Сохранить Финский залив чистым

1 стр. из 1

Владислав ДИДЕНКО, генеральный директор СМНП «Приморск»:
— Порт построен с применением самых новейших технологий. Взять хотя бы резервуарный парк, предназначенный для приема нефти из магистрального нефтепровода «Кириши — Приморск» вместимостью 500 тыс. куб. м. Парк состоит из десяти вертикальных стальных резервуаров объемом 50 тыс. кубометров каждый с плавающими крышами, что позволяет минимизировать выбросы в атмосферу паров углеводородов. Кроме того, с целью повышения надежности и безопасности проектом предусмотрено увеличение толщины стенок резервуаров, по сравнению с общепринятой, на 2 мм. Вокруг каждой пары резервуаров устроено бетонное обвалование (каре), исключающее в случае разгерметизации резервуара разлив нефти по поверхности. Имеющееся под резервуарным парком двухслойное полиэтиленовое пленочное покрытие исключает попадание нефти в подземный водный горизонт.
Резервуары оборудованы автоматическими уровнемерами, системой подслойного пожаротушения (на сегодняшний день самой эффективной при возможном возгорании нефти). Управление всеми технологическими процессами в порту ведется из операторной. Все автоматизировано и компьютеризировано. Процессом погрузки танкеров управляет диспетчер. Функционируют четыре линии для налива нефти, оснащенные системой контроля расхода и качества, непрерывно анализирующей такие параметры, как температура, плотность, вязкость, содержание воды, содержание серы.
Погрузка в танкер на каждом причале осуществляется пятью агрегатами наливной насосной станции через стендеры производства фирмы FMC (Франция) с максимальной производительностью 16 тыс. куб. м/час. Отчет о погруженной партии нефти выдается уже через 30 сек. по окончании налива.
Процесс погрузки танкера с учетом лоцманской проводки, швартовных операций, пограничного и таможенного контроля и непосредственно времени налива занимает чуть более 24 час.
Причальные сооружения позволяют принимать танкеры дедвейтом от 40 до 120 тыс. т. В результате дноуглубительных работ фарватера в период строительства есть возможность принимать такие суда — глубина у причалов достигает 18,8 м. Тем не менее погрузка танкеров любого дедвейта идет только до осадки 15 м, так как это лимитируется глубинами Датских проливов, соединяющих Балтийское и Северное моря.
Производительность первой очереди порта составляет 12 млн. т нефти в год, но в 2002 г. отгрузили 12,2 млн. т. Мощности резервуарного парка в порту достаточны, однако скоро они будут задействованы: ООО «Балтнефтепровод» начало строительство второй и третьей очередей Балтийской трубопроводной системы.
Важным подразделением порта являются очистные сооружения. Через них проходит вся поступающая нефть. Комплекс выполнен таким образом, что все сточные воды — промышленные, ливневые, дождевые и дренаж — проходят очистку и только потом попадают в Финский залив. Причем достигаемые концентрации по очистке соответствуют требованиям водоемов высшей рыбохозяйственной категории. Это было одним из главных условий при строительстве порта. Ведь свыше десяти процентов всех инвестиций было направлено на обеспечение экологической безопасности порта на всех этапах: подготовительном, в период строительства и в процессе эксплуатации.
Сама технология работы порта позволяет предотвращать возникновение аварийных ситуаций. Процесс налива осуществляется через стендеры, герметично соединенные с технологическими трубопроводами танкера. Предусмотрена автоматическая система отсоединения стендеров в случае аварии на танкере, пришвартованном к причалу. К примеру, если из-за сильного ветра танкер начинает дрейфовать от причала, на первом пороге срабатывает предупреждающая сигнализация. В случае достижения критичной величины отклонения от нормативных параметров автоматически прекращается процесс погрузки, закрывается запорная арматура — все это происходит в течение 25 сек. Еще в течение 5–10 сек. происходит дренаж оставшейся в трубопроводах нефти. Таким образом, через 30–35 сек. погрузка уже остановлена, стендеры опорожнены и возвращены в исходное положение. При этом танкер может дрейфовать дальше.
В случае возможного пожара (как на причалах, так и на танкере) предусмотрено автоматическое включение систем орошения и пенотушения, что позволяет ликвидировать очаг возгорания в считанные секунды.
Все действия оперативного персонала во время погрузки записываются на компьютер и сохраняются в архиве диспетчерской. Кроме того, в операторной находится дежурный человек, который контролирует весь процесс погрузки. Специально обученными мастерами по наливу производится еще и визуальный контроль процесса непосредственно на капитанском мостике танкера, когда дежурный здесь следит за всем происходящим.
При усилении ветра до 15 м в секунду швартовка у причала вообще не разрешается. Если ветер нарастает во время погрузки, то она останавливается. Правда, за полтора года работы порта таких случаев еще не было.
Очень много для сохранения чистоты вод Финского залива делает аттестованная экоаналитическая лаборатория, которая производит в порту постоянный мониторинг вод залива, атмосферного воздуха, почвы, а также проверку балластных вод танкеров, которые заходят под погрузку.

