Прогноз социально-экономического развития. Пессимистический и оптимистический

1 стр. из 1

Прогноз составлен в трех вариантах (пессимистический, средний и оптимистический). Показатели прогноза в соответствии с отраслевыми признаками сгруппированы по 18 разделам, содержание которых затрагивает важнейшие направления социально-экономического развития города.
Реализация оптимистического сценария предполагает достижение к 2025 г.
следующих показателей по основным сферам социально-экономического развития Санкт-Петербурга.
Демография:
 рост численности населения до 4,7 млн. человек;
 повышение ожидаемой продолжительности жизни до 73,4 лет.
Уровень жизни:
 прирост реальных располагаемых доходов населения на 10% в среднем в год;
 повышение уровня среднемесячной начисленной заработной платы до $1980 (по паритету покупательной способности российского рубля);
 снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до 7% от общей численности населения.
Развитие экономики:
 обеспечение темпов прироста валового регионального продукта (ВРП) в среднем на 8,5–9% в год;
 прирост объемов инвестиций в основной капитал в среднем на 9-10% в год;
 обеспечение среднегодовых темпов увеличения объемов промышленного производства на 6–7% в год, а также значительного повышения удельного веса наукоемких высокотехнологичных производств; снижение уровня инфляции до 5–5,5% в год.
Городская среда:
 ввод в строй 3,2 млн. кв. м. жилья, осуществление капитального ремонта и реконструкции 5,9 млн. кв. м жилищного фонда в год;
 достижение обеспеченности жильем в пределах 32 кв. м общей площади в расчете на 1 жителя;
 рост обеспеченности населения торговыми площадями (организованная торговля) в 3,8 раза;
 увеличение единовременной вместимости гостиниц и иных объектов размещения туристов до 102 тыс. (в 2002 г. — 29,8 тыс.), а числа туристов, посещающих город, — до 8 млн. человек в год.
Оптимистический вариант подготовленного прогноза предполагается использовать в дальнейшем при разработке Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга на долгосрочную перспективу и Генерального плана.

СЦЕНАРНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
НА ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
1. Пессимистический (неблагоприятный) вариант исходит из осложнения внешних условий, оказывающих влияние на развитие города, и некоторого ухудшения существующей в городе структуры экономики, крайне медленных темпов проведения институциональных преобразований.
Сохранятся очень низкие темпы роста мировой экономики — не выше 15% в среднем за год. Мировые цены на российскую нефть снизятся до уровня $10–15 за баррель. Возможно обострение проблем, связанных с кризисом «экономики благосостояния» в развитых странах мира. Россия не вступает в ВТО, либо вступает на невыгодных для себя условиях. Спрос на мировом рынке оружия несколько сократится.
В экономической жизни страны и города происходит незначительное ухудшение тенденций развития. Темпы инфляции составляют 9–11% в год. Резкое снижение объемов валютной выручки российских экспортеров приведет к прекращению роста реального курса рубля. Произойдет значительное сокращение объемов импорта. Россия столкнется с необходимостью перехода к практике существенных внешних заимствований. На обслуживание внешнего долга ежегодно будет направляться в среднем $15–20 млрд. Необходимость осуществлять значительные выплаты по внешнему долгу приведет к свертыванию ряда социальных, научных и инвестиционных программ, финансируемых из бюджетной системы.
Рост тарифов на продукцию и услуги субъектов естественных монополий приведет к снижению уровня конкурентоспособности петербургских предприятий на внешнем рынке. В результате этого снизятся объемы экспортных заказов, выполняемых петербургскими предприятиями.
Опасение резкого роста недовольства населения отсутствием увеличения реальных доходов может заставить органы власти снизить темпы проведения институциональных реформ. В связи с этим экономические и социальные реформы будут осуществляться крайне медленными темпами, а по отдельным направлениям почти не продвигаться, заметных структурных сдвигов в экономике не произойдет. Город будет проигрывать в оценках инвестиционной привлекательности не только Москве, но и целому ряду других российских регионов, включая ближайших соседей по Северо-Западу. Высокотехнологичный и наукоемкий сектор экономики не будет расти. Эффективность использования природно-ресурсного потенциала (земли и иных объектов природопользования) ухудшится.
Среднедушевые денежные доходы населения будут расти крайне медленно и составят в 2025 г. 10–15 тыс. евро по паритету покупательной способности российского рубля.
Численность населения города сократится к 2025 г. до 3,9 млн. человек.
2. Средний (промежуточный) вариант предусматривает сохранение в мировой экономике тенденций, сформировавшихся в последние годы: невысокие темпы роста (3–4% в год), снижение мировых цен на нефть и газ (до $15–20 за баррель), умеренный инвестиционный и потребительский спрос. Российская Федерация продолжает интегрироваться в мировую экономику, вступив в ВТО на условиях сохранения (на переходный период) отдельных национальных преимуществ.
Все вышеперечисленное будет способствовать структурной перестройке и экономическому росту в стране и городе. Однако показатели этого роста будут невысокими. Среднегодовые темпы инфляции составят 7–9%, реальный курс рубля будет расти в пределах 2–3% в среднем в год. Реальные тарифы (без учета инфляции) на услуги естественных монополий будут расти в пределах 10–15% в 2004–2006 гг. и 5–10% — в последующие годы.
Для Санкт-Петербурга подобные внешние условия будут являться малоблагоприятными. Возникшая ситуация не будет способствовать росту инвестиций, в том числе иностранных. Основными российскими конкурентами Санкт-Петербурга на рынке капиталов останутся Москва, Ленинградская и Новгородская области. Из-за роста тарифов на энергоресурсы произойдет снижение уровня конкурентоспособности петербургских производителей на международных рынках.
Город будет развиваться во многом за счет эффективного использования внутренних ресурсов. Структурная перестройка экономики будет проходить медленными темпами. Ведущую роль в формировании ВРП сохранят промышленность (машиностроение и пищевая), транспорт и сфера услуг. Территориальная структура города также будет меняться медленными темпами. Эффективность использования природно-ресурсного потенциала (земли и иных объектов природопользования) останется на уровне последних лет.
Через морской порт будет проходить значительное количество грузов, однако прирост грузооборота окажется меньшим, чем в случае развития событий по оптимистическому варианту прогноза. Возможности для превращения Петербурга в крупный туристический центр окажутся во многом не реализованными.
Среднедушевые денежные доходы населения будут постепенно расти и составят в 2025 г. 15–20 тыс. евро по паритету покупательной способности российского рубля.
Численность населения города уменьшится к 2025 г. до 4,3 млн. человек.
3. Оптимистический (благоприятный) вариант предусматривает наличие комбинации благоприятных внешних и внутренних условий развития города. В сфере внешних международных условий, оказы-вающих влияние на развитие города, в целом сохранится преимущественно благоприятная среда, а по ряду факторов произойдет существенное улучшение качественных и количественных показателей.
Темпы роста мировой экономики увеличатся с 2,2% в 2002 г. до 2,8% в 2003 г. и превысят 4% в среднегодовом исчислении в 2004–2025 гг. Цена на российскую нефть будет составлять в среднем $20–25 за баррель. Прогноз экспорта нефти основывается на предположении о повышении спроса со стороны основных потребителей.
Процессы интеграции России в мировую экономическую систему, включая возможное вступление в ВТО, будут сопровождаться преобладанием позитивных результатов. Интеграция будет происходить на выгодных для России условиях. В течение переходного периода будут сохранены государственная поддержка сельского хозяйства, защитные меры по отношению к авиа-, авто-, а также ряду иных отечественных производителей промышленной продукции с высокой степенью добавленной стоимости, защита рынка банковских услуг от конкуренции иностранных кредитных организаций, сохранение низких внутренних цен на газ и электроэнергию. Кроме этого, будут решены проблемы снятия международных ограничений и доступа российских товаров на международные рынки, открыты новые перспективные транспортно-транзитные коридоры, проходящие через территорию России.
Значительно усилятся позиции России на мировых рынках вооружений и военной техники. Это будет связано с ростом международного авторитета государства и удачной внешней политикой России. Укрепление взаимовыгодного сотрудничества России с азиатскими странами (прежде всего — Китаем и Индией) приведет к росту доли России на мировых рынках оружия.
В части внешних (российских) условий также будет складываться благоприятная ситуация. В России будет осуществляться налоговая и земельная реформы, реформа социального сектора и жилищно-коммунального хозяйства. Продолжится осуществление взвешенной финансовой и кредитно-денежной политики, а также принятие законов, способствующих притоку инвестиций, в т. ч. за счет развития фондового рынка. Среднегодовые темпы инфляции снизятся до 5–7%, реальный курс рубля будет расти в пределах 3–5% в среднем в год. Будет продолжена работа по дебюрократизации экономики (снижению степени вмешательства государства в дела бизнеса), реформе системы государственного управления. Сохранится тенденция на снижение государственного участия в управлении экономикой, завершится реструктуризация инфраструктурных монополий в электроэнергетике, на железнодорожном транспорте и в газовой отрасли.
Благоприятные изменения внешних условий создадут необходимую базу для проведения в Санкт-Петербурге важных преобразований в сферах:
 формирования благоприятной инвестиционной политики;
 усиления роли наукоемких, высокотехнологичных и экспортоориентированных отраслей;
 диверсификации структуры экономики в сторону повышения значения сектора услуг (что соответствует тенденциям развития мегаполисов развитых стран мира);
 перехода на адресный принцип предоставления социальной помощи;
 реформирования ЖКХ;
 улучшения демографических показателей;
 модернизации и технического перевооружения производственных мощностей;
 развития транспортной инфраструктуры;
 увеличения загрузки городских предприятий ОПК.
Данный сценарий также предусматривает возрастание роли города в выполнении общегосударственных (федеральных) функций, что приведет к увеличению объемов инвестиций за счет роста федеральной составляющей.
Эффективность использования природно-ресурсного потенциала (земли и иных объектов природопользования) значительно возрастет.
Среднедушевые денежные доходы петербуржцев достигнут в 2025 г. современного уровня западноевропейских стран-членов ЕС (20–25 тыс. евро по паритету покупательной способности российского рубля).
Численность населения города в 2025 г. составит 4,7 млн. человек.

Дата: 12.11.2003
Юрий АРТЕМЬЕВ
"Петербургский строительный рынок" №7-8
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!