ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМАХ КОММУНАЛЬНОГО ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

1 стр. из 1

Сжигание природного газа как экологически чистого вида топ­лива должно быть максимально приближено к потребителю, что позволяет минимизировать транс­миссионные и распределительные поте­ри тепловой энергии.
Достигнуть этого можно путем широ­кого внедрения автономного и поквартирного теплоснабжения, позволяющего повысить энергетическую эффектив­ность до 85 и 92% соответственно вме­сто существующей при централизован­ном — 55–60%.
Для осуществления этой задачи при реализации программы газифи­кации регионов России должна быть принята идеология максимальной автономизации источников коммунального теплоснабжения путем реконструкции действующих (в том числе и подваль­ных) и строительства новых, полностью автоматизированных, без обслуживаю­щего персонала, автономных источни­ков тепла (крышных, встроенных, при­строенных) с количественным регулиро­ванием отпуска тепла. Они могут быть гармонически встроены в архитектурный облик района, здания.
Как показали расчеты по проекту ав­тономного теплоснабжения эксперимен­тального жилого района Куркино в Моск­ве, единовременные капитальные вло­жения на источники тепла (котельные) сокращаются почти на 30%, на тепло­вые сети — в 3,4 раза, почти на 50% уменьшается годовой расход топлива, стоимость отпускаемого тепла снижает­ся в 2,5 раза .
При этом повышается надежность, безопасность и комфорт­ность обеспечения теплом потребите­лей. Создаются условия для ввода в дей­ствие системы теплоснабжения к сроку ввода жилья и объектов соцкультбыта без замораживания огромных капиталь­ных вложений в РТС и сети. Во многих случаях и с опережающими темпами.
Однако это не просто уменьшение мощности источника тепловой энергии и приближение его к потребителю. Это в первую очередь возможность использо­вания энергосберегающих технологий во всей цепочке: выработка — транспор­тировка — распределение и потребление тепла. Это переход на принципиально новую систему количественно-качественного регулирования, обеспечивающего сов­падение по времени режимов выработ­ки и потребления тепла с наименьшими потерями и затратами. Таким образом автономное теплоснабжение обеспечивает повышение энергетиче­ской эффективности до 0,8–0,85 против 0,5–0,55 при централизованном.
Желательно, чтобы ми­ни-котельная была не традиционным зданием промышленного типа из строительных конструкций или контейнера, а органи­чным дополнением к архитектурному об­лику жилой застройки, лучше без от­дельно стоящей дымовой трубы. Послед­нее имеет большое значение для ком­мерческой привлекательности жилья, поскольку жильцы как правило не долж­ны видеть и слышать источник тепло­снабжения.
Такие решения автономного тепло­снабжения могут успешно реализовы­ваться при строительстве новых, а так­же при уплотнении существующих рай­онов массовой жилой застройки, имею­щих дефицит мощностей по источникам тепла. Для проектирования подобных источ­ников Москомархитектурой при участии института и других исполнителей выпу­щено руководство по проектированию.
Строительство автономных источни­ков непосредственно в жилой застройке определяет высокие экологические и са­нитарно-гигиенические требования к ис­пользуемому оборудованию, материалам и технологиям.
Экологически чистые горелки с низ­кой эмиссией Nох, малошумные вентиля­торы и насосы со встроенным частот­ным регулированием отечественная про­мышленность не выпускает. Не освоено производство надежных средств авто­матического регулирования и управле­ния, способных обеспечить эксплуатацию без обслуживающего персонала. Огра­ничен типоряд котлов отечественного производства. Указанные причины и ряд других се­годня обусловливают необходимость использования оборудования импортно­го производства.
Кроме того, в процессе реализации проектов автономного теплоснабжения отдельных жилых районов и застроек крупных жилых массивов могут быть ре­шены вопросы резервирования системы газоснабжения сжиженным природным газом, установки хранения которого мо­гут быть использованы как автозапра­вочные станции.
После экспериментальной проверки в Куркино вполне реальна сборка авто­номных источников тепла на основе эко­логически чистых каталитических устано­вок с практически нулевой эмиссией Nох, что позволяет иметь котельную без ды­мовой трубы.
