БУРЕЙСКАЯ ГЭС, ПЕРВЫЙ ГИДРОАГРЕГАТ: ВЕЛИКАЯ СТРОЙКА КАПИТАЛИЗМА

1 стр. из 1

ОТ РЕДАКЦИИ
Великие державы почему-то особенно любят строить именно гидроэлектростанции. Волховстрой, Днепрогэс, Волго-Камский каскад... Должно быть, о размахе экономики, технологий и амбиций лучше всего говорят не монументы вождям, а именно плотины ГЭС, овеществляющие метафору покорения стихийных сил природы.
Эпоха сменилась. РАО «ЕЭС России» — воплощение прагматичности: на годы вперед расписана инвестиционная программа, намечено, какие внешние рынки сбыта могут обслуживаться будущими генерирующими мощностями. Но вот наконец страна дождалась события, которое не может не вызывать ностальгическую нотку. Хорошо все-таки, что (цитируя одного из наших собеседников) «мы пока еще можем строить ДнепроГЭСы»...
Сегодня РАО «ЕЭС России» отмечает знаменательное событие, значение которого выходит далеко за пределы собственно электроэнергетической отрасли. Мы к нему долго готовились и шли — строительство Бурейской ГЭС началось во времена советского застоя и растянулось почти на 30 лет. Пуск гидроэлектростанции имеет сегодня огромное значение не только для отдельного региона — Дальнего Востока, но и для всей страны в целом. Сегодня справедливо говорят, что электроэнергия на Дальнем Востоке — самая дорогая в стране. Если в среднем по России тариф равен 72 коп./кВт.ч, то дальневосточный тариф составляет — 121 коп./кВт.ч. Это почти вдвое выше среднего тарифа на электроэнергию по России. Высокий тариф на Дальнем Востоке, если к нему прибавить еще и транспортные издержки, которые также выше среднероссийских, создает барьер и для развития промышленности, и для развития сельского хозяйства и просто не позволяет создать нормальные условия жизни для населения.
Хорошо известно, что уровень потребления электроэнергии на душу населения — это один из базовых показателей уровня жизни. Если по России в целом этот показатель составляет 6000 кВт.ч на человека в год, то на Дальнем Востоке — всего 4000 кВт.ч. Низкий уровень потребления связан в том числе и с дороговизной электроэнергии, и со сложными условиями жизни на Дальнем Востоке. Это базовая, системная проблема, которая сдерживает развитие всей экономики.
Почему это происходит, в чем причина? Особенности электроэнергетики Дальнего Востока заключаются в том, что 73% всей установленной мощности региона — это тепловые электростанции. А тепловые электростанции — это прежде всего топливные электростанции. Причем на Дальнем Востоке подавляющая часть используемого топлива — это уголь, 89% от всего объема топлива. При этом доля привозного угля, который завозится из Читинской обл., из Красноярского края и даже из Кузбасса за 3–5 тыс. км, превышает 40%. Огромные затраты на перевозки приводят к тому, что доля транспортных расходов в стоимости привозного угля значительно превышает стоимость самого топлив. И все это формирует цену конечного киловатт-часа.
В итоге очень утяжеленная энергетика сдерживает любые серьезные решения по развитию Дальнего Востока в целом. Именно поэтому пуск Бурейской ГЭС является прорывом. Что он меняет? Во-первых, на Дальнем Востоке снижаются объемы привозного топлива. В 2004 г. только пуск двух агрегатов позволит снизить потребление угля на 1,75 млн. т, к 2007 г., когда Бурейская ГЭС заработает на полную мощность, объемы привозного угля уменьшатся на 5,2 млн. т в год. Это принципиальная вещь. Экономия средств на закупке топлива в 2007 г. достигнет 4,7 млрд. руб. Это те самые миллиарды, которые сегодня должны платить население, промышленность, сельское хозяйство Дальнего Востока за привозной уголь в таких объемах. Можно понять некоторые угольные компании, которые нас критикуют за Бурею, потому что им хотелось бы и дальше продавать свою продукцию. Тем не менее здесь интересы страны в целом требуют совершенно другой логики. Мы не можем наращивать объемы потребления дальнепривозного угля на Дальнем Востоке, мы должны двигаться в обратную сторону.
Сегодня на Дальнем Востоке имеются огромные возможности гидроэнергетики. Если по России в целом использованный гидроэнергетический потенциал составляет 18%, то на Дальнем Востоке освоено всего 3,4% от всех имеющихся там гидроресурсов. Это означает, что мы обладаем на Дальнем Востоке фантастическим потенциалом для развития гидроэнергетики, который сегодня пока не научились использовать. И именно поэтому завозим гигантские объемы угля для производства электроэнергии на Дальнем Востоке. Таким образом, с одной стороны, имеются огромные возможности для развития гидроэнергетики, а с другой стороны — большие затраты на закупку привозного топлива, которые повышают стоимость конечного продукта и в итоге влияют на бюджет каждой отдельной семьи на Дальнем Востоке.
Соединение этих двух базовых стратегических аргументов отвечает на вопрос о необходимости строительства Бурейской ГЭС на Дальнем Востоке. Эта станция удвоит объем использования гидропотенциала в Дальневосточном регионе. Именно поэтому РАО «ЕЭС России» приняло для себя важное решение — довести до конца начатое строительство. И сегодня, добившись пуска первого агрегата Бурейской ГЭС, мы хорошо понимаем, что он дает Дальнему Востоку.
В этом году будут введены 2 гидроагрегата: сегодня — первый, в декабре — второй. Причем оба гидроагрегата пока будут работать на пониженной мощности. Только эти решения позволяют реально уже сейчас существенно снизить тарифы для населения. По Амурской обл. реальное снижение тарифов для населения планируется на уровне 7–8%, по Приморскому краю — 9–10%, по Хабаровскому краю — 7–8% и по Еврейской автономной обл. — 7–8%.
Но это только начало. Первый гидроагрегат работает лишь в половину мощности — это всего 185 МВт. Однако в дальнейшем, с завершением строительства всей станции, мощность первых гидроагрегатов увеличится вдвое и достигнет проектной — 333 МВт. И если сейчас реальная установленная мощность Бурейской ГЭС, принятая в эксплуатацию, составляет 185 МВт, то пуск всей Бурейской ГЭС даст 2 тыс. МВт. Это переворот в энергетике Дальнего Востока, главная цель которого — снижение тарифов, резкое повышение надежности функционирования всей энергосистемы региона.

