1 стр. из 1
Сжигание природного газа как экологически чистого вида топлива должно быть максимально приближено к потребителю, что позволяет минимизировать трансмиссионные и распределительные потери тепловой энергии.
Достигнуть этого можно путем широкого внедрения автономного и поквартирного теплоснабжения, позволяющего повысить энергетическую эффективность до 85 и 92% соответственно вместо существующей при централизованном — 55–60%.
Для осуществления этой задачи при реализации программы газификации регионов России должна быть принята идеология максимальной автономизации источников коммунального теплоснабжения путем реконструкции действующих (в том числе и подвальных) и строительства новых, полностью автоматизированных, без обслуживающего персонала, автономных источников тепла (крышных, встроенных, пристроенных) с количественным регулированием отпуска тепла. Они могут быть гармонически встроены в архитектурный облик района, здания.
Как показали расчеты по проекту автономного теплоснабжения экспериментального жилого района Куркино в Москве, единовременные капитальные вложения на источники тепла (котельные) сокращаются почти на 30%, на тепловые сети — в 3,4 раза, почти на 50% уменьшается годовой расход топлива, стоимость отпускаемого тепла снижается в 2,5 раза .
При этом повышается надежность, безопасность и комфортность обеспечения теплом потребителей. Создаются условия для ввода в действие системы теплоснабжения к сроку ввода жилья и объектов соцкультбыта без замораживания огромных капитальных вложений в РТС и сети. Во многих случаях и с опережающими темпами.
Однако это не просто уменьшение мощности источника тепловой энергии и приближение его к потребителю. Это в первую очередь возможность использования энергосберегающих технологий во всей цепочке: выработка — транспортировка — распределение и потребление тепла. Это переход на принципиально новую систему количественно-качественного регулирования, обеспечивающего совпадение по времени режимов выработки и потребления тепла с наименьшими потерями и затратами. Таким образом автономное теплоснабжение обеспечивает повышение энергетической эффективности до 0,8–0,85 против 0,5–0,55 при централизованном.
Желательно, чтобы мини-котельная была не традиционным зданием промышленного типа из строительных конструкций или контейнера, а органичным дополнением к архитектурному облику жилой застройки, лучше без отдельно стоящей дымовой трубы. Последнее имеет большое значение для коммерческой привлекательности жилья, поскольку жильцы как правило не должны видеть и слышать источник теплоснабжения.
Такие решения автономного теплоснабжения могут успешно реализовываться при строительстве новых, а также при уплотнении существующих районов массовой жилой застройки, имеющих дефицит мощностей по источникам тепла. Для проектирования подобных источников Москомархитектурой при участии института и других исполнителей выпущено руководство по проектированию.
Строительство автономных источников непосредственно в жилой застройке определяет высокие экологические и санитарно-гигиенические требования к используемому оборудованию, материалам и технологиям.
Экологически чистые горелки с низкой эмиссией Nох, малошумные вентиляторы и насосы со встроенным частотным регулированием отечественная промышленность не выпускает. Не освоено производство надежных средств автоматического регулирования и управления, способных обеспечить эксплуатацию без обслуживающего персонала. Ограничен типоряд котлов отечественного производства. Указанные причины и ряд других сегодня обусловливают необходимость использования оборудования импортного производства.
Кроме того, в процессе реализации проектов автономного теплоснабжения отдельных жилых районов и застроек крупных жилых массивов могут быть решены вопросы резервирования системы газоснабжения сжиженным природным газом, установки хранения которого могут быть использованы как автозаправочные станции.
После экспериментальной проверки в Куркино вполне реальна сборка автономных источников тепла на основе экологически чистых каталитических установок с практически нулевой эмиссией Nох, что позволяет иметь котельную без дымовой трубы.
Однако при всех положительных экономических, экологических и технических результатах строительства автономных источников тепла реализовать практически эти преимущества не удается, если строительство осуществляется за счет региональных бюджетных средств, да зачастую эта ситуация повторяется и при частном инвестировании. Причина — действующие экономические законы, ведомственные положения надзорных органов, ценовая политика. Поэтому для автономных источников очень трудно определить балансодержателя, их нельзя передать ни в аренду, ни в лизинг частной эксплуатирующей организации.
Во многих регионах страны проявляется заинтересованность во внедрении энергоэффективной технологии поквартирного теплоснабжения для многоэтажных жилых домов. В ряде городов: Смоленске, Серпухове, Санкт-Петербурге, Брянске, Невинномысске, Чебоксарах, Якутске, Белгороде и др. — построены и проектируются жилые дома до 10 этажей с поквартирной системой теплоснабжения.
Система, бесспорно, позволяет использо-вать наиболее эффективный механизм энергосбережения в рыночных условиях:
• потребитель сам определяет объем потребления энергии в зависимости от экономических возможностей и физиологических потребностей;
• потребитель оплачивает только ту часть энергии, которую он фактически употребил;
• в какой-то мере решаются организационно-правовые проблемы, присущие автономному теплоснабжению, исключая из игры монопольные структуры.
Проведенные институтом расчеты и эксперименты показывают, что устанавливаемый сегодня федеральным стандартом уровень платежей населения за тепло в системе централизованного теплоснабжения может обеспечить 100% оплату затрат поквартирного теплоснабжения даже при условии установления промышленного тарифа за газ, избавляя бюджет от «черной дыры» дотаций за тепловую энергию (рис. 1).