Однако при всех положительных экономических, экологических и техниче­ских результатах строительства автоном­ных источников тепла реализовать прак­тически эти преимущества не удается, если строительство осуществляется за счет региональных бюджетных средств, да зачастую эта ситуация повторяется и при частном инвестировании. Причина — действующие экономические зако­ны, ведомственные положения надзорных органов, ценовая политика. Поэтому для автономных источников очень трудно определить балансодержателя, их нельзя передать ни в аренду, ни в лизинг частной эксплуатирующей организации.
Во многих регионах страны проявля­ется заинтересованность во внедрении энергоэффективной технологии поквартирного теплоснабжения для многоэтаж­ных жилых домов. В ряде городов: Смо­ленске, Серпухове, Санкт-Петербурге, Брянске, Невинномысске, Чебоксарах, Якутске, Белгороде и др. — построены и проектируются жилые дома до 10 эта­жей с поквартирной системой тепло­снабжения.
Система, бесспорно, позволяет использо-вать наиболее эффективный ме­ханизм энергосбережения в рыночных условиях:
• потребитель сам определяет объем потребления энергии в зависимости от экономических возможностей и физиологических потребностей;
• потребитель оплачивает только ту часть энергии, которую он фактически употребил;
•  в какой-то мере решаются организационно-правовые проблемы, присущие автономному теплоснабжению, исключая из игры монопольные структуры.
Проведенные институтом расчеты и эксперименты показывают, что устанавли­ваемый сегодня федеральным стандартом уровень платежей населения за тепло в сис­теме централизованного теплоснабжения может обеспечить 100% оплату затрат поквартирного теплоснабжения даже при ус­ловии установления промышленного тари­фа за газ, избавляя бюджет от «черной ды­ры» дотаций за тепловую энергию (рис. 1).
Однако широкое распространение поквартирного теплоснабжения в Рос­сии сдерживается пока еще недостаточ­ным опытом проектирования и строитель­ства таких систем с организационно-пра­вовыми взаимоотношениями потребите­ля со всеми участниками проекта. Отсутствие нормативной базы проек­тирования и научно-обоснованных мето­дов расчета может в какой-то степени компенсироваться научно-техническим потенциалом института, изучением и внедрением зарубежного опыта, кото­рые закладываются в Технические усло­вия (ТУ) проектирования и строительст­ва поквартирного теплоснабжения, являющиеся основой разрабатываемой институтом нормативной базы. Но блоку проблем организационно-правового ха­рактера, обеспечивающего в первую очередь безопасность, надежность и комфортность системы, пока не уделяет­ся должного внимания.
В первую очередь это касается во­просов осуществления надзора за безо­пасностью. Известно, что Госгортехнадзор по своему статусу не осуществляет надзо­ра за безопасностью использования га­за в быту. Ранее эту функцию несли соответст­вующие службы райгазов, горгазов, облгазов, которые, в свою очередь, нахо­дились в жилищно-коммунальной сфере.
С уходом этих структур в ведение Газпрома в жилищно-коммунальном сек­торе большинства субъектов федерации нарушилась система надзора за исполь­зованием газа в быту. Этого нельзя до­пустить при эксплуатации поквартирной системы теплоснабжения.
Практика разработки ТУ на проекти­рование показывает, что при всей общности технических вопросов всякий раз возникает много частных проблем, которые не имели места в предыдущем проекте. Это и вопросы обогрева лест­ничных клеток и подвальных помеще­ний, отопление и вентиляция нежилых встроенных помещений, размещение, конструирование и материал дымоотво­дов, удовлетворение повышенного спроса на горячее водоснабжение элит­ных квартир, размещение газовых счет­чиков и трассировка газопроводов и многое др. К сожалению, сегодня прихо­дится сталкиваться с проблемой, как приспособить систему квартирного теп­лоснабжения к существующему архитек­турно-строительному проекту жилого до­ма. Должно быть наоборот: жилой дом должен проектироваться с системой квартирного теплоснабжения, а приспособление должно остаться только для реконструк­ции существующего жилого дома, все жильцы которого согласны перейти на квартирную систему теплоснабжения и готовы инвестировать этот проект при льготном кредитовании и налогообложе­нии местных властей.
