1 стр. из 1
Лондон — Батуми — Сингапур
В 1883 г. в лондонском Ист-Энде предприниматель Маркус Сэмьюэл открыл лавку, в которой посетителям предлагались разные заморские диковинки, древности и безделушки, украшенные морскими раковинами. Торговля пошла настолько успешно, что г-н Сэмьюэл организовал регулярные поставки морских раковин с Дальнего Востока, превратив крошечное торговое предприятие в процветающий экспортно-импортный бизнес.
После смерти Маркуса Сэмьюэла в 1870 г. его дело перешло к сыновьям — Маркусу и Сэмьюэлу, которые в 1878 г. основали в Лондоне фирму Marcus Samuel &Co, а в Японии — Samuel Samuel & Co.
Братья настойчиво искали возможности расширить унаследованный бизнес. В начале 1890-х гг. Маркус Сэмьюэл-младший посетил Батуми, через который в те времена экспортировалась российская нефть. Пораженный размахом увиденного, он вернулся домой с твердым убеждением заняться поставками керосина в страны Дальнего Востока.
Однако в регионе, привлекшем внимание молодого бизнесмена, в то время безраздельно господствовала американская компания Standard Oil. Чтобы сбить монопольно высокие цены основного конкурента, необходимо было добиться разрешения от Suez Canal Company на проход нефтеналивных судов через Суэцкий канал, что было строжайше запрещено из-за боязни возникновения пожаров на совершенно неприспособленных для транспортировки горючих веществ судах.
Во время посещения Батуми Маркус посетил местную верфь, где ему показали строящееся судно, специально предназначенное для перевозки нефти и керосина. Нигде в мире таких судов не было, и Маркус в полной мере использовал свои батумские наблюдения, когда в начале 1890-х гг. спустил на воду свой первый танкер «Мюрекс» грузоподъемностью 5010 т. Новое судно полностью отвечало требованиям властей, регулировавших морские перевозки через Суэц.
В 1892 г., неся на борту 4000 т русского керосина, «Мюрекс» совершил свой первый рейс из Батуми в Сингапур и Банкгок через Суэцкий канал.
В портах Дальнего Востока Маркус Сэмьюэл построил емкости для хранения нефтепродуктов и одновременно заключил долгосрочный контракт на поставку русского керосина с «Бнито», российским концерном производителей и переработчиков нефти, контролируемым банкирским кланом Ротшильдов. Закупавшийся в России керосин реализовывался на Дальнем Востоке под фирменным названием «shell».
Голландцы в Ост-Индии
Оставим на время процветающих наследников Маркуса Сэмьюэла-старшего и перенесемся в Ост-Индию, где к тому времени уже началась добыча нефти, а в 1890 году была создана компания со сложным названием N.V. Coninklike Niederlandce Maazhappei tot Eksploitesie van Petroleumbronnen ind Nederlandce-Indie, позднее переименованная в Royal Dutch Petroleum Company («Королевская Голландская Нефтяная Компания»). Основанная в Гааге с акционерным капиталом в 1,3 млн. гульденов под покровительством короля Нидерландов Вильяма III, компания приступила к разработке нефтяного месторождения в Панкалан Брандан на острове Суматра.
Концессия на разработку этого месторождения была получена бывшим управляющим табачной плантации компании Tobacco Company в Восточной Суматре Айелко Зилкером. По легенде, покинуть родные берега и искать счастья в далекой голландской Ост-Индии голландца Зилкера заставила неразделенная любовь. Так это или нет, в точности не известно, но на посту управляющего голландец пробыл недолго, сменив его на нелегкую, но многообещающую стезю нефтедобытчика.
В 1880 г., во время одной из своих поездок по острову, Зилкер обнаружил маслянистое вещество, лабораторная проверка которого показала, что это нефть, содержавшая почти 60% керосина. Голландец немедленно подал в отставку, приобрел лицензию и в 1885 году получил первую партию нефти из скважины Панлакан на Суматре. Панлакану было суждено давать коммерческую прибыль на протяжении 50 последующих лет благодаря не только богатству самого месторождения, но и деловым качествам директора-распорядителя новой компании Ж.Б. Августа Кесслера.
