1 стр. из 1
- Московский НПЗ был построен в 1938 году в 15 км к юго-востоку от тогдашней городской черты. В его задачи входило обеспечение Москвы и Московской области моторными топливами и мазутом. За 65 лет своей деятельности завод ни разу не останавливался. В годы Великой Отечественной войны коллектив НПЗ в тяжелейших условиях беспрерывно снабжал топливом фронт, защищавший столицу. После войны коллектив завода почти сразу же приступил к модернизации производства, улучшению качества и экологических характеристик выпускаемой продукции. Расположенный вдали от жилой зоны, МНПЗ в те времена почти не оказывал вредного воздействия на город, да и самого слова «экология» в словаре руководителей советских промышленных предприятий тогда не существовало.
Обладая современными технологиями, МНПЗ за короткий послевоенный период превратилось в крупнейшего производителя нефтепродуктов и полимерных материалов в Московском регионе. Москва расширялась, возникали новые жилые массивы - Кузьминки, Орехово-Борисово. Расстояние от завода до жилых массивов неуклонно сокращалось. Так, со стороны Батеева и жилого района «Марьинский парк» санитарно-защитная зона МНПЗ почти вплотную сомкнулась с линией новостроек, а в некоторых местах даже «уступила» им часть собственной территории.
Предвидя подобное развитие ситуации, руководство МНПЗ разработало программу реконструкции завода, которая должна была превратить его в наиболее передовое с экологической точки зрения предприятие отрасли, имеющее минимальные безвозвратные потери сырья и готовой продукции, минимальный расход реагентов и энергоресурсов на единицу перерабатываемого сырья, а следовательно, и минимальное отрицательное воздействие на окружающую среду. Ставка была сделана на создание самостоятельных взаимосвязанных крупнотоннажных производств, работающих по безотходной технологии и оснащенных совершенным технологическим и насосно-компрессорным оборудованием, автоматическими системами управления процессами, производством, экологическим контролем за выбросами в окружающую среду. Особое внимание было уделено реконструкции очистных сооружений для сточных вод.
В короткие сроки были построены два нефтепровода для подачи нефти на завод, что исключило потери паров нефти при сливе ее из железнодорожных цистерн. Одновременно был ликвидирован нефтесливной причал на реке Москве, выведен из эксплуатации старый резервуарный товарно-сырьевой парк малой емкости, вместо которого был построен новый резервуарный парк для сырья и товарной продукции. Резервуары для нефти и бензинов, имеющих низкую температуру начала кипения, оборудовали "плавающими" крышами, снижающими потери паров нефтепродуктов на 90% по сравнению с резервуарами обычного типа.
Коллектив завода в условиях хозяйственной самостоятельности модернизировал старые установки АВТ-3, битумную и цех по переработке пластмасс. Были выведены из эксплуатации морально и физически изношенные установки: термориформинг, термокрекинг, 24/300, 35-5, ГФУ-1, 56/3, ДПУ, производство полипропилена.
Введенные в строй новые технологические установки большой мощности с малыми удельными потерями, с системой утилизации факельного газа, тепла для выпуска высокооктанового бензина (Г-43-1071 и ЛЧ-35/11-100) и очистки дизельных топлив от серы (ЛЧ-24-200) позволили значительно снизить общий выброс углеводородов. К началу 90-х гг. этот показатель сократился на 25%, при этом количество сточных вод уменьшилось на 30%. Новое производство полипропилена, введенное в строй в 1995 году, позволило сократить выбросы в атмосферу в 10 раз по сравнению со старым производственным комплексом. Безвозвратные потери снизились с 2 до 0,4%, что соответствует лучшим мировым показателям (0,35 - 0,5%).
В целях ужесточения контроля за состоянием приземной атмосферы в промышленной и санитарно-защитной зоне ОАО "Московский НПЗ" была внедрена непрерывная компъютеризованно-автоматизированная система экологического контроля воздушной среды "СЭКОМ - III". Она позволила непрерывно анализировать наличие вредных веществ над любым участком предприятия с интервалом времени 20 мин. Программное обеспечение центрального компьютера системы решает основные задачи по формитрованию непрерывной картины загрязнений, контролируемой территории, а также выявляет ситуации, связанные с превышением допустимых норм загрязнения воздуха.
Все эти мероприятия значительно улучшили экологическую обстановку. В микрорайоне Капотня, где проживает большая часть сотрудников МНПЗ, уровень загрязнения вот уже много лет не превышает установленных нормативов, несмотря на то, что жилые дома микрорайона находятся в непосредственной близости к производственным объектам МНПЗ.