ИСТОРИЯ С ХОРОШИМ КОНЦОМ
Я хочу подчеркнуть, что история Бурейской ГЭС долгая и сложная. Начало изыскательских работ на реке датируется еще 1933-м г., в 1985 г. был уложен первый кубометр бетона, и практически тогда же началось замедление строительства. Сократились инвестиции, темпы строительства. В 1990-е гг. эти явления стали более заметными. Достаточно сказать, что первый миллион кубометров бетона на Бурее укладывали 15 лет, а начиная с 2000 г. второй миллион кубометров бетона уложили за 2,5 года. Вот динамика темпов.
Тяжелейшая ситуация сложилась в конце 1990-х гг. по выплате заработной платы. Реально строители по 13 месяцев не получали зарплату. Практически безвыходное положение: и уехать не в состоянии, потому что не на что, и жить не на что.
После того как в 1999 г. руководством РАО «ЕЭС России» и МПС было принято стратегическое решение о необходимости возобновления проекта, уже к концу 2000 г. удалось полностью переломить ситуацию: были ликвидированы долги по зарплате и восстановлен нормальный инвестиционный процесс. Это демонстрирует динамика инвестиций в строительство Бурейской ГЭС за последние годы: 2000 г. — 1 млрд. 600 млн. руб., 2001 г. — 1 млрд. 900 млн. руб., 2002 г. — 6,2 млрд. руб., 2003 г. — 7 млрд. руб. Концентрация средств на пусковых объектах является базовым принципом эффективного управления строительством и вводом ключевых объектов. И это решение Правительства, это решение Федеральной энергетической комиссии и Министерства энергетики России, которые позволили нам сконцентрировать средства, хотя роль РАО «ЕЭС России» в этом процессе была ключевой: без преувеличения мы профинансировали 87% строительства.
Мне бы хотелось специально отметить роль Министерства путей сообщения России. В 2000 г. МПС вложило в строительство Бурейской ГЭС 800 млн. руб., в 2001 г. — 670 млн. руб. Решение, которое принимал министр МПС, в то время и первый вице-премьер, Аксененко Николай Емельянович, было важнейшим для перелома ситуации. Сегодня будет правильно и справедливо отметить тот вклад, который был сделан МПС в принятии этого решения. Без него мы сегодня вряд ли смогли день в день обеспечить ввод агрегата в строй.
Следует отметить, что и базовое финансирование строительства Бурейской ГЭС, которое обеспечило РАО «ЕЭС», появилось не само по себе. Нас много критиковали за жесткую политику по отношению к потребителям, ограничения неплательщиков, протестовали по этому поводу. Но мы навели полный порядок с платежами. Мы добились 100–процентного сбора платежей за отпущенные потребителям тепло– и электроэнергию. И это единственная основа для того, чтобы создать инвестиционный ресурс для строительства, а теперь уже и для ввода новых мощностей. Начинает работать и дает видимые результаты политика по цивилизованному сбыту, политика по бюджетированию, политика по бизнес-планированию, которые проводятся компанией.