В 1896 г. вместе с Кесслером начинает работать Генри Детердинг. Для того, чтобы конкурировать с «русской нефтью» Сэмьюэла и его низкими транспортными издержками, новый сотрудник Royal Dutch Petroleum Company предложил строить танкеры, резервуарные парки и создавать собственную распределительную сеть.
Теперь Marcus Samuel &Co пришлось конкурировать не только со Standard Oil, но и с Royal Dutch. К 1897 г. нефтяные операции Сэмьюэла стали настолько обширными, что он создал отдельную компанию, назвав ее в память о бизнесе отца Shell Transport And Trading Company Ltd. Так впервые в названии компании появилось слово «shell», означающее «раковина» или «ракушка», ставшее впоследствии синонимом и эмблемой одной из крупнейших промышленных компаний мира.
Новая фирма процветала, а с изобретением в 1885 г. первого автомобиля перед ней открылся безбрежный потенциальный рынок.
В 1898 г. Маркус Сэмьюэл построил нефтеперерабатывающий завод в Баликпапан, на острове Борнео, а в 1901 г., когда была найдена нефть в Техасе, решительный Сэмьюэл взял на себя ее транспортировку и продажу. В итоге Shell Transport стала первой нефтяной компанией, охватившей своими операциями весь земной шар. Транснациональная компания стала представлять серьезную угрозу могуществу Standard Oil, которая, естественно, предприняла попытку поглотить новоиспеченного конкурента. Однако предложение боссов Standard Oil о слиянии компаний Маркус Сэмьюэл решительно отверг.
Деловой союз
В 1900 г. Август Кесслер умер, и его кресло в совете директоров Royal Dutch Petroleum Company занял Генри Детердинг, ярый сторонник сотрудничества с Shell Transport. Интересы обеих компаний неуклонно сближались. В 1903 г. было достигнуто соглашение о создании совместной компании Asiatic Petroleum Company Limited, третьим партнером в которой стали представители банкирского клана Ротшильдов.
Маркус Сэмьюэл занял пост председателя правления новой компании, Генри Детердинг стал директором-распорядителем. Asiatic Petroleum Company Limited объединила ресурсы Shell Transport и Royal Dutch Petroleum Company по распределению и реализации нефти и нефтепродуктов на Дальнем Востоке и стала агентом по сбыту продукции Ост-Индийских месторождений по всему миру.
В течение последующих трех лет Royal Dutch Petroleum Company получила огромные прибыли от поставок бензина. Shell Transport повезло меньше, поскольку спрос на поставляемый ею мазут оставался делом будущего. С тем, чтобы загрузить свои четыре танкера и компенсировать потери, Shell начинает перевозить керосин из Румынии. Именно в это время в США резко возрастает спрос на бензин, что заставляет Standard Oil выбросить на европейские рынки огромные объемы керосина по очень низким ценам. В результате конкуренты понесли гигантские убытки. Ожесточение конкуренции, в первую очередь со стороны Standard Oil, с неизбежностью привело к необходимости полного слияния интересов партнеров по Asiatic, о котором так мечтал в свое время Генри Детердинг. В 1907 г. Royal Dutch и Shell Transport объединили капиталы и интересы, сохранив при этом торговые марки и индивидуальность своих компаний. Это слияние послужило фундаментом корпорации, известной сегодня под названием Royal Dutch/ Shell.
Материнские компании, Royal Dutch Petroleum Company и Shell Transport, распределили между собой в пропорции 60/40 акции двух созданных ими компаний-операторов — Bataafce Petroleum Maazhappei (разведка и разработка нефтяных ресурсов с главной конторой в Гааге) и English-Saxon Petroleum Company Limited (транспортировка и хранение нефти и нефтепродуктов со штаб-квартирой в Лондоне). Реклама и сбыт продукции остались в руках Asiatic Petroleum Company Limited, также обосновавшейся в британской столице.