К тому же не развита сеть сервисного об-слу­живания, отсутствует система подготов­ки, аттестации, аккредитации сервисных центров и надзора за их работой. Создающиеся сервисные центры за редким исключением разбиваются на звенья: газ, теплогенератор, дымоудаление, сис­тема отопления и горячего водоснабже­ния — все это отдельно, что вообще не приемле­мо для потребителя и не практикуется за рубежом.
Требуется очертить и юридически за­крепить организационно-правовые взаи­моотношения потребителя со всеми за­интересованными сторонами, в том чис­ле его собственные обязанности и ответ­ственность за безопасное содержание и эксплуатацию оборудования, представ­ляющего потенциальную опасность.
Без глубокой и достаточной прора­ботки и принятия необходимых мер, обеспечивающих безопасность, надеж­ность и комфортность для потребителя, энергоэффективная технология поквартирного теплоснабжения может поте­рять свою привлекательность, как это сейчас происходит в некоторых регио­нах с автономным теплоснабжением. Более того, эта технология может соз­дать серьезную угрозу безопасности среды обитания человека. А если это приведет к аварийным случаям — к полному ее запрету.
В этой связи заслуживает всяческой поддержки инициатива администрации Белгородской области, которая пошла на разработку Временных ТСН и созда­ние экспериментального полигона для отработки всех технических, экономиче­ских, экологических вопросов и реше­ния организационно-правовых проблем.
Институт, разработав ТСН (они заре­гистрированы в Госстрое), готов оказать всемерную поддержку в реализации это­го проекта. Хотелось бы надеяться, что и Госстрой одобрит эту инициативу, ока­жет содействие. Более того, по результа­там белгородского эксперимента долж­ны быть разработаны технические требования на производство отечествен­ных настенных котлов с герметичной топкой, могущих составить достойную конкуренцию импортным котлам.
Должна быть разработана единая го­сударственная техническая политика ис­пользова-ния природного газа, в том чис­ле сжиженного природного газа (СПГ), и в системе коммунального теплоснабже­ния с созданием экономического меха­низма заинтересованности внедрения энергосберегающих технологий в систе­му коммунальной теплоэнергетики, в том числе за счет частных инвестиций и средств потребителей, позволяющих превратить систему из «черной дыры» в систему без дотаций и субсидий.
Для потребителей, газификация ко­торых затруднена из-за сложности про­кладки газопроводов, за рубежом широ­ко используется технология производст­ва, транспортировки и хранения сжи­женного природного газа.
Использование жидкого и твердого топлива как экологически небезопасных видов должно быть определено только на крупных централизованных источни­ках тепла. Причем для твердого топлива воз­можно строительство установок газифи­кации.
Но и в этом случае должны быть использованы вышеприведенные новые технологические решения в звене транс­портировки-распределения и системах потребления тепловой энергии.
Пересмотр государственной полити­ки использования природного газа в коммунальном теплоснабжении по пере­довым технологиям позволил бы в бли­жайшие 2–3 года изменить структуру то­пливного баланса в этой сфере и почти в 2 раза сократить непроизводительные потери, сгладив социальную напря-жен­ность реформирования ЖКХ.
Наряду с разработкой и установлени­ем федеральных качественных и удель­ных стандартов необходимо создать ус­ловия для проведения единой технологи­ческой политики в области внедрения передовых технологий в коммунальное теплоснабжение и создания правового экономического механизма заинтересо­ванности всех сторон во внедрении и ис­пользовании энергосберегающих техно­логий (вместо субсидий и дотаций — льгот­ные кредиты и льготное налогообложе­ние), перестроить коммунальное тепло­снабжение из «черной дыры» бюджета и средств населения в выгодный для всех бизнес.

Дата: 12.11.2003
А. Я. ШАРИПОВ, к. т. н., директор ФГУП «СантехНИИпроект», засл. строитель России
"СтройПРОФИль" №5
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!