1 стр. из 1
После распада Союза значительная часть специализированных предприятий нефтегазового машиностроения осталась за пределами Российской Федерации. В частности, большая часть нефтепромыслового оборудования изготавливалась в Азербайджане. В начале 90-х г. сложившаяся экономическая ситуация вынудила приступить к освоению данной номенклатуры изделий предприятия оборонного комплекса, которые имеют более жесткую технологическую дисциплину. Теперь серьезные объемы продукции нефтегазового машиностроения производят такие известные оборонные заводы, как «Уралвагонзавод», «Воткинский завод», Волгоградское ПО «Баррикады», Челябинский «Станкомаш», «Зеленодольский завод», «Нижегородский машзавод», «Мотовилихинские заводы», «Воронежский механический завод» и другие предприятия. Привлечение подобных предприятий положительно сказалось на повышении качества изготовления российского нефтегазового оборудования, но при этом его технический уровень возрос не столь значительно, так как многие конверсионные предприятия пошли по пути слепого копирования устаревшей техники.
Старо, как мир ?
Сегодня отечественное нефтегазовое машиностроение не в полной мере соответствует требованиям потребителей. В частности, прогрессу в российском нефтегазовом машиностроении мешает невысокое качество используемых материалов. Перечень марок сталей, применяемых сегодня в нефтяном машиностроении, достаточно большой, но их механические свойства – низкие. Несмотря на то, что нефтегазовое оборудование работает в экстремальных условиях, многие марки сталей с 30-х годов не обновлялись по настоящее время.
Помимо низких механических свойств материалов, используемых в нефтяном машиностроении, в последнее время наблюдается рост претензий и к самому оборудованию, которое не в состоянии обеспечить текущие высокие требования к нему. Сегодня в России выпускается весьма широкая номенклатура оборудования для нефтегазового комплекса, но, к сожалению, значительная часть уже морально устарела. Отечественные агрегаты для текущего и капитального ремонта скважин за 30 лет претерпели только небольшие конструктивные изменения. Следствием этого является низкая производительность спускоподъемных операций. Наработка на отказ у зарубежных штанговых насосов значительно выше российских. Длина проходки импортным долотом в несколько раз больше, чем при использовании отечественного инструмента. В целом трудоемкость операций на отечественном оборудовании примерно в два раза превышает трудоемкость на аналогичном импортном оборудовании. Отсюда стремление потребителей заплатить больше, но за продукцию, которая отвечает современным требованиям. Технический уровень и качество отечественного оборудования сегодня уступает лучшим мировым образцам.
По мнению руководства Союза производителей нефтегазового оборудования РФ, одной из причин сложившегося положения дел является низкий уровень промышленных стандартов. У российских поставщиков в отличие от западных (США, Канада, Европа) отсутствует экономическая мотивация к разработке и применению современных стандартов. Непрерывное сокращение бюджетного и корпоративного финансирования привело к снижению объемов работ по стандартизации за последние годы в 10-12 раз. Как следствие замедлилось продвижение инноваций в производство. Из-за отсутствия у нефтяных и газовых компаний спроса на современные российские стандарты фактически разрушена отечественная школа нормализации. Российские стандарты теряют конкурентоспособность в отношении аналогичных стандартов США, Великобритании и Германии. На российском рынке начинают доминировать иностранные стандарты. Так, например, при разработке проектов «Сахалин-I» и «Сахалин-II» преимущественно были использованы стандарты США (API, ASTM, ASME, NASE и др.), Германия (DIN), Англия (BSI), Франция (NF) и др. При отсутствии поддержки программ национальной стандартизации неизбежным следствием этих процессов станет зависимость экономики от западных технологий и появление дополнительных технических барьеров для участия в тендерах российских подрядчиков.
Другая не менее важная причина заключается в том, что принятые за последнее время федеральные законы не привели к созданию единой национальной системы технического регулирования. Фактически ими были юридически оформлены существовавшие ранее ведомственные системы. Это неизбежно привело к созданию параллельных и, главное, дублирующих друг друга систем нормирования и оценки соответствия. Достаточно отметить, что в нефтегазовом секторе применяются системы более десятка федеральных органов исполнительной власти России (Госстандарта, Госгортехнадзора, МЧС, Госстроя и др.). Административное давление на предприятия превысило при этом все допустимые пределы. Как следствие весь «инструмент» технического регулирования (стандартизация, сертификация, контроль и надзор) вошел в серьезное противоречие интересам рынка. Нельзя не признать позитивным принятие Федерального закона «О техническом регулировании» (№ 184-ФЗ), который заложил правовые основы для решения этой сложной проблемы. Однако для его реализации необходимо в кратчайшие сроки приступить к разработке специального технического регламента «О безопасности нефтегазового оборудования», который позволит ограничить вмешательство ведомств в вопросы регламентации и обеспечить гармонию между рисками безопасного использования нефтегазового оборудования и издержками предприятий на оценку их соответствия обязательным требованиям.
