МИКРОПРОЦЕССОРНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ЛИФТОВ

1 стр. из 1

Устройство УЛ выпускается с 1996 г. и зарекомендовало себя как надежное и удобное в эксплуатации.
Устройства УЛ предназначены для управления лифтами в жилых и административных зданиях с нерегулируемым и регулируемым приводом, а также для грузовых и больничных лифтов с распашными дверями.
Учитывая актуальность проблемы модернизации лифтового парка страны, в 1999 г. началось изготовление микропроцессорных устройств управления типа УЛ(М).
Устройство управления лифтом модернизированное УЛ(М) выпускается в навесном шкафу размерами 1000х700х250 мм (высота — ширина — глубина), что позволяет использовать его при модернизации лифтов с небольшими машинными помещениями. Устройство УЛ(М) предназначено для управления лифтами с нерегулируемым приводом для жилых зданий со скоростью движения кабины лифта до 1,4 м/с, количеством остановок до 24 и с возможностью объединения до 4 лифтов в группу.
При разработке устройства УЛ(М) были учтены все недостатки, с которыми встретились разработчики и изготовители устройств УЛ при их внедрении.
Большое внимание уделялось выбору надежной элементной базы. Так, выбор вместо симисторных ключей, применяемых для коммутации пускателей
в устройстве УЛ, оптоэлектронных ключей с выходным каскадом на МОП-транзисторах позволил, в связи с резким повышением их надежности, разместить ключи на микропроцессорной плате управления.
Применение электрически стираемых постоянных запоминающих устройств позволило отказаться от задания параметров устройства с помощью движковых переключателей.
С целью упрощения обслуживания и унификации подключения электрооборудования лифтов устройство УЛ(М), как и УЛ, выполнено с применением т.н. «отверточной» технологии — все его отдельные электронные платы и релейно-контакторная аппаратура соединяются между собой без пайки. Шкаф устройства — одностороннего обслуживания с удобным доступом ко всем элементам. Это облегчает задачи эксплуатирующего персонала при локализации неисправности.
Новые конструктивные решения наряду с мощным программным обеспечением позволили добиться снижения среднего времени восстановления работоспособного состояния для устройств УЛ(М) до 40 мин.
Устройство типа УЛ(М) обеспечивает работу лифта в следующих режимах:
• «нормальная работа» — смешанное собирательное управление по приказам и вызовам вниз с возможностью соединения в группу до 4 лифтов;
• «погрузка» — работа по приказам из кабины лифта, при отключенных вызовах с этажей свободная кабина отправляется на посадочный этаж после определенного программой времени ожидания, где стоит с открытыми дверями;
• «управление из машинного помещения» — управление осуществляется с панели управления устройства УЛ(М);
• «ревизия» — движение на малой скорости; управление осуществляется с крыши кабины кнопочным постом ревизии;
• «деблокировка» — режим для снятия кабины с ловителей, буферов и конечных концевых выключателей, при управлении с «панели управления» устройства УЛ(М); движение возможно только на малой скорости.
Вышеперечисленные режимы задаются переключателем (переключателями) на устройстве УЛ(М).
В соответствии с современными требованиями устройство УЛ(М) при появлении сигнала «пожарная опасность» переводит лифт в этот режим из режимов «нормальная работа» или «погрузка», при этом лифт направляется на посадочный этаж без остановок по приказам и вызовам и после открытия дверей отключается.
Устройство УЛ(М) позволяют также реализовать в лифтах режим «перевозка пожарных подразделений».
В устройстве типа УЛ(М) предусмотрена защита от ручного несанкционированного нажатия на пускатели направления движения, открытия и закрытия дверей
Питание пускателей главного привода осуществляется непосредственно от цепи безопасности лифта через ключи, что гарантирует отключение пускателей при разрыве цепи безопасности даже при наличии команды управления. Для питания цепей безопасности используется напряжение ~110 В. Выбор данного уровня напряжения был продиктован большим количеством отказов при эксплуатации устройств УЛЖ и УПЛ с напряжением 24 В на микропереключателях, контролирующих состояние дверей шахты и кабины.
При разработке устройств УЛ(М) был выбран матричный способ построения подключения аппаратуры управления, за счет чего снижается число проводов в шахте и в подвесном кабеле к кабине.
Сегодняшний, уже почти семилетний, опыт выпуска и эксплуатации устройств подтвердил правильность выбора. Использование двух матриц (матрица вызовов и индикации обособлена от остальных аппаратов) ощутимо облегчает диагностику неисправных элементов в обеих матрицах.
Построение позволяет при соединении лифтов в группу УЛ(М) — до 4 лифтов — все необходимые связи между устройствами прокладывать только в машинном помещении.
Программное обеспечение устройств УЛ и УЛ(М) индивидуально для каждого класса лифтов (жилой, административный, грузовой) и имеет свое обозначение и идентификационный номер, проверяемый на табло процессорной платы.
Такое построение программного обеспечения позволяет дополнить его сервисными функциями и расширить алгоритмические возможности в управлении лифтом.
