Приоритеты современного мира - нефть, экология и коррозия

1 стр. из 1

– Феликс Максович, на международном форуме «День Балтийского моря» Вы возглавляли заседание «круглого стола», посвященное проблемам экологической безопасности хранения и транспортировки нефти и нефтепродуктов. Насколько важен этот вопрос сегодня?

– В современном мире приоритет отдается трем ключевым понятиям – нефти, экологии и коррозии. Логика этого суждения проста и очевидна. С нефтью связаны многие производственные, транспортные и финансовые процессы. Экология – это охрана среды, т.е. добыча, транспортировка и хранение нефти и нефтепродуктов. Будучи агрессивной средой, нефть ускоряет коррозию металлов, соприкасающихся с ней.  Эти понятия взаимосвязаны.
Все эти проблемы наиболее рельефно проявляются в ситуации вокруг условий хранения нефти. А точнее – в состоянии нефтяных резервуаров, неукоснительно требующих обеспечения противокоррозионной стойкости и экологической безопасности.
Агрессивное воздействие нефти и нефтепродуктов разрушает стенки и днища нефтяных резервуаров и трубопроводов со скоростью свыше 1 мм в год. Этот процесс приводит к техногенным авариям с тяжелыми экологическими последствиями. Прямые убытки от коррозии оцениваются в 4% от национального дохода экономически развитых стран. В США эти убытки ежегодно исчисляются суммой в $50 млрд., в России – более 100 млрд. руб.
Экологические последствия проливов нефти и нефтепродуктов трудно переоценить. Для предотвращения экологических аварий и катастроф, обусловленных проливами нефти, необходимо профилактически применять надежные защитные меры. В частности, при их недостаточной надежности возникающие в подземной части нефтяных резервуаров коррозионные разрушения неизбежно приводят к попаданию нефти в подпочвенные воды, что грозит взрывами, отравлениями водоемов и тому подобными бедами. Коррозионные питинги и другие разрушения в стенках и крышках резервуаров могут вызвать явления нефтяной эмиссии с крайне тяжелыми экологическими последствиями.
Об экологических последствиях проливов и разливов нефти написано достаточно много, тем более что это проблема осязаемая. Куда меньше внимания уделяется процессу загрязнения атмосферы летучими органическими соединениями (ЛОС),  которые могут выбрасываться в атмосферу, в том числе через поры и отверстия, вызванные коррозией металла нефтяных резервуаров. ЛОС содержат огромное количество ядовитых веществ. Достаточно того факта, что загрязнение воздуха является причиной около 15% всех заболеваний населения мира.
Выбросы ЛОС, вследствие эмиссии нефтяных паров, в том числе через коррозионные разрушения металла нефтяных резервуаров, приводят к усугублению  так называемой проблемы озона. Так, тропосферный озон, возникающий вследствие химической реакции между ЛОС и окислами азота (NOx), является одним из наиболее вредных веществ, загрязняющих воздух. Избыточные дозы приземного озона крайне опасны для человека: они «сжигают» его легкие и являются первопричиной ранней смертности.

– Какие средства борьбы с коррозией резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов сегодня считаются наиболее эффективными?

– Для предотвращения коррозии металла нефтяных резервуаров с успехом используются качественные противокоррозионные покрытия. Однако нанесение этих покрытий – сложный комплексный процесс. Конечные показатели, то есть степень защиты нефтяных резервуаров от коррозии, зависят от соблюдения правил и условий, последовательности выполнения работ, а также от уровня контроля качества на всех этапах технологического процесса. В реальных производственных условиях эти правила и условия соблюдаются не всегда. Для их соблюдения владельцы нефтяных резервуаров должны учитывать несколько истин, апробированных многолетней практикой.
Во-первых, на проведении противокоррозионных работ нельзя экономить. Если «скупой платит дважды», то применительно к попыткам экономии на окраске нефтяных резервуаров эта плата возрастает в геометрической прогрессии.
Во-вторых, крайне важно выбрать качественное лакокрасочное покрытие, но еще более важно умело остановиться на исполнителе покрасочных работ.
В-третьих, современная практика осуществления работ по окраске зачастую страдает многими недостатками, вытекающими опять-таки из неудачных попыток экономить там, где этого делать нельзя. Прежде всего это относится к нанесению противокоррозионных покрытий на поверхность нефтяных резервуаров, находящихся в эксплуатации. Для проведения таких работ существует целый ряд технологических и организационных коммерческих этапов.
Итак, при выполнении профилактических и ремонтных работ необходимо:

– выбрать лакокрасочную компанию, производящую краски;
– избрать схему покрытия,  т. е. тип покрытия, число наносимых слоев, толщину покрытия и др.;
– закупить краски;
– выбрать компанию, производящую очистку внутренней поверхности резервуаров от донных осадков (шламов) и умеющую утилизировать эти отходы;
– найти компанию, специализирующуюся на окраске внутренних и наружных поверхностей резервуаров со всем комплексом приготовительных работ.
В России все эти этапы, как правило, проводятся через систему публичных тендеров. Основные критерии отбора стереотипны – это цена самой краски и стоимость производимых работ. Что в значительной степени снижает эффективность самих тендеров.