Без сервиса нет заказов
Важной проблемой российских производителей нефтегазового оборудования является неразвитость системы сервисного обслуживания. Нефтяники и газовики, приобретающие отечественное оборудование, сталкиваются с серьезными проблемами при приобретении запасных частей, ремонте и модернизации техники. Кроме того, российские предприятия, находящиеся в сложном финансовом положении, поставляют технику обычно только на условиях полной предоплаты. Иностранные поставщики в этом отношении обладают большими возможностями, поэтому работа с ними более комфортна для потребителя. Все это имеет большое значение при принятии решения о закупке отечественного или импортного оборудования.
Лизинг нефтегазового оборудования сегодня в России существует в форме, при которой нефтяная компания сама учреждает лизинговую фирму, через которую проводит закупки исключительно с целью минимизации налогообложения. Успех западных поставщиков во многом связан с применением льготных форм оплаты поставляемого оборудования, а в России для этого отсутствует необходимая финансовая инфраструктура.
В российском нефтегазовом машиностроении очень слабо идет процесс создания совместных производств с ведущими иностранными компаниями. Существующая налоговая система стимулирует ввоз импортного оборудования, а не изготовление оборудования на территории Российской Федерации. В частности, таможенные пошлины на различные виды ввозимого нефтегазового оборудования колеблются от 5 % до 10 %, что является недопустимо низким уровнем, не способствующим развитию отечественного нефтегазового машиностроения.
С начала 90-х г. производство оборудования для нефтегазового комплекса в России неуклонно снижалось. В 1999 г. эта тенденция существенно изменилась, в результате чего нефтегазовое машиностроение по темпам роста в течение двух лет лидировало в отечественном машиностроении. В ряде российских предприятий нефтегазового машиностроения объемы производства за год увеличивались в несколько раз. Причиной такого бурного роста были возросшие мировые цены на нефть и связанный с этим рост инвестиций нефтяных компаний в российское машиностроение.
Однако благоприятный период роста, длившийся три года, закончился и, начиная с четвертого квартала 2001 г., наблюдается неуклонный спад производства. Так, по данным Госкомстата объем производства в химическом и нефтяном машиностроении за 2002 г. составил 82,2% к уровню 2001 г. Эта негативная тенденция не преодолена и в 2003 году. По данным Госкомстата, объем производства нефтегазового оборудования в январе 2003 г. относительно января 2002 г. составил: буровых установок – 15,4%; агрегатов для ремонта и освоения скважин – 16,7%; фонтанной арматуры – 51,8%; глубинных скважинных насосов – 87,9%. В результате большая группа отечественных предприятий, ориентированных на производство нефтегазового оборудования опять оказалась в кризисном состоянии.
Подобный спад производства происходит на фоне высоких мировых цен на нефть и, соответственно, роста доходов нефтяных компаний. Снижение объемов закупок продукции нефтегазового машиностроения является следствием общего снижения объемов капиталовложений российских нефтяных компаний в отечественное машиностроение и активизации на российском рынке иностранных производителей.
Некоторые нефтяные компании не проводят закупки крупных партий оборудования на основе открытых тендеров, увеличивая закупки техники, имеющей российские аналоги по импорту.
Не решены проблемы, связанные с российским участием в подрядных работах, осуществляемых по соглашениям о разделе продукции (СРП) в нефтегазовом комплексе. Вместо воздействия на иностранных операторов проектов c целью изменения сложившейся несправедливой практики проведения тендеров по закупкам оборудования, в российских СМИ развернута кампания против самого режима СРП.
Что делать?
Для изменения кризисной ситуации на рынке целесообразна реализация целого комплекса мер. По мнению президента Союза производителей нефтегазового оборудования, заместителя председателя Комитета ТПП РФ по промышленному развитию и высоким технологиям Александра Романихина, в первую очередь следует возвратиться к прежней системе налогообложения нефтяных компаний, при которой прибыль, использовавшаяся на капитальные вложения, не облагалась налогом.
Во-вторых, Министерству природных ресурсов и Минпромнауки необходимо разработать нормативные документы, чтобы увязать получение и продление лицензий на недропользование с обязательством компаний ориентироваться при разработке месторождений нефти и газа на оборудование отечественного производства. Этим же ведомствам включить программу размещения заказов на оборудование в тендерную документацию по выделению участков недропользования, а Минпромнауки принимать участие в экспертизе таких программ.
В-третьих, Минэнерго, МЧС, Минэкономразвития, Минфину, Минпромнауки должны разработать нормативные документы, чтобы увязать налогообложение нефтяных компаний с уровнем капитальных вложений на тонну добываемой нефти. Минэкономразвития, Минпромнауки, Минэнерго, МЧС, Госгортехнадзор должны так же разработать концепцию обновления и модернизации основных фондов в нефтегазовом комплексе.