В 1946 г. последняя была переименована в Shell Petroleum Company Limited, а три года спустя громоздкое официальное название Royal Dutch было сокращено до Royal Dutch Petroleum Company.
Сэр Маркус Сэмьюэл, посвященный в рыцарское звание в 1898 г., сопроводил официальное объявление о слиянии двух компаний следующими словами: «Компании, вступившие в сей союз, прочны по самой своей природе: они производят свое собственное сырье, нефть, и добывают ее самым рентабельным образом для любой данной точки земного шара, в то время как географическое местоположение этих компаний обеспечивает за ними неоспоримый авторитет в тех регионах, где они торгуют. Они сами осуществляют перевозку своей продукции, переработку своего сырья и распределение продукции через собственную торговую сеть. Трудно представить себе бизнес, основанный на более прочном фундаменте».
Ост-Индия, Америка, далее — везде
Вслед за слиянием интересов последовал период роста. Были приняты решения о расширении сфер деятельности, присоединении новых источников сырой нефти и объединении все более мощных нефтеперерабатывающих заводов под контролем центра для удовлетворения постоянно растущего мирового спроса на нефтепродукты. В 1906 г. были приобретены права на добычу нефти в Румынии, в 1910 г. — в России, в 1911 г. — в Венесуэле, а в 1914 г. — в Тринидаде. Одновременно были расширены добывающие мощности в Ост-Индии.
В это же время концерн занялся освоением внутреннего нефтяного рынка США. В 1908 г. осуществляется геологическая съемка в Оклахоме. Концерн приобретает маркетинговую компанию American Gasoline Company и в 1912 г. начинает торговлю на американском рынке. Тогда же были приобретены нефтедобывающие мощности, и промыслы Shell расширились до середины континента, где в 1912 г. фирма Roxanne Petroleum Company также начала разработку нефтяных месторождений и строительство нефтепровода.
Наконец-то настали дни, оправдавшие веру Маркуса Сэмьюэла в мазут. В 1912 г. Королевская комиссия официально рекомендовала британскому флоту использовать мазут в качестве топлива для судов, и несмотря на то, что вначале объемы государственных поставок Shell были небольшими, прецедент был создан.
К 1914 г. бензин Shell приобрел устойчивую известность, а с установлением новых рекордов скорости и длины пробега и усовершенствованием методов рекламы автомобилей дни гужевого транспорта были сочтены.
Потери и достижения
Волнения и конфликты, охватившие мир в связи с Первой мировой войной, двояко сказались на развитии Shell. С одной стороны, до самого конца военных действий концерну пришлось приостановить поисково-разведочные работы и разработку месторождений в Венесуэле. Строительство НПЗ на о-ве Кюрасао (Малые Антильские острова), запланированное на 1915 г., затянулось до 1918 г. Собственность концерна в Румынии была разрушена в 1916 г., а в России — конфискована после революции 1917 г.
С другой стороны, 1915 г. стал свидетелем открытия представительства компании Shell в Калифорнии, объединившей быстро растущий калифорнийский бизнес концерна с недавно построенными НПЗ и трубопроводом Мартинес.
Roxanne Petroleum Company также начала строить НПЗ, а завод «Вуд Ривер» в штате Иллинойс был пущен в 1918 году. На дальнем востоке США был построен НПЗ в штате Саравак.
В 1919 г. пилоты Элкок и Браун осуществили исторический перелет через Атлантический океан — их самолет был заправлен топливом Shell. В 1920 г. сэр Маркус Сэмьюэл сказал: «Мы наблюдаем знаменательный рост в использовании жидкого топлива, поскольку его огромное превосходство для паровых судов получило, наконец, должное признание». Бункеровочные станции были построены в портах по всему миру, и продукция Shell снискала мировую славу. В 1922 г. с целью консолидации интересов концерна в США на базе фирмы Union Oil Company Of Delaver была сформирована Shell Union Oil Company, что положило начало стремительному росту бизнеса Shell в США. В 1919 г. Shell приобрела долю в Mexican Eagle Oil Co., но прибыль новое приобретение приносило недолго — в 1938 г. вся собственность концерна в Мексике была национализирована правительством Лазаро Карденаса.