– Вы считаете, что система отбора подрядчиков через тендер неудачна?

– Наоборот. Система тендеров, безусловно, целесообразна. Проблема в выборе критериев, которые в данном случае должны быть иными. Стремление заказчиков сэкономить средства на статье расходов, не влияющей на прибыль, вполне понятна. Но не нужно забывать, что экологическая безопасность во всем мире давно уже получила статус полноправной составляющей бюджета любой компании – в первую очередь той, которая имеет отношение к хранению и транспортировке нефти и нефтепродуктов. Поэтому главным критерием отбора должен быть, как это ни тривиально, качество работ и производственный опыт будущего их исполнителя, его авторитет на рынке, доказанный лицензиями и сертификатами соответствующих организаций.

– Какие конкретные рекомендации Вы можете предложить владельцам нефтяных резервуаров?

– Существующая практика свидетельствует об отсутствии единого квалифицированного подрядчика, выполняющего весь комплекс работ по защите поверхности нефтяных резервуаров от коррозии. При этом размывается ответственность, совершенно формальными становятся гарантии по срокам службы покрытий и т.д.
В основном заказчик работ фокусируется на выборе производителей краски, часто не зная, что по данным страховых компаний 95% качества лакокрасочных работ и действенности гарантий этого качества и сроков сохранения свойств покрытия зависят от исполнителя  подготовительных и самих покрасочных работ. Поэтому владельцу нефтяных резервуаров, приступая к противокоррозионной защите своих баков, необходимо оценить, в состоянии ли будущий исполнитель работ выполнить следующее:

–  осуществить очистку внутренних поверхностей резервуаров от донных осадков с утилизацией углеводородистых отходов;

– обеспечить поставку качественных красок и предложить надлежащие схемы покрытий;
– произвести подготовку всех поверхностей резервуаров к покраске;

– выполнить саму покраску с предоставлением надежных гарантий качества.

При осуществлении выбора компании следует учитывать, что это может быть одно юридическое лицо или холдинг независимых компаний, объединенных общностью технологий и накопленным взаимным опытом работ. Важно, чтобы все перечисленные этапы работ выполнялись в рамках общего контракта с заказчиком. Отвечать за состояние работ должен один-единственный подрядчик. При этом очень важно располагать надежными сведениями об объектах, на которых выполнялись ранее подобные работы, и об опыте эксплуатации этих объектов.


– Существуют ли такие универсальные компании, которые можно было бы рекомендовать владельцам нефтяных резервуаров?

– Трудно назвать единую компанию, способную выполнить единолично и качественно весь комплекс работ. Но можно смело упомянуть о  сложившихся содружествах. Так, в качестве базовой организации, осуществляющей покрасочные работы нефтяных резервуаров, трубопроводов и промышленных объектов, может быть названа компания ООО «ИМЦ «Лаборатории перспективных технологий» («Пи Лабс»). Само название этой компании раскрывает ее научно-производственный характер. Располагая высококвалифицированными специалистами и исполнителями работ и всем комплексом необходимого современного оборудования, «Пи Лабс», естественно, хорошо востребован на рынке. Компания успешно выполняла покрасочные работы на резервуарах для хранения сырой нефти и нефтепродуктов ОАО «Верхневолжские магистральные нефтепродукты», ОАО «Рязанский нефтеперерабатывающий завод», ЗАО «Петербургский нефтяной терминал», «Энергокорпорация Кипра» и др. Сегодня компания ведет работы по покраске резервуаров, принадлежащих ОАО «Лукойл-Калининградморнефть».
ООО «ИМЦ «Лаборатории перспективных технологий» практически доказало понимание и умение прогрессивно, высококачественно выполнять комплексные покрасочные работы нефтяных резервуаров. В частности, компания «Пи Лабс» тесно сотрудничает с петербургским ОАО «ЭКО «Феникс Холдинг», которое, в свою очередь, располагает апробированными технологиями очистки резервуаров для хранения нефти от донных отложений. Отличительными особенностями «ЭКО «Феникс Холдинг» являются научный подход при разработке своих технологий и налаженные технологические процессы практической утилизации продуктов очистки и донных отложений резервуаров, превращающие часть из них вновь в топливо. Кроме того, постоянными партнерами «Пи Лабс» являются лакокрасочные компании, признанные лидерами отрасли. В их числе – норвежская «Йотун», германская «Перматекс», финляндская «Технос», американские «Амерон» и «Дюпон». Выбор конкретной краски и фирмы, ее производящей, может осуществляться как заказчиком, так и вышеупомянутым холдингом, который в последнем случае несет техническую, технологическую и финансовую ответственность за качество материалов и работ.

Дата: 12.11.2003
Записал Владислав Воронцов
"НефтьГазПромышленность" №2
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!