В условиях роста автомобильного парка столицы и увеличения транзитных транспортных потоков уровень вредных выбросов в атмосферу продолжал увеличиваться. В мире эту проблему решают не только посредством усовершенствования конструкций автомобильных двигателей, но и путем улучшения экологических свойств топлива. Технический уровень Московского НПЗ должен был обеспечивать выпуск топлива с улучшенными по сравнению со средними по отрасли показателями качества. Предприятие приступило к производству бензина, из состава которого был выведен наиболее страшный ингридиент отработанных газов - свинец, коэффициент экологической опасности которого в 22 раза выше, чем у диоксида углерода. Кроме того, специалистам МНПЗ удалось снизить процент другой опасной составляющей топлива - серы, сгорание которой сопровождается выбросом твердых веществ (сажи), сорбирующих наиболее опасные канцерогенные углеводороды. За последние годы МНПЗ освоил выпуск малосернистого дизельного летнего топлива (ДТЛ) с большим запасом качества по сере в сравнении с нормами ГОСТа (0,11 - 0,12% при норме не выше 0,2%).
В соответствии с постановлением Правительства Москвы «О мерах по снижению вредного влияния автотранспорта на экологическую обстановку» МНПЗ осуществил широкомасштабную программу мероприятий по производству и реализации моторных топлив с улучшенными экологическими показателями. Затраты на реализацию программы были осуществлены за счет прибыли предприятия.
Совместно с предприятием "Коримое" МНПЗ наладил выпуск высокооктанового бензина АИ-95 с кислородсодержащей добавкой МТБЭ. Мощность этого производства уже сейчас позволяет вводить новую добавку в бензины с меньшим октановым числом (АИ-92 и АИ-80). Добавка имеет высокое октановое число смешения, низкую летучесть, пониженную фотохимическую активность, что предупреждает образование озона. Даже в небольшой концентрации (3-7% на смесь) МТБЭ резко интенсифицирует процесс сжигания топлива и сводит к нулю образование в продуктах сгорания оксида углерода и сажи.
МНПЗ регулярно осуществляет закупку высокоселективных катализаторов, позволяющих изменить стркутуру производства автобензинов в сторону увеличения выпуска марок АИ-92, АИ-95 и выше. Кроме того, предприятие приобретает катализаторы для установок риформинга и гидроочистки топлива, позволяющие выпускать моторные топлива с улучшенными экологическими характеристиками. Для снижения дымности и токсичности отработанных газов двигателей вводятся моющие и противодымные присадки к моторным топливам, что способствует снижению выбросов СО на 20 - 30%, углеводородов на 17 - 20%, а также сокращению расходов топлива на 2 - 4%. Не так давно на МНПЗ была введена добровольная сертификация бензинов и дизельных топлив у улучшенными экологическими свойствами, выпускаемых в особых технических условиях.
Хорошо понимая, что достигнутый уровень выбросов при соответствующих капитальных вложениях может быть подвергнут дальнейшему снижению, руководство МНПЗ заключило договор с американской компанией ABB Lummus, которая разработала мастер-план реконструкции завода, предусматривающий уменьшение объема вредных выбросов в атмосферу на 50%. Реализация этого мастер-плана, учитывающего состояние рынка продукции, схему модернизации ключевых производственных циклов завода и окупаемость вложений, требует не менее $ 900 млн. капитальных затрат. Не имея возможности аккордно инвестировать столь масштабный проект, но сознавая его необходимость, руководство МНПЗ приступило к долгосрочной реализации предложений американской компании, направленных на углубленную поэтапную модернизацию предприятия.
В 1994 - 1995 гг. завод был акционирован, и принадлежащий государству контрлоьный пакет акций ОАО «МНПЗ» был передан в собственность города Москвы. В мае 1997 г. по решению общего собрания акционеров ОАО «МНПЗ» вошел в состав Центральной топливной компании, учрежденной столичным правительством. Слаженность и работоспособность трудового коллектива, его высокий интеллектуальный потенциал, опты и эрудиция менеджмента и специалистов обеспечили динамичное развитие предприятия, укрепили его авторитет на отечественном и зарубежном рынках. Во многом благодаря этим факторам завод сумел преодолеть общеотраслевой спад объемов переработки нефти, увеличил загрузку мощностей, продолжил техническое развитие и укрепление финансового потенциала.
В октябре 1998 г. ОАО «МНПЗ» завершило трехлетнюю работу по выполнению распоряжения Правительства РФ № 123р от 22.01.92 «О реконструкции производства полипропилена и увеличении объема выпуска этой продукции до 100 тыс. тонн в год». Преодолевая кризис неплатежей и спад производства, мобилизовав все кадровые, материальные и финансовые ресурсы, коллектив МНПЗ построил и ввел в эксплуатацию сложнейшее современное производство одного из наиболее перспективных экологически чистых полимерных материалов. С пуском нового комплекса выведены из эксплуатации 7 устаревших установок мощностью 10 тыс.т. в год по пенопропилену, которые не отвечали современным нормам технической и экологической безопасности. Техногенная нагрузка на природу при этом снизилась в 15 раз.