Реализован алгоритм групповой работы лифтов, один из которых имеет до 2 подвальных остановок. В алгоритме заложена возможность установления посадочного этажа от 1 до 7.
После переключения лифта в режим «ревизия» кабина может быть автоматически установлена в зону обслуживания.
В этом же режиме возможна проверка работы привода дверей с крыши кабины.
При неисправности кнопки вызова посадочного этажа один из лифтов группы отправляется на посадочный этаж и стоит с открытыми дверями в ожидании пассажиров.
При отказе в вызывной матрице лифт выходит из группы и режима «нормальная работа» и переходит в режим «погрузка».
Перевод в режим «погрузка» возможен не только переключателем режимов устройства типа УЛ(М). При нажатии пассажиром кнопки «отмена» в посту приказов лифт автоматически переходит в режим «погрузка». После освобождения кабины лифт возвращается в режим «нормальная работа».
Устройство обнаруживает «залипание» кнопок вызовов и приказов, проверяет соответствие сигналов от подпольных выключателей, отслеживает заваривание контактов или установку несанкционированных перемычек в цепях безопасности дверей шахты и кабины, проникновение в шахту.
Режимы работы, местоположение кабины и коды неисправности высвечиваются на индикаторе платы управления.
При возникновении некритических неисправностей, например, при отказе в матрице вызовов или «залипших» кнопках, устройство способно продолжать работу,
а после устранения большинства неисправностей возвращаться в работу без переключения питания. В частности при обнаружении препятствия при закрытии дверей, после «8 реверсов» дверей и отсутствия приказов, через несколько минут предпринимается попытка вновь закрыть двери лифта, не отключая лифт по аварии.
Основу системы управления составляет микропроцессорная плата управления (ПУ). Микропроцессорное ядро контроллера ПУ гальванически развязано от внешних цепей. Плата управления осуществляет управление лифтом во всех режимах (кроме « монтажного» режима ревизии), поддержку индикации. Осуществляется постоянный контроль исправности электрооборудования лифта с выводом на индикатор платы кода соответствующей неисправности, вплоть до неисправности (пробоя) матричных диодов; проводится самодиагностика платы, в т.ч. проверка матричных транзисторов и оптотранзисторов, установленных на ПУ.
Устройство выявляет более 130 неисправностей, более 120 кодов, имевших место неисправностей (сбоев) работы лифта, которые запоминаются и сохраняются в памяти платы управления до отключения питания устройства, а 10 последних кодов неисправностей лифта запоминаются и сохраняются даже при отключения питания устройства. Просмотреть коды обнаруженных неисправностей можно при любом режиме работы лифта (функции F1, F8).
«Монтажный» режим ревизии реализуется в устройстве типа УЛ без дополнительных устройств. Для работы в этом режиме необходимо лишь наличие собранной цепи безопасности, датчиков крайних этажей и точной остановки. При этом обеспечивается выполнение всех требований ПУБЭЛ. Плата управления в этом режиме должна быть отключена.
В отличие от устройства УЛ, в устройстве УЛ(М), как уже отмечалось выше, осуществляется программирование параметров лифта с пульта управления самого устройства (функция F7).
Пользователь (наладчик лифта) сам программирует установку номеров нижней и верхней остановок, установку номера посадочного этажа и номера лифта в группе; задает контрольное время движения между этажами и контрольное время открытия (закрытия) дверей; устанавливает выдержку времени открытой двери кабины без пассажира, выдержку времени открытой двери кабины при наличии приказа; устанавливает время опускания кабины в зону обслуживания в ревизии. Программируется наличие датчика загрузки 15 кг и наличие датчика загрузки 110%; возможно изменение скорости обмена информации между устройствами при работе в группе.
На плате ПУ устройства предусмотрена специальная перемычка, удаление которой приведет к запрету изменения параметров программирования. Еще одна перемычка на плате ПУ при удалении задает режим работы устройства УЛ(М) для лифта с неподвижным полом.
В устройстве УЛ(М) предусмотрены выход информации на диспетчерскую по последовательному каналу и вход сигналов от цифрового датчика перемещения кабины.
Все сервисные функции как правило позволяют при накладке лифта проводить наладку по кодам ошибок, в редких случаях используя специальный тестер «матрицы», поставляемый по специальному заказу.
Все изложенное в данной статье позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день устройство с такими техническими и программными возможностями, предназначенное для управления пассажирскими лифтами в жилых зданиях (в т. ч. и при модернизации), является единственным, и подтверждением этому является отсутствие вышеперечисленных факторов в микропроцессорных устройствах типа ШУЛК
и УКЛ (повторяющие во всем устройство УЛ только под номерами изготовителя), выпускаемых в настоящее время в России.

Дата: 12.11.2003
ГОРЕЦКИЙ Я. Л., директор ОАО « ЦПКБ по лифтам», главный конструктор по электрооборудованию лифтов
"СтройПРОФИль" №5
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!