ВЕЛИКАЯ СТРОЙКА КАПИТАЛИЗМА
Хочу отметить, что в моем понимании Бурейская ГЭС — это пример великой стройки капитализма, когда предельно эффективно выстраивалась вся работа, за счет чего значительно снижались затраты на строительство. Число занятых на строительстве человек — около 10 тыс. — примерно в 1,5 раза меньше, чем на аналогичных объектах в советское время. Большая часть работы была организована вахтовым методом. Все это дало радикальное снижение расходов и потребовало гораздо меньше инвестиций в социальную сферу.
Темпы укладки бетона вдвое превысили темпы советских времен за счет использования самой современной техники конвейерной укладки бетона. Высокая эффективность работы позволила сократить и сроки ввода объекта. При этом абсолютно никакого аврала, никакой штурмовщины. Это могут подтвердить и сами строители. Дата ввода первого гидроагрегата — 30 июня — была объявлена 3 года назад. Пуск обеспечен день в день. Все работы выполнялись строго в соответствии с графиком начиная с финансирования и заканчивая комплексом технологических мероприятий.
Хочу подчеркнуть уникальные технические решения, которые были реализованы при строительстве. Транспортная схема с использованием самолета «Руслан» позволила резко сократить затраты на доставку турбин, каждая из которых весом 85 тонн. Еще более сложная задача была при транспортировке блочных трансформаторов. Если турбина весит 85 тонн, то вес блочного трансформатора — 340 тонн. Это агрегат высотой с трехэтажный дом. Их доставка потребовала строительных работ — укрепления мостов, специальной транспортной схемы и т. д. Все работы были выполнены день в день.
Благодаря строительству станции оживилось и отечественное машиностроение. Основное оборудование Бурейской ГЭС — российского производства. Ленинградский металлический завод изготовил турбины, завод «Электросила» (Санкт–Петербург) — генераторы.
Созданы новые рабочие места, что само по себе немаловажно.
Большой эффект получили бюджеты разных уровней. Ввод Бурейской ГЭС практически удвоит доходы бюджета Бурейского района: сейчас доходы бюджета составляют 220–230 млн. руб., а благодаря работе станции бюджет будет получать свыше 500 млн. руб. Бурейская ГЭС также внесет существенный вклад в бюджеты России и Амурской обл.