Новый комплекс по производству полипропилена выпускает продукцию, реализуемую под торговыми марками «Каплей» и «Риспол». МНПЗ получил гигиенические сертификаты на 21 марку полипропилена с градацией «для изготовления изделий, контактирующих с пищевыми продуктами», а также на 2 марки с градацией «для медицинских целей». Продукция ОАО «МНПЗ» экспортируется в дальнее зарубежье, реализуется на местном рынке, а также перерабатывается в различные изделия непосредственно на самом предприятии (на линии по изготовлению нетканых материалов), а также по производству полимер-битумного вяжущего строительного материала.
Осуществляя программу внедрения в Москве топлива с улучшенными экологическими свойствами, столичное правительство делает особый акцент на использовании высокооктановых кислорождсодержащих добавок к товарным бензинам - эфиров МТБЭ, ТАМЭ, ЭТБЭ и др. Они внедряются во всем мире с целью замены тетраэтилсвинца, а также для снижения содержания непредельных и ароматических углеводородов как экологически вредных компонентов автомобильного топлива.
Накануне 65-летия МНПЗ завершил очередную модернизацию установки гидроочистки дизельного топлива 24-5 с целью получения малосернистого компонента (остаточное содержание серы 0,03 - 0,05%) для улучшения экологических параметров товарного топлива и гидроочистки прямогонного компонента топлива ТС-1 с целью получения смесевого топлива ТС-1 высшего сорта по меркаптановой сере. Кроме того, осуществлена замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования на новые современные производственные комплексы, поставленные ведущими отечественными и зарубежными изготовителями.
Запущена первая в России установка этерификации легкого крекинг-бензина метанолом с получением кислородсодержащей добавки ТАМЭ. Она построена по отечественной технологии с частичным использованием имеющегося оборудования. Проектная мощность установки - 200 тыс. тонн топлива в год. Проектаная дозировка метанола составляет 6,5% на углеводородное сырье. Капитальные затраты составили 180 млн. рублей, а предполагаемый срок окупаемости - 5 лет.
В минувшем году на МНПЗ запущена в эксплуатацию установка демеркаптанизации керосина, что создало предпосылки для очередного повышения экологических показателей моторных топлив завода. Это также позволило улучшить компоновку оборудования на действующей производственной площадке и добиться максимального использования строительных конструкций, высвобождающихся в результате демонтажа устаревшего оборудования. Одновременно внедрена комплексная автоматизация работы вновь устанавливаемого оборудования, централизация управления производственными процессами с использованием современных средств контроля и автоматического регулирования на базе вычислительной и микропроцессорной техники.
Модернизация производства привела к увеличению объема выпускаемого на МНПЗ экологически чистого дизельного топлива, соответствующего требованиям ЕС к экологическим показателям этого продукта, а также повысила безопасность технологического процесса и улучшила экологическую обстановку в городе за счет сокращения вредных выбросов в атмосферу.
Благодаря развитию углубляющих и облагораживающих переработку процессов, МНПЗ занял одно из первых мест в отрасли по приросту товарных светлых нефтепродуктов к потенциалу этих фракций в исходном сырье. Завод занимает лидирующие позиции по марочной структуре автобензинов (более 75% этих видов топлива выпускается в высокооктановом варианте). Объем выработки бензина АИ-95, так же как и съем высокооктановых бензинов с одной тонны сырья на МНПЗ превышает аналогичные показатели любого из российских нефтеперерабатывающих предприятий. В настоящее время МНПЗ способен вырабатывать до 95% экологически чистого дизельного топлива с содержанием серы менее 0,05%, хотя из-за особенностей конъюнктуры внутреннего рынка эти возможности предприятия используются далеко не в полную силу.
В 1996 г. МНПЗ первым в России сделал ставку на производство моторных топлив с показателями, соответствующими нормам Евро-2 по уровню выбросов, что позволило предприятию обрести существенные конкурентные преимущества на региональном рынке. С течением времени ближайшие конкуренты завода - Рязанский, Ярославский и Уфимский НПЗ повысили качество своей продукции до аналогичных норм и потеснили МНПЗ на столичном рынке топлива.
