1 стр. из 1
Экологические аспекты общей программы строительства и развития Морского порта Санкт-Петербург заключаются прежде всего в обеспечении безопасности при перевалке и транспортировке нефти и нефтепродуктов на акватории порта.
Планы строительства новых нефтебаз в I районе порта «Санкт-Петербург» (Гутуевский ковш), на Кировском заводе, план строительства нефтеналивного терминала в г. Высоцк («ЛУКойл»), порту «Усть-Луга», в Кронштадте, а также продолжение строительства нефтеналивного терминала в порту «Приморск» вызывают обоснованное беспокойство за состояние окружающей среды, в частности, бассейна Балтийского моря.
Известно, что путей попадания нефтепродуктов на акваторию Финского залива несколько, и среди них — аварийные разливы нефти и нефтепродуктов при проведении операций по перевалке и транспортировке жидких углеводородов. При аварийных разливах происходят залповые сбросы большого количества загрязнителей, причем в основном чистых (концентрированных) нефтепродуктов.
Причинами возникновения аварийных ситуаций при перевалке и транспортировке нефтепродуктов являются: тенденция роста объёма работ данного вида в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, устаревший танкерный флот (более 20 лет), наличие однокорпусных танкеров типа «Нефтерудовоз», большой объем несанкционированных перевалок типа «берег-судно» (бункеровщик), неблагоприятные погодные условия, человеческий фактор и др.
ОАО «ЭКО «Феникс Холдинг» профессионально занимается ликвидацией нефтеразливов и переработкой нефтеотходов уже более 8 лет. Компания начинала эту работу, осознавая необходимость обеспечивать безопасность бункеровок, однако постепенно экология стала самостоятельным видом деятельности, которую совет директоров объявил приоритетной 3 года назад. Компания «Феникс» неоднократно доказывала свою компетентность и опыт в работах по ликвидации аварийных нефтеразливов.
В 2001 г. мы предложили к реализации разработанную программу создания постов контроля и ликвидации аварийных нефтеразливов, в рамках участия в «Концепции государственной поддержки международного транспортного комплекса Санкт-Петербурга на 2001–2004 годы», утвержденной Постановлением Правительства и губернатором Санкт-Петербурга.
В соответствии с упомянутой Концепцией на компанию «Феникс» возлагается создание материальной базы по борьбе с нефтеразливами и участие в исследованиях по экологической безопасности.
Одним из принципов государственной политики в области обращения с отходами является уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот, а также использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий
Другими словами, в целях снижения нагрузки на окружающую среду необходимо использовать насколько можно большее количество образующихся отходов.
В этой связи очень важным является развитие систем сбора нефтесодержащих вод и создание очистных сооружений в портах. Эта проблема важна не меньше, чем проблема аварийных разливов, и тоже требует внимания. Компания «Феникс» обладает целым спектром эффективных технологий по утилизации нефтеотходов. У нее есть собственный очистной комплекс «Север», на котором с успехом уже более 7 лет осуществляется комплексная переработка нефтесодержащих отходов. Используемая технология «Дуплет» запатентована и признана лауреатом конкурса «Сто лучших товаров России». Нашими основными заказчиками являются такие предприятия, как ЗАО «Портовый флот», ГУП «Адмиралтейские верфи», ОАО «Канонерский судоремонтный завод», ГУП «ПИЛАРН», крупные судоходные компании и ряд других организаций. На сегодняшний день мы уже в значительной степени обеспечиваем предотвращение эксплуатационных загрязнений нефтеотходами, утилизируя более 50% нефтесодержащих вод, образующихся на судах, судостроительных и судоремонтных заводах.
Принципиальным отличием от традиционных способов ликвидации последствий аварийных разливов и главным преимуществом наших технологий является комплексный подход к процессу переработки — нефтеотходы не уничтожаются и не захораниваются, а перерабатываются до параметров кондиционного топлива и возвращаются в товарооборот, тем самым достигается предотвращение вторичного загрязнения окружающей среды.
Сегодня порт «Санкт-Петербург» и городская служба ликвидации разливов вместе с другими организациями — «Бассейновое аварийно-спасательное управление «Балтийские Буксиры», ЗАО «Портовый флот», ОАО «ЭКО «Феникс Холдинг» — способны при правильной организации по планам ЛАРН ликвидировать разливы I, II, и III уровня.
Основная проблема — отсутствие должной координации взаимодействия между этими предприятиями.
При складывающейся ситуации становится целесообразным и даже необходимым выработать совместный план действий в случае аварийных ситуаций, связанных с разливами нефти или нефтепродуктов. Со стороны администрации города, МАП, северо-западного филиала МЧС хотелось бы увидеть определенные усилия для координации действий в аварийных ситуациях в рамках единого плана и для проведения регулярных совместных учений.
Хотелось бы обратить внимание всех читателей журнала на тот значительный потенциал, который имеется у российских предприятий, для которых природоохранная деятельность является основной профессией.
Дата: 12.11.2003
Евгений Бугаев, член совета директоров ОАО «Энергетическая компания «Феникс Холдинг»
"НефтьГазПромышленность" №2
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!