1 стр. из 1
Средства инженерной защиты территории, зданий, помещений, ценных предметов
и других подобных объектов. Свидетельством неуменьшающегося интереса к этому направлению безопасности могут служить результаты опросов, проводимых на московских выставках «Технология безопасности», MIPS и «Интерполитех», а также «Охрана и безопасность» и «Средства спасения. Экстрим» в Санкт-Петербурге. Статистика показывает, что наряду с такими системами, как контроль и управление доступом, охранное телевидение (CCTV) и охранная сигнализация, значительное внимание потребителей уделяется средствам инженерной защиты как важным компонентам комплексной безопасности личности, информации и имущества. Инженерная защита охватывает широкий круг вопросов, в том числе защиту периметра территории, зданий, помещений и отдельных ценных предметов. Именно здесь с успехом могут применяться современные инженерные средства защиты, гармонично вписываясь в концепцию комплексной защиты объекта.
ЗАЩИТА ПЕРИМЕТРА
Инженерные средства защиты периметра представляют собой естественные или искусственно созданные преграды.
К естественным преградам относятся неровности поверхности земли, например, овраг, труднопроходимые заросли, расположенные по периметру контролируемой зоны охраняемой территории.
Искусственные преграды выполняются в виде монолитных железобетонных или кирпичных заборов, металлических оград, а также «мягких» сетчатых конструкций. Бетонные и кирпичные заборы, как правило, имеют высоту 1,8–2,5 м, а сетчатые — до 2,2 м. Для усиления защитных свойств преграды ее укрепляют по верху кирпичными и бетонными заборами. Применяют также спирали из колючей проволоки или армированной колючей ленты (АКЛ). Защитное устройство АКЛ представляет собой оцинкованную ленту толщиной 0,5 мм, имеющую обоюдоострые симметрично расположенные шипы.
В случае необходимости возможно применение нескольких уровней (рубежей) защиты, например, путем установки двух линий ограждений на расстоянии 1–1,5 м друг от друга или использования сочетания естественных и искусственных преград. Кроме выполнения функций физического барьера, искусственные преграды могут являться конструктивной основой для закрепления вибрационных, трибоэлектрических, емкостных и других типов извещателей сигнализационных систем охраны периметра.
Существует целая группа кустарников, которые при определенной технологии посадки и обрезки создают непроходимую преграду, при этом они гармонично вписываются в ландшафтный дизайн территории. Например, боярышник крупноколючковый. Густая крона и многочисленные колючки, длина которых доходит до 12 см, делают изгородь из боярышника практически непроходимой.
При оборудовании периметра территории средствами инженерной защиты желательно, чтобы линия основного ограждения была прямой, без лишних изгибов и поворотов. К ограждению, по возможности, не должны примыкать зеленые насаждения, здания и другие строительные конструкции. В случае наличия на объекте охраны необходимо вдоль ограждения периметра предусмотреть дорогу для прохода. Персонал, обслуживающий инженерные средства защиты, должен периодически проводить регламентные работы на ограждении или около него с внешней стороны. Для этого необходимо предусмотреть специальные калитки и проходы.
ТУРНИКЕТЫ
Для прохода на охраняемую территорию используют контрольно-пропускные пункты (КПП), или, как их часто называют, проходные. Именно здесь широко применяются такие искусственные преграды, как «устройства преграждающие, управляемые, с частичным перекрытием проема», к которым, в частности, относятся широко распространенные турникеты. Более подробно с терминологией и другими вопросами данной предметной области можно ознакомиться в документе ГОСТ-Р 51241 — 98 «Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытания».
Основной задачей турникетов является регулирование движения людских потоков через проходную. Турникеты, как физическая преграда, обеспечивающая частичное перекрытие прохода на проходных, уже давно вошли в нашу жизнь. Наверняка многие помнят «механические вертушки». Неказистые с виду и малоудобные для прохода людей, эти устройства не один десяток лет несли свою службу на многих предприятиях.
Им на смену пришло новое поколение электромеханических турникетов. Следует отметить, что в последние годы наметилась устойчивая тенденция к увеличению числа отечественных фирм, производящих подобную продукцию, а также номенклатуры выпускаемых ими изделий. Так, если в середине 90-х гг. турникеты изготавливались лишь тремя-четырьмя предприятиями Центрального региона России, то в последние годы их количество увеличилось в несколько раз. Расширилась и география размещения производителей. Наибольшее распространение получили так называемые поясные турникеты, обеспечивающие в вертикальной плоскости частичное, до уровня пояса, перекрытие прохода. Поясные турникеты относительно недороги и просты в эксплуатации, что и определяет их широкое распространение.