Тем не менее по итогам 2002 г. МНПЗ получило 1162 млн. рублей балансовой прибыли, что на 62% превысило аналогичный показатель 2001 г.. За счет собственных средств предприятие погасило просроченную задолженность перед бюджетом на сумму свыше 800 млн. рублей. Доля автобензинов с октановым числом 92 и 95 достигла 63% в суммарном объеме производств этого вида топлива. В первом квартале нынешнего года предприятие выполнило технологическую подготовку производства автомобильных бензинов, отвечающих требованиям параметров на выбросы Евро-3.
Вместе с тем предприятие нуждается в дальнейшей модернизации основных фондов. Средний возраст оборудования, зданий и сооружений МНПЗ составляет более 16 лет. Износ основных производственных фондов по нефтепереработке достиг 58,4%, износ основных фондов в целом составляет почти 52%. Износ средств автоматизации и электрооборудования - 80 - 90%. Не имея возможности проводить крупномасштабные инвестиции в обновление производства, МНПЗ вынужден год от года сокращать объем вложений в капитальное строительство, который сегодня уступает аналогичному показателю крупных НПЗ России в 4 - 6,5 раз.
По данным аналитического центра Министерства энергетики РФ, за 9 месяцев прошлого года ведущие нефтяные компании страны (ВИНКи) инвестировали в каждый из принадлежащих им НПЗ по 1 - 1,5 млрд. рублей. Аналогичный показатель по МНПЗ составил всего лишь 230 млн. рублей. Средства, направляемые предприятием на обновление оборудования, в 2 - 2,5 раза меньше потребности и во много раз меньше, чем у любого европейского нефтеперерабатывающего завода (по данным экспертов, уровень этих затрат в странах ЕС составляет $ 8 на каждую тонну переработанного сырья).
В этих условиях руководство МНПЗ делает ставку на замену оборудования и систем управления, приведение их к требованиям современных норм и правил взрывобезопасности. На предприятии разработана краткосрочная программа, основанная на подборе наиболее простых, малозатратных, в наибольшей степени сочетающихся с действующими мощностями технологических процессов. Однако этого явно недостаточно. Европейский Союз уже ввел очередные ужесточения спецификации на бензины и дизельные топлива, связанные с программой экологии автотранспорта Евро-3. К 2005 году будет внедрена программа Евро-4, предусматривающая еще более жесткие требования.
Для выполнения поставленных задач в 2003 г. МНПЗ должен затратить на восстановление оборудования и капитальное строительство не менее 830 млн. рублей. В настоящее время руководство завода ведет поиск долгосрочных источников финансирования под собственную инвестиционную программу. Этого требуют не только технические задачи, стоящие перед предприятием, но и социальные задачи завода. В июне 1999 г. МНПЗ выступил соучредителем негосударственного пенсионного фонда «ЦТК - Московский НПЗ», исключительным видом деятельности которого является пенсионное обеспечение сотрудников предприятий-учредителей. С октября 2000 г. каждый работник МНПЗ, выходящий на пенсию, пожизненно получает негосударственную пенсию в размере, учитывающем заводской трудовой стаж и квалификацию. За три года существования НПФ «ЦТК - Московский НПЗ» выплатил бывшим работникам свыше 22 млн. рублей. Негосударственную пенсию от фонда получают 1172 человека. 30 января 2003 г. на конференции трудового коллектива МНПЗ был утвержден и подписан коллективный договор на период до 31 января 2006 г.. Целый раздел этого документа посвящен негосударственному обеспечению работников завода.
Справка:
В 1998 - 2001 гг. построены: сливная эстакада светлых нефтепродуктов, реагентная обработка оборотной воды, мембранное концентрирование водорода, производство упаковочной ткани и полипропиленовых мешков, модернизировано оборудование и система управления установок ЭЛОУ-АВТ-6 и Г-43-107.
В 2002 г. закончена очередная реконструкция установки гидроочистки 24-5 и пущена установка этерификации легкого крекинг-бензина метанолом, что создало предпосылки для очередной ступени повышения экологических показателей моторных топлив.
По итогам 2002 г., получено 1162 млн. руб. балансовой прибыли, что на 62% выше, чем в 2000 г.. Увеличилась глубина переработки нефти и отбор светлых нефтепродуктов. Доля автобензинов с октановым числом 92 и 95 пп. достигла 63% в общем объеме производства бензинов. Выпуск бензина АИ-95ЭК за год увеличился с 355 до 400 тыс.т.
В январе - марте 2003 г. выполнена технологическая подготовка производства автомобильных бензинов «Премиум Евро-95» и «Регуляр Евро-92», отвечающих требованиям на выбросы Евро-3.
Численность работающих на заводе - 3977 человек.
Дата: 12.11.2003
Записал Алексей Самойлов
"НефтьГазПромышленность" №2
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!