Тем временем добыча нефти в Венесуэле продолжала расти, а в 1922 г. Shell приобрела концессии в Аргентине. Тогда же была создана British Malayan Petroleum Company, которая приобрела права на добычу нефти в Брунее (Британское Борнео), а из состава Турецкой Нефтяной Компании в 1919 г. выделилась Iraq Petroleum Company.
В Великобритании в 1931 г. создается фирма Shell-Mex & BP Ltd., что положительно влияет на экономику маркетинга как Shell-Mex Ltd (распределительно-сбытовая организация концернов Shell и Eagle), так и BP. Этой ассоциации двух гигантов суждено было просуществовать почти полвека, пока так называемое «разделение торговых марок» в 1976 г. не разъединило деловые интересы концернов, в результате чего была создана Shell U.K. Ltd (компания-оператор Shell в Великобритании). В тридцатые годы создаются и другие союзы фирм в области маркетинга, ярким примером такого партнерства служит Consolidated Petroleum Company Ltd. Последняя принадлежала одновременно Shell и фирме English-Persian и взяла на себя обязанности всех филиалов «родителей» в области маркетинга на Ближнем Востоке, Восточной и Южной Америке, а также филиалов фирмы Byrma-Shell Oil Storage & Distribution of India.
В 1929 г. Shell сделала первый шаг в химической промышленности, создав фирму N.V. Mekog в Нидерландах. Тогда же Shell Chemical Company вышла на рубежи технологии и начала выпуск химических продуктов, основанных на нефти.
Тридцатые годы ознаменованы также существенным ростом нефтеперерабатывающих мощностей и открытием нескольких новых НПЗ.
В 1938 г. Shell добывала почти 580 000 баррелей сырой нефти в день из общего количества ежедневно добываемой в мире нефти, составлявшего на тот момент 5 720 000 баррелей.
Сэр Маркуса Сэмьюэл ушел на пенсию с поста председателя правления Shell Transport в 1921 г. и вскоре после этого был награжден титулом лорда. Председателем правления стал его сын, Вальтер, который унаследовал титул отца шесть лет спустя.
Несмотря на то, что младший брат сэра Маркуса Сэмьюэл Сэмьюэл, член парламента Великобритании, всегда отдавал предпочтение банковскому делу, он оставался одним из директоров-распорядителей Shell до самой смерти в 1934 г.
Сэр Генри Детердинг, удостоившийся рыцарского звания в 1921 г., ушел с поста директора-распорядителя Royal Dutch в конце 1936 г.
На войне как на войне
С началом Второй мировой и последующей оккупацией Нидерландов центральная контора голландских компаний эвакуировалась в Кюрасао, в Лондоне оставался лишь небольшой отдел кадров. Собственность Shell на Дальнем Востоке была уничтожена, доступ в Румынию закрыт.
В этот период концерн активно сотрудничает с правительствами стран-союзников с целью обеспечения бесперебойных поставок нефтепродуктов, и в особенности авиационного керосина, автомобильного бензина и мазутов, на все фронты театра военных действий.
Важнейшее значение в производстве высокооктановых авиационных топлив приобрели НПЗ концерна в США. Химические компании Shell также помогали союзным государствам в войне с фашизмом. Shell Chemical Corporation наладила выпуск бутадиена для изготовления синтетического каучука.
Как принято во время войны, все танкеры Shell перешли в распоряжение правительства. К концу войны выяснилось, что в результате боевых действий концерн лишился 87 судов.
По окончании войны все усилия концерна были брошены на восстановление разрушенных заводов и увеличение объемов производства, развитие транспортной сети и наращивание мощностей НПЗ с целью удовлетворения спроса на нефтепродукты. Производство расширилось во всех регионах, а особенно в Венесуэле, и компании концерна очень скоро ощутили необходимость в новых источниках сырой нефти.