Людмила Иванова, начальник эколаборатории:
— Мы проводим производственный экоаналитический контроль работы порта. Лаборатория аккредитована на независимость и компетентность. В 2002 г. получили сертификат соответствия международному стандарту ГОСТ Р ИСО 14001. На предприятии внедрена Система управления окружающей средой — три зарубежных европейских сертификата и российский (добровольной системы сертификации «Военный регистр»), полученные портом и подтверждающие эффективность работы.
Объектами контроля лаборатории являются вода, в том числе и питьевая, почва, выбросы в атмосферу при перевалке и хранении нефти, а также изолированный балласт танкеров. Основная экологическая нагрузка при эксплуатации порта ложится на залив. И мы не разрешаем сбрасывать балласт, если концентрация нефтепродуктов в балластных водах превышена. Это оговорено в специально разработанных и утвержденных ОАО «АК «Транснефть» регламентах. И хотя в результате наличия загрязненного сверх ПДК балласта танкер не догружается и срывает свой план погрузки, чистота воды в зоне ответственности порта остается в порядке. Ведь нам здесь жить, здесь живут наши дети. Итак объемы сбрасываемого балласта не такие уж и маленькие: около 3,5 млн. кубометров в год.
У нас в порту не нарушаются никакие законодательные акты. Есть нормативы ПДК — нефтепродуктов, хлоридов, железа, сульфатов, фосфатов и т. п. Проводится анализ на 18 химических показателей. В основном работаем в одну смену, но выходим и ночью, если подошел танкер. На проведение анализа мы не можем затратить больше времени, чем положено. Час дается на отбор проб, два — на анализ. Если мы выявляем нарушения, отбор проб производится вторично (мы перепроверяем себя). Отбирает пробы и независимая лаборатория из Санкт-Петербурга, а также сюрвейеры. Таких случаев, чтобы наши результаты не подтвердились, еще не было. Хотя некоторые судовладельцы, недовольные результатами наших исследований, пытались через своих страховщиков выставить нам претензии, брали контрольные пробы. Но все претензии в итоге были сняты.
В порту ведется наблюдение и за состоянием воздуха. Есть газоанализатор, хроматограф, регистрирующий количество загрязняющих веществ, выделяемых в атмосферу, в том числе и во время налива танкера нефтью.
Лаборатория ежегодно проходит инспекционный контроль, нас перепроверяют, дают контрольные пробы. Все реактивы у нас качественные, работаем строго по утвержденным методикам.

Николай Кисель, начальник аварийно-восстановительной службы (АВС):
— В порту разработан план ликвидации аварийных разливов нефти, который прошел согласование во всех государственных структурах. Для ликвидации возможных аварий и создано наше специальное подразделение, обученное, сертифицированное. Оно полностью укомплектовано обученным и аттестованным персоналом и всей необходимой техникой: нефтесборщиками (скиммерами), природоохранными судами. Есть нефтесборная баржа с буксиром, на которой размещается нефтесборная система производительностью до 250 куб. м/час.
В распоряжении нашей АВС имеется техника для сбора нефти на воде, в мелкобитом льду, в береговой полосе и для очистки берега. Есть механизм для очистки от нефти и нефтепродуктов камней и валунов. Общая производительность всей имеющейся техники — 1 тыс. куб. м/час.
Судно-сборщик льяльных вод «Брянск» с объемом танков 400 куб. м может собирать до 70 кубов загрязненной воды в час для последующей очистки ее после сбора нефти.
При погрузке танкер находится в окружении бонов. Общее их количество в порту — 10 160 м. Это боны различного предназначения — как тяжелые, предназначенные для локализации и сбора нефти, так и легкие — для защиты берега. Есть сорбционные боны, предназначенные для улавливания нефти из воды мелких водотоков (ручьев, каналов). Кроме того, есть еще 1 тыс. м быстроразворачиваемых бонов, которые сами за счет пружины развертываются и надуваются.
Сейчас на заводе «Алмаз» проходит испытания еще один бонопостановщик, который скоро придет в порт «Приморск».
Все это — шаг вперед по сравнению даже с иностранными портами. У нас в стране аналогичные средства борьбы с нефтеразливами применяются только в Новороссийском порту.
Для сбора поверхностных пленочных нефтепродуктов можем использовать сорбционные салфетки, диспергенты. Заключен договор с петербургским заводом «Газтурбо», который может в течение трех часов обеспечить нас дополнительным количеством требуемых материалов.
Чтобы персонал не терял навыки и действовал грамотно и быстро, мы проводим ежемесячные учения, в том числе с участием Минтранса и судоходных компаний.

Дата: 12.11.2003
Записала Ольга АЛЕКСАНДРОВА
"НефтьГазПромышленность" №2
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!