Российские порты на Балтике наращивают мощности

1 стр. из 1

— Александр Фокеевич, каков сегодня дефицит портовых мощностей России на Балтике?
— Он составляет около 70 млн. т. Россия вынужденно пользуется перевалочными мощностями портов стран Балтии, где тарифы в среднем выше на 15%. Ежегодно на оплате этих транспортных услуг страна теряет $600–700 млн. Через Таллин, Клайпеду и Вентспилс идет экспорт 140–160 млн. т российских грузов в год, в том числе около 60 млн. т — нефти и нефтепродуктов. Перевалочные же возможности российских портов на Северо-Западе — почти вдвое меньше.
— А что делается для изменения такой ситуации?
— Строятся новые порты и терминалы и наращиваются мощности действующих. Наш институт разрабатывает необходимую для этого проектную документацию. С применением самых новейших технологий спроектирован и построен нефтеналивной порт «Приморск», который успешно работает уже полтора года. Нынешним летом он увеличит мощности до 18 млн. т нефти в год за счет ввода в эксплуатацию второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2). Первая очередь трубопровода позволяла перекачивать 12 млн. т нефти из Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и Западной Сибири. Строительство и ввод в эксплуатацию БТС-3 позволит в недалеком будущем увеличить мощности порта до 30–40 млн. т нефти в год.
Что касается перевалки нефтепродуктов, то на Северо-Западе России она идет пока только через Петербургский нефтяной терминал — до 5,6 млн. т в год. Большой порт Санкт-Петербурга сейчас работает на пределе проектных мощностей. Он развивается более интенсивно, чем планировалось. Согласно генеральной схеме развития порта до 2010 г., грузооборот порта должен вырасти до 60 млн. т в год. Однако в прошлом году он уже составил 42 млн. т. Так что придется корректировать генеральную схему и, возможно, строить дополнительные причалы. Реконструкция порта и подъездных путей к нему, железнодорожных и автомобильных развязок идет интенсивно. Мощности порта растут. Перевалка нефтепродуктов к 2010 г. здесь увеличится до 15 млн. т.
Дефицит портовых мощностей для транзита этих грузов уже в ближайшие годы будет компенсирован за счет ввода в строй распределительно-перевалочного комплекса нефтепродуктов «ЛУКОЙЛ-II» в Высоцке (Выборгский р-н Ленинградской обл.). Первая очередь пускового комплекса должна быть сдана в эксплуатацию уже в конце этого года.
— В последние годы побережье Финского залива стало привлекать многие нефтяные компании России. Об этом свидетельствуют планы строительства нескольких объектов, в том числе нефтяного порта в бухте Батарейная и нефтяного терминала в морском торговом порту «Усть-Луга». Что можно сказать об этих объектах?
— В бухте Батарейная под строительство порта зарезервированы земли, но все пока остается на стадии проекта. Развиваться в первую очередь будет порт «Приморск», где предусмотрено сооружение нескольких дополнительных объектов. В результате перевалка нефти и нефтепродуктов в этом порту достигнет к 2010 г. 50 млн. т. Когда потенциальные возможности «Приморска» будут исчерпаны, встанет вопрос о том, нужно ли строить порт в бухте Батарейная.
Что касается «Усть-Луги», то этот порт предназначен в основном для перевалки навалочных, генеральных и контейнерных грузов. В конце мая здесь началась регулярная отгрузка угля. К 2010 г. через «Усть-Лугу» будет идти до 35 млн. т грузов. Здесь будет строиться нефтехимический терминал, и его мощность к 2007–2008 гг. составит порядка 5 млн. т нефтехимических грузов в год. Пока этот терминал только проектируется.
— «ЛенморНИИпроект» — старейший институт с более чем вековой историей. Его специалистами спроектированы почти все порты нашей страны. Над чем сейчас работает институт в плане развития портовых мощностей Северо-Западного региона?
— Развитие новых портов и нефтеналивных терминалов на Северо-Западе предопределено потребностями внешней торговли России. Самый интересный проект для нас сейчас — «Мурманская трубопроводная система». Он предполагает строительство самого глубоководного порта в России в незамерзающей акватории Баренцева моря. Уже начато проектирование этого нефтеналивного порта мощностью 120 млн. т в год. Сейчас прорабатываются три варианта его размещения на Кольском полуострове. Как только будет определено место, начнется строительство порта и магистрального трубопровода (с привлечением российских инвесторов). Нефть на Кольский полуостров пойдет с Тимано-Печорского месторождения и Урала. Порт будет строиться очередями, в соответствии с увеличением объемов добычи.
— Александр Фокеевич, когда, на Ваш взгляд, Россия сможет осуществлять весь транзит собственной нефти и нефтепродуктов через отечественные порты?
— Если учесть, что на Балтике, в Мурманске и Архангельске мощности портов по перевалке энергоносителей будут расти, то возможности всех наших портов на Северо-Западе в совокупности станут адекватны потребностям страны в экспорте этих грузов. Так что зависимость внешней торговли России от иностранных государств к 2010 г. удастся преодолеть. А это значит, что страна сбережет десятки миллиардов рублей.

Дата: 12.11.2003
Беседу вела Ольга ЛОСКУТОВА
"НефтьГазПромышленность" №2
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!