В 1951 г. Shell начала разведочное бурение в Тунисе и Нигерии, а к 1954 г. развернула поисково-разведочные работы в Алжире, Тринидаде и на шельфе Британского Борнео. И наоборот, месторождение в Эквадоре, разведка которого началась в 1945 г., было покинуто уже спустя пять лет.
За период с 1945 по начало 1950-х гг. стали давать нефть эксплуатационные скважины на месторождении Схунебек в Нидерландах, а также в Колумбии и Канаде. В это же время резко выросла добыча Iraq Petroleum Company. В 1956 г. была найдена нефть в пустыне Сахара.
Рост объемов добычи повлек за собой расширение действующих и строительство новых нефтеперерабатывающих мощностей, в частности, крупнейшего в Европе НПЗ в порту Пернис (Нидерланды), заводов Станлоу и Шелл Хейвен в Великобритании, Руан во Франции, Кардон в Венесуэле, Джилонг в Австралии и Бомбейского НПЗ в Индии.
Установки для производства химических продуктов на основе нефти появились в Стэнлоу и Пернисе в 1949 г., в Руане — в 1951 г., в Бере и Монреале — в 1953 г. Позднее такие установки были построены на заводах Shell в Западной Германии, Австралии и Японии.
К 1947 г. были полностью восстановлены потери, понесенные флотом танкеров концерна во время войны.
Претерпела изменения организационная структура концерна. В 1946 г. Asiatic Petroleum Company Ltd. была переименована в Shell Petroleum Company Ltd., а в 1949 г. Shell Union Oil Corporation в США стала просто Shell Oil Company. В 1955 г. деловые операции English-Saxon Petroleum Company были переданы Shell Petroleum Company Ltd. Последняя вместе с Shell Petroleum Company N.V. в Голландии стали единственными оставшимися холдинговыми компаниями концерна. Сегодня существует еще и третья — Shell Petroleum Inc., расположенная в США. Первым двум принадлежат все акции обслуживающих компаний концерна и, прямо или косвенно, все интересы Shell по всему миру, за исключением США, где бизнесом предприятий концерна руководит Shell Petroleum Inc.
По всему миру
В эти годы на долю Shell приходится одна седьмая часть мирового производства нефтепродуктов. Особенно стремительно растет добыча нефти в Венесуэле и странах Ближнего Востока. В связи с этим перед концерном встала задача проектирования и строительства танкеров дедвейтом свыше 200 000 т нефти каждый. Вскоре суда такой грузоподъемности стали основной единицей флота танкеров Shell.
Помимо роста спроса на нефтепродукты, конец 50-х гг. характеризуется изменением отношения мирового потребительского рынка к природному газу. В 1959 г. N.V. Nederlandce Aardoly Maashappei (NAM), совместное предприятие Shell и американской Esso по разведке нефти и газа, открыло в голландском местечке Гронинген одно из крупнейших в мире месторождений природного газа. Эксплуатация этого месторождения началась в 1963 г., а к началу 70-х гг. на Гронинген уже приходилась половина природного газа, потребляемого в Европе.
Специалисты предположили, что геологические условия, подобные гронингенским, превалируют также на шельфе Европы, и поисковые работы охватили все Северное море. Shell и Esso стали равноправными партнерами и вместе начали искать углеводороды на определенных участках континентального шельфа Великобритании. При этом роль исполнителя работ была возложена на Shell, а компания-оператор, работающая в Северном море, получила название Shell U.K. Exploration And Production или сокращенно Shell Expro. Сегодня эта компания является частью Shell U.K. Ltd. В 1966 г. Shell Expro открыла газовое месторождение Леман в южной части Северного моря. Затем последовали открытия других месторождений природного газа в британском, голландском, норвежском и датском секторах Северного моря. К 60-м гг. нефтяные компании уже располагали технологией морских перевозок сжиженного природного газа (СПГ), и в 1964 г. фирма Conch International Methan Ltd., 40% акций которой принадлежало Shell, заключила первый в мире долгосрочный коммерческий контракт на морскую транспортировку СПГ. Маршрут перевозок лежал из Алжира в Великобританию, срок контракта составлял 15 лет.