В-четвертых, Госстандарт России с участием Минпромнауки, Госгортехнадзора, Минэнерго должны создать программу модернизации фонда национальных стандартов на основе международных (ИСО/ТК 67) и европейских (СЕН/ТК 12) стандартов, применяемых для ведения работ в нефтегазовой промышленности. Кроме того, в целях реализации Федерального закона «О техническом регулировании» поручить Госстандарту и Госгортехнадзору с участием Союза производителей нефтегазового оборудования организовать разработку специального технического регламента, устанавливающего обязательные требования к оборудованию для нефтегазового комплекса.
Нет необходимости лишний раз говорить о том, что нужно использовать зарубежный опыт развития машиностроения за счет реализации СРП в нефтегазовом комплексе. Несмотря на то, что основной государственный интерес в СРП переместился в сферу подрядных работ, выполняемых промышленностью, правительственные постановления отводят Минпромнауки «факультативную» роль. Для изменения ситуации следует уточнить постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2002 г. №86 и возложить на Минпромнауки полномочия по контролю за реализацией СРП. Необходимо привлекать Минпромнауки к участию в государственной экспертизе предпроектной и проектной документации, разрабатываемой для проектов по СРП. Для этого требуется внести изменения в постановление от 27 декабря 2000 г. № 1008. Следует усовершенствовать практику проведения тендеров на выполнение подрядных работ в рамках СРП, привлекая к подготовке и проведению тендеров профильные промышленные некоммерческие объединения.
Необходима также активизация работы по экспорту российского оборудования для нефтегазового комплекса, особенно в страны СНГ, Ближнего Востока, Северной Африки, которые ранее широко использовали оборудование из СССР. Поддержать инициативу по созданию консорциума для развития экспорта оборудования для нефтегазового оборудования, обеспечив участие в его работе «Росэксимбанка», который в соответствии с решением Правительства РФ от 22 сентября 2002 г. № 36 «О системе мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции» исполняет роль государственного оператора. При помощи торгпредставительств организовать работу по обеспечению предприятий информацией о проводимых за рубежом тендерах. Использовать возможности межправительственных комиссий по экономическому сотрудничеству с теми странами, которые имеют развитый нефтегазовый сектор. Создавать рабочие группы по техническому перевооружению нефтегазового комплекса при межправительственных комиссиях с Индией, Ираном, Ираком, Египтом, Алжиром, Ливией, Сирией, Йеменом и другими нефтедобывающими странами. Аналогичную работу необходимо проводить со странами ближнего зарубежья: Туркменистаном, Казахстаном, Азербайджаном, Узбекистаном, Белоруссией. Поддержать работы по подготовке англоязычного каталога «Российская промышленность – нефтегазовому комплексу».
Кроме того, считает Александр Романихин, следует:
– поддержать инициативу МАП России о внедрении антимонопольного контроля при проведении конкурсов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг не только для государственных нужд, но и для нужд естественных («Газпром», «Транснефть», «Транснефтепродукт») монополий. Распределение заказов естественных монополий должно проводиться на тендерной основе, как и в случае использования бюджетных средств. Обеспечить участие в экспертизе Минпромнауки, Минатома, агентств оборонной промышленности, Госстандарта и профильных некоммерческих промышленных объединений;
– начать подготовку соглашений о сотрудничестве между Минпромнауки и наиболее крупными российскими потребителями нефтегазового оборудования для обеспечения их технического перевооружения на основе передовых отечественных научно-технических достижений;
– обеспечить защиту внутреннего рынка от импорта нефтегазового оборудования, аналоги которого производятся на территории Российской Федерации. Поручить Минэкономразвития, Минпромнауки, Минатому, Агентствам оборонной промышленности совместно с Минэнерго, ГТК и Союзом производителей нефтегазового оборудования обеспечить сбор и обработку предложений предприятий по проблемной номенклатуре;
– сформировать систему мониторинга импорта оборудования для нефтегазового комплекса, а также подготовку в интересах промышленных предприятий аналитических исследований по прогнозам развития отдельных секторов рынка. Решение указанной задачи невозможно без получения планов технического перевооружения российских нефтяных компаний, а также достоверной информации об импортных закупках, поэтому необходимо обязать Минэкономразвития, Минэнерго, ГТК обеспечить ежеквартальную передачу Минпромнауки сводной информации по импорту и экспорту оборудования для нефтегазового комплекса. Минпромнауки совместно с отраслевыми союзами обеспечить координацию работ по созданию импортозамещающего нефтегазового оборудования.
Дата: 12.11.2003
По материалам Союза производителей нефтегазового оборудования РФ.
"НефтьГазПромышленность" №2
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!