ЭКОЛОГИЯ: НОВОЕ В ИСТОРИИ ГИДРОЭНЕРГЕТИКИ
Завершая, хотелось бы сказать об экологическом аспекте. Бурейское водохранилище, с точки зрения соотношения площади зеркала и вводимой мощности, в 6 раз менее травматично для экологии, чем Зейское. Сравнение будет еще более впечатляющим, если провести его с Волжской гидрогенерацией в равнинной части России. Мы провели комплексную экологическую экспертизу, касающуюся прогнозной оценки качества воды, будущего влияния водохранилища на микроклимат, на рыбное хозяйство, на почву, прорабатывались проблемы плавника и его очистки, в том числе вопросы берегоукрепления и берегоперепрофилирования будущего водохранилища.
Экологические аспекты в ходе строительства были с самого начала в центре нашего внимания, хотя о них меньше говорилось. В настоящее время подписан договор с Институтом водно-экологических проблем дальневосточного отделения Российской академии наук на проведение постоянного мониторинга по всем перечисленным аспектам. Мы способны контролировать ситуацию и отвечать за результат.
Завершая свое выступление, повторю еще раз, что сегодня, 30 июня, как и планировалось — день в день, РАО «ЕЭС России» обеспечило пуск первого гидроагрегата Бурейской ГЭС на Дальнем Востоке. 22 декабря будет введен в эксплуатацию второй. Остальные гидроагрегаты будут вводится в соответствии с действующим графиком вплоть до 2007 г., когда Бурейская ГЭС заработает в полном объеме и выйдет на полную мощность — 2 тыс. МВт, фактически полностью изменив лицо и энергетики Дальнего Востока, и, без преувеличения, народного хозяйства и образа жизни людей.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПРОЕКТНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
Сроки строительства 1976-2009 гг. (по проекту)
Ввод первого агрегата (на сменном рабочем колесе) — 2003 г. (по проекту)
Класс сооружений — первый
Установленная мощность — 2000 мВт
Гарантированная мощность — 605 мВт
Среднемноголетняя выработки электроэнергии — 7,1 млрд. кВт/ч.
Максимальный статический напор — 122 м
Полный объем водохранилища — 20,94 куб. км
Полезный объем водохранилища — 10,73 куб. км
Среднемноголетний расход — 866 куб. м/с
Нормальный подпорный уровень (НПУ) — 256,0 м
Форсированный подпорный уровень (ФПУ) — 263,4 м
Уровень мертвого объема (УМО) — 236,0 м
Площадь зеркала при НПУ — 750 кв. км
Площадь зеркала при УМО — 400 кв. км

ОТМЕТКИ НИЖНЕГО БЬЕФА
Максимальная (при Q 0,01% — 13800 куб. м/c) — 148,90 м
Минимальная (при Q 1 агр. — 360 куб. м/c) — 135,40 м

ЭТАПЫ СТРОИТЕЛЬСТВА
1985 г. начало строительно-монтажных работ на основных сооружениях.
1985 г. уложен первый бетон в основные сооружения гидроузла.
1987 г. уложен первый бетон в здание ГЭС.
2003 г., июнь, пуск первого гидроагрегата на сменном рабочем колесе.
2003 г., декабрь, пуск второго агрегата на сменном рабочем колесе.
2004 г., июнь, пуск третьего гидроагрегата на сменном рабочем колесе.
2006 г. ввод четвертого гидроагрегата на штатном рабочем колесе.
2007 г. ввод пятого гидроагрегата на штатном рабочем колесе.
2008 г. ввод шестого гидроагрегата на штатном рабочем колесе, перемонтаж и ввод агрегата № 3 на штатном рабочем колесе.
2009 г. перемонтаж и ввод агрегатов № 1 и № 2 на штатном рабочем колесе.

В. В. Путин: «Ввод Бурейской ГЭС — важное событие в жизни страны, и еще более важное — в жизни Дальневосточного региона. Я уверен, что люди почувствуют, причем не только на своем кармане, что страна уделяет внимание развитию Дальнего Востока, концентрирует здесь ресурсы: интеллектуальные, финансовые и административные. И, вкладывая ресурсы, добивается результатов».

Дата: 12.11.2003
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" №4
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!