В 1972 г. Shell и ее партнеры — японская компания Mitsubishi и правительство Брунея — приступили к ежегодной поставке 5 млн. т СПГ по маршруту Бруней — Япония.
Через некоторое время усилия геологов увенчались новым успехом: в Северном море была найдена нефть. В 1970 г. Philips Group открыла нефтяное месторождение в норвежских водах, а в 1971 г. в британском секторе Северного моря специалисты Shell обнаружили и разведали гигантское месторождение нефти и попутного газа, получившее название Брент.
Северный ветер перемен
Для многих нефтяников 70-е гг. прошлого столетия неразрывно связаны с Северным морем, поскольку именно это десятилетие стало свидетелем открытия крупнейших месторождений в чрезвычайно сложных природных и финансовых условиях.
Разведка и разработка месторождений Северного моря стали крупнейшим направлением деятельности Shell, операции которой развернулись в датских, норвежских и британских водах. В 1971 г., вслед за открытием Брента, геологи концерна обнаружили месторождение Аук, в 1972 г. — Корморант, в 1973 г. — Данлин, в 1975 и 1976 гг. — Терн и Айдер. Опыт работы в суровых погодных условиях при разработке этих так называемых «месторождений первого поколения» был использован на новых месторождениях — Фульмар, Северный и Южный Корморант и т.д. Однако разработка Брента, открытого в британском секторе Северного моря, была признана одним из наиболее дорогостоящих и технологически сложных проектов, осуществленных силами частного капитала за всю историю человечества.
Семидесятые годы принесли нефтяной промышленности радикальные перемены. В 1973 г. многие компании-нефтедобытчики откликнулись на призыв созданной в 1960 г. ОПЕК и резко подняли цены на сырье. Год спустя спрос на нефть упал, и темпы экономического роста большинства промышленно развитых стран резко замедлились.
В то время как нефтяная промышленность приспосабливалась к новой обстановке, потребление природного газа в Европе возросло более чем в два раза, а к концу 70-х гг. почти 15% энергопотребления европейских стран приходилось на газ. Свыше половины этого сырья поступало потребителям за счет поставок Shell и ее партнеров.
В 70-е гг. рынок СПГ оставался сравнительно небольшим, но была очевидна тенденция к быстрому росту. Shell выступила одним из первопроходцев крупномасшабных проектов сжижения газа и дальних морских перевозок. Поставки СПГ из Брунея в Японию в рамках 20-годичного контракта явились первым в мире примером долгосрочной международной морской торговли СПГ. Тогда же Малайзийская компания, 17,5% которой принадлежало Shell, договорилась о поставке СПГ в Японию с 1983 г. На Ближнем Востоке Shell приобрела в собственность 15% акций Abu-Dabi Gas Industries Ltd — компании, перерабатывающей и экспортирующей жидкости, получаемые из природного газа и нефти.
В 80-е гг. начался экспорт СПГ с завода в Рувайсе (Абу-Даби). В 1989 г. Shell приступила к разработке Северо-Западного шельфа Австралии.
В ногу со временем
Вслед за ростом цен на нефть в начале 70-х гг. и последующим сокращением нефтепотребления усилия компаний Shell в области маркетинга были сосредоточены на дифференциации продуктов и услуг, рационализации и автоматизации сетей распределения и сбыта.