Для обеспечения перекрытия прохода в поясных турникетах применяются вращающиеся барьеры, сдвижные и поворотные створки, вращающиеся брусья и другие подобные устройства, что и определяет их тип. Поскольку турникеты используются в местах, где передвижение больших потоков людей является штатным режимом, эти элементы инженерной защиты должны, с одной стороны, обеспечивать единовременный проход только одного человека, без задержки основного потока, а с другой, быть устойчивыми к возможным ударам по закрытым преграждающим элементам, например, по зазевавшемуся посетителю. Как показывает практика, подобное действие вполне реально.
СКОРОСТНЫЕ ТУРНИКЕТЫ («МЕТРО»)
Типичным примером подобного типа турникета могут служить, в частности, пропускные системы станций метрополитена и пригородного железнодорожного сообщения. Турникеты обеспечивают наибольшую пропускную способность. Они могут быть сконструированы с выдвигающимися створками или складывающимися дверцами различной высоты. Особенностью данного типа турникетов является то, что для организации одной ячейки прохода требуется установка двух, расположенных параллельно, функциональных модулей. Наибольшее распространение на проходных получили турникеты с «нормально-открытым» состоянием преграждающих элементов, что позволяет обеспечивать высокую пропускную способность, практически определяемую скоростью движения человека, а также достаточно высокую устойчивость к ударным нагрузкам, что обусловлено его конструкцией. Вместе с тем некоторое психологическое напряжение проходящего человека, связанное с ожиданием возможного удара преграждающими элементами, а также достаточно высокое энергопотреб-ление несколько снижают потребительские свойства изделия. Кроме того, без применения специальных мер турникеты типа «метро» конструктивно не позволяют обеспечить гарантированный единовременный проход только одного человека.
ТУРНИКЕТЫ С ВРАЩАЮЩИМИСЯ БРУСЬЯМИ
Устройства, известные под названием «триподы», наиболее распространены в настоящее время. Это обусловлено их относительно невысокой стоимостью, компактностью и возможностью гармонично сочетать с любым интерьером. Преграждающее устройство турникета выполнено в виде вращающегося блока с тремя цилиндрическими брусьями, расположенными под углом в 120 о, что позволяет обеспечить единовременный проход только одного человека.
В режиме блокировки турникета один из трех брусьев обязательно находится в горизонтальном положении, обеспечивая физическую преграду.
Для управления вращающимся блоком в турникетах применяют как электромагнитные устройства (соленоиды), так и специальные электромоторные приводы.
Для уменьшения силовых нагрузок на элементы турникета в конструкции вращающегося блока предусматриваются демпфирующие устройства (гидравлические, пружинные и т. п.).
Конструктивно корпуса турникетов могут быть выполнены в виде несущего кожуха или кожуха, установленного на жестком трубчатом или профильном каркасе.
Применение жесткого каркаса и демпфера несколько усложняет и удорожает турникет, однако позволяет ему выдерживать без деформации более высокие нагрузки.
РОТОРНЫЕ ТУРНИКЕТЫ
Устройства, которые внешне напоминают механические «вертушки». Однако в отличие от своих предшественников они имеют эстетичный внешний вид и низкий уровень шумов. Конструкция турникета позволяет обес-печить гарантированный единовременный проход только одного человека, а также позволяет обеспечить более высокий уровень защиты от внешних силовых воздействий
и неправомерных попыток преодоления турникета. Относительным недостатком роторного турникета является необходимость выделения для его установки большего, чем для «триподов», свободного пространства.
ПРЕГРАЖДАЮЩИЕ УСТРОЙСТВА С РАСПАШНЫМИ СТВОРКАМИ
Подобный тип преграждающего устройства, получивший название «калитка», достаточно часто используется в случаях, когда требуется быстро освободить широкий проход в ограждении для экстренной эвакуации или для проноса крупногабаритного груза. Кроме того, это устройство применяется как преграждающее устройство на проходных с небольшой интенсивностью прохода людей в дополнение к посту физической охраны. Несмотря на простоту, «калитка» конструктивно не может обеспечить гарантированный единовременный проход одного человека, что делает ее применение на проходных с большим потоком людей неэффективным. Вместе с тем использование «калитки» для обеспечения локальных проходов может быть целесообразным.
ОГРАЖДЕНИЯ
Ограждения применяются для формирования потоков людей и ограничения зон прохода. Они могут устанавливаться как дополнение к турникетам и калиткам или как самостоятельные элементы. Известно, что надежность системы зависит от надежности ее самого слабого элемента. Поэтому, выбирая конструкцию ограждения, необходимо учитывать, что ей предстоит «работать» в условиях порой более жестких, чем турникеты, особенно на предприятиях с большим потоком проходящих людей.
Дата: 12.11.2003
Н. В. МАЛЬЦЕВ, зав. лабораторией информационной безопасности Московского
государственного социального университета
"СтройПРОФИль" №5
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!