатов экспедиции удастся даже назвать конкретные ледники, которые породили тот или иной ледяной гигант.
К счастью, за последние годы в распоряжении ученых нашего института появилось много новых современных приборов, которые позволяют проводить мониторинговые наблюдения, изучать и прогнозировать траекторию движения айсбергов, их динамические и прочностные характеристики, периодичность «всплесков» их активности. Это даст нам возможность выдать рекомендации заказчику, в частности, компании «Севморнефтегаз», которая будет эксплуатировать Штокмановское месторождение.
Цикл изучения этого месторождения, по нормативным документам (как и всякого другого), должен составлять пять лет. Пока мы там отработали два года, так что исследования будут продолжаться. Это важно для проектирования платформы, которая будет стоять в открытом море в очень суровых арктических условиях. И тут пренебрегать нельзя ничем.
Когда мы отправлялись в экспедицию, предполагалось провести научно-исследовательские работы только в районе Приразломного и Штокмановского месторождений. Однако нам поступил заказ провести также цикл ледовых изысканий по контракту с ЗАО «Варандейнефтегаз». Эта организация проектирует нефтепровод, который должен будет пройти от Варандейского промышленного участка до отгрузочного морского терминала. Речь идет об отгрузке нефти, которая поступает с тундровых месторождений, расположенных в Ненецком национальном округе. Трубопровод будет проложен по суше и далее на 30 км уйдет в море. Очень сложная задача — правильно построить переход между сухопутной и морской частью трубы. Дело в том, что в этом районе круглый год происходят мощные динамические процессы, а зимой на берегу образуются навалы льда. Кроме того, килями торосов в акватории с глубинами до 12–14 м — «пропахивается» морское дно, и на нем образуются борозды. Все это создает большие риски для трубопровода, который должен идти по дну моря, он может быть разрушен. Поэтому трубу надо заглублять в морской грунт. Это дорогостоящее мероприятие. И для заказчика важны каждые 10 см, на которые нужно опустить трубу. Поэтому мы, по результатам научных изысканий, должны будем дать точные заключения по глубинам залегания трубопровода для транспортировки нефти.
Таковы основные итоги полуторамесячной работы нашей научно-исследовательской экспедиции в Арктике. Однако этот суровый край таит еще очень много загадок. Так что впереди у нас много новых наблюдений, которые одинаково интересны и проектировщикам, и будущим эксплуатационникам северных месторождений.

Дата: 12.11.2003
Записала Ольга ЛОСКУТОВА
"НефтьГазПромышленность" №2
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!