Однако широкое распространение поквартирного теплоснабжения в России сдерживается пока еще недостаточным опытом проектирования и строительства таких систем с организационно-правовыми взаимоотношениями потребителя со всеми участниками проекта. Отсутствие нормативной базы проектирования и научно-обоснованных методов расчета может в какой-то степени компенсироваться научно-техническим потенциалом института, изучением и внедрением зарубежного опыта, которые закладываются в Технические условия (ТУ) проектирования и строительства поквартирного теплоснабжения, являющиеся основой разрабатываемой институтом нормативной базы. Но блоку проблем организационно-правового характера, обеспечивающего в первую очередь безопасность, надежность и комфортность системы, пока не уделяется должного внимания.
В первую очередь это касается вопросов осуществления надзора за безопасностью. Известно, что Госгортехнадзор по своему статусу не осуществляет надзора за безопасностью использования газа в быту. Ранее эту функцию несли соответствующие службы райгазов, горгазов, облгазов, которые, в свою очередь, находились в жилищно-коммунальной сфере.
С уходом этих структур в ведение Газпрома в жилищно-коммунальном секторе большинства субъектов федерации нарушилась система надзора за использованием газа в быту. Этого нельзя допустить при эксплуатации поквартирной системы теплоснабжения.
Практика разработки ТУ на проектирование показывает, что при всей общности технических вопросов всякий раз возникает много частных проблем, которые не имели места в предыдущем проекте. Это и вопросы обогрева лестничных клеток и подвальных помещений, отопление и вентиляция нежилых встроенных помещений, размещение, конструирование и материал дымоотводов, удовлетворение повышенного спроса на горячее водоснабжение элитных квартир, размещение газовых счетчиков и трассировка газопроводов и многое др. К сожалению, сегодня приходится сталкиваться с проблемой, как приспособить систему квартирного теплоснабжения к существующему архитектурно-строительному проекту жилого дома. Должно быть наоборот: жилой дом должен проектироваться с системой квартирного теплоснабжения, а приспособление должно остаться только для реконструкции существующего жилого дома, все жильцы которого согласны перейти на квартирную систему теплоснабжения и готовы инвестировать этот проект при льготном кредитовании и налогообложении местных властей.
К тому же не развита сеть сервисного об-служивания, отсутствует система подготовки, аттестации, аккредитации сервисных центров и надзора за их работой. Создающиеся сервисные центры за редким исключением разбиваются на звенья: газ, теплогенератор, дымоудаление, система отопления и горячего водоснабжения — все это отдельно, что вообще не приемлемо для потребителя и не практикуется за рубежом.
Требуется очертить и юридически закрепить организационно-правовые взаимоотношения потребителя со всеми заинтересованными сторонами, в том числе его собственные обязанности и ответственность за безопасное содержание и эксплуатацию оборудования, представляющего потенциальную опасность.
Без глубокой и достаточной проработки и принятия необходимых мер, обеспечивающих безопасность, надежность и комфортность для потребителя, энергоэффективная технология поквартирного теплоснабжения может потерять свою привлекательность, как это сейчас происходит в некоторых регионах с автономным теплоснабжением. Более того, эта технология может создать серьезную угрозу безопасности среды обитания человека. А если это приведет к аварийным случаям — к полному ее запрету.
В этой связи заслуживает всяческой поддержки инициатива администрации Белгородской области, которая пошла на разработку Временных ТСН и создание экспериментального полигона для отработки всех технических, экономических, экологических вопросов и решения организационно-правовых проблем.
Институт, разработав ТСН (они зарегистрированы в Госстрое), готов оказать всемерную поддержку в реализации этого проекта. Хотелось бы надеяться, что и Госстрой одобрит эту инициативу, окажет содействие. Более того, по результатам белгородского эксперимента должны быть разработаны технические требования на производство отечественных настенных котлов с герметичной топкой, могущих составить достойную конкуренцию импортным котлам.
Должна быть разработана единая государственная техническая политика использова-ния природного газа, в том числе сжиженного природного газа (СПГ), и в системе коммунального теплоснабжения с созданием экономического механизма заинтересованности внедрения энергосберегающих технологий в систему коммунальной теплоэнергетики, в том числе за счет частных инвестиций и средств потребителей, позволяющих превратить систему из «черной дыры» в систему без дотаций и субсидий.
Для потребителей, газификация которых затруднена из-за сложности прокладки газопроводов, за рубежом широко используется технология производства, транспортировки и хранения сжиженного природного газа.
Использование жидкого и твердого топлива как экологически небезопасных видов должно быть определено только на крупных централизованных источниках тепла. Причем для твердого топлива возможно строительство установок газификации.
Но и в этом случае должны быть использованы вышеприведенные новые технологические решения в звене транспортировки-распределения и системах потребления тепловой энергии.
Пересмотр государственной политики использования природного газа в коммунальном теплоснабжении по передовым технологиям позволил бы в ближайшие 2–3 года изменить структуру топливного баланса в этой сфере и почти в 2 раза сократить непроизводительные потери, сгладив социальную напря-женность реформирования ЖКХ.
Наряду с разработкой и установлением федеральных качественных и удельных стандартов необходимо создать условия для проведения единой технологической политики в области внедрения передовых технологий в коммунальное теплоснабжение и создания правового экономического механизма заинтересованности всех сторон во внедрении и использовании энергосберегающих технологий (вместо субсидий и дотаций — льготные кредиты и льготное налогообложение), перестроить коммунальное теплоснабжение из «черной дыры» бюджета и средств населения в выгодный для всех бизнес.
Дата: 12.11.2003
А. Я. ШАРИПОВ, к. т. н., директор ФГУП «СантехНИИпроект», засл. строитель России
"СтройПРОФИль" №5
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!