К концу десятилетия суммарный оборот компаний Shell составлял свыше 64 млрд. фунтов стерлингов, а их консолидированные активы достигли 50 млрд. фунтов стерлингов. Разведка и эксплуатация месторождений нефти и газа осуществлялись в 50 странах мира, добыча — в 30. Объемы реализации природного газа Shell были самыми крупными в мире после стран с централизованно-плановой экономикой. За 10 лет прирост разведанных запасов нефти и газа Shell превзошел объемы добычи, а чистые доказанные запасы концерна превысили 10 млрд. баррелей нефти и более 50 млрд. стандартных кубических футов природного газа. Заводы Shell ежедневно перерабатывали около 3 млн. баррелей сырой нефти. Выросли и масштабы химического производства, которое к концу 80-х гг. обеспечивало до 25% доходов концерна.
В норвежском секторе Северного моря Shell разработала газовое месторождение Тролль — второе по величине в Западной Европе после Гронингена. Еще два крупных нефтяных и газовых месторождения — Аугер и Булвинкл — были разведаны и разработаны в Мексиканском заливе. Платформа Булвинкл, которая была установлена на глубине 1353 фута в Грин-Каньоне, в 150 милях к юго-западу от Нового Орлеана, и по сей день является самым высоким в мире (1615 футов, то есть более 500 м) стационарным сооружением, расположенным на морском дне.
Информация:
Концерн Royal Dutch/Shell был учрежден в 1907 г. Основные виды деятельности — поиск месторождений нефти и газа, нефте- и газодобыча, переработка сырой нефти для производства моторного топлива, топочного мазута, сжиженного попутного газа и битума, реализация нефтепродуктов, нефтехимия, переработка, продажа и транспортировка сжиженного газа, строительство и эксплуатация электростанций, разработка альтернативных энергетических проектов и др.
Концерн Royal Dutch/Shell объединяет свыше 1700 компаний в 135 странах мира. В этих компаниях трудятся около 91 000 человек, говорящих на 51 языке. Компании Royal Dutch/Shell ведут разведку нефти и газа в 43 странах мира. В 2001 г. добыча нефти Royal Dutch/Shell составила 2,2 млн. баррелей в сутки (111 млн. т в год), добыча газа — 255 млн. куб. м в сутки (93 млн. куб. м в год). Розничная сеть реализации автомобильного топлива Royal Dutch/Shell включает 56 000 АЗС и ежедневно обслуживает 25 млн. клиентов. Каждые четыре секунды в одном из 800 аэропортов в 90 странах мира по меньшей мере один самолет заправляется авиационным топливом Royal Dutch/Shell. Концерн полностью или частично контролирует свыше 50 НПЗ. В 75% стран, где работает Royal Dutch/Shell, свыше половины товаров и услуг приобретается у местных поставщиков и подрядчиков.
Первый опыт деятельности Royal Dutch/Shell в России относится к первому десятилетию прошлого столетия. К 1917 г. совокупный капитал предприятий Shell в России превысил 100 млн. рублей, а объем нефтедобычи достиг 1,45 млн. тонн в год. Лишившись после революции всех своих российских компаний, Royal Dutch/Shell возобновил активную торговлю с Россией только после Второй мировой войны.
Первое представительство Royal Dutch/Shell в России было открыто в 1983 г. В 1992 г. в Москве была зарегистрирована компания «Шелл Нефть», занявшуюся сбытом ГСМ.
В июле 1999 г. в рамках проекта «Сахалин-2» Royal Dutch/Shell начала промышленную добычу нефти в России на условиях соглашения о разделе продукции (СРП). В 2000 г. концерн стал крупнейшим акционером и оператором этого проекта.
В 2001 г. Royal Dutch/Shell и НК «Роснефть» создали совместное предприятие, владеющее 7,5% в Каспийском Трубопроводном Консорциуме (КТК).
В 1993 г. Royal Dutch/Shell победила в конкурсе на право стать партнером компании «Эвихон» по разработке Салымских нефтяных месторождений в Ханты-Мансийском АО (Западная Сибирь).
В ноябре 1997 г. Royal Dutch/Shell подписала соглашение с ОАО «Газпром» о создании стратегического альянса для реализации ряда крупных проектов на российском и международном энергетических рынках.
Дата: 12.11.2003
по материалам редакции
"НефтьГазПромышленность" №2
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!