1 стр. из 1
— Александр Афанасьевич, пожалуйста, расскажите о проблемах, которые сегодня волнуют петербургских застройщиков.
— Думаю, что нецелесообразно говорить о каких-то отдельных, частных проблемах. Имеет смысл рассматривать положение в целом. Ведь на сегодняшний день просто нельзя сказать, что есть какая-то проблема, разрешив которую, мы станем жить лучше.
Картина такова, что все основные возможности, принципиально необходимые для ведения бизнеса в строительной сфере в Санкт-Петербурге, за которые мы боролись в свое время, сейчас достигнуты. Определенная система взаимоотношений власти и предпринимателей отстроена. Благодаря этому и активизировались строительные процессы.
Теперь, когда первый этап утверждения рыночных взаимоотношений пройдет, наша задача — подняться на новый качественный уровень. Для дальнейшего развития отрасли жизненно необходимо создать и в городе, и в Ленинградской области общий благоприятный инвестиционный климат. Сюда входят множество факторов: и налогообложение, и сроки предоставления пятен под застройку, и продажа земли в собственность, и выдача разного рода разрешений, и оптимизация работы с монополистами, и подготовка инфраструктуры (торговой, транспортной, промышленной), и вопросы урегулирования взаимоотношений между ветвями власти, и мн. др.
Создание же такого благоприятного инвестиционного климата принесет городу и всем его жителям массу плюсов. Приход в регион серьезных капиталовложений даст новые поступления в городской бюджет, обеспечит занятость населения, повысит доходы граждан, тем самым удовлетворить платежеспособный спрос на жилье. Это позволит серьезно увеличить объемы производимых работ, что предполагает более низкую их себестоимость. Думаю, что сегодня строители Санкт-Петербурга имеют необходимые мощности и ресурсы для динамичного развития.
И застройщики, и производители строительных материалов в принципе готовы к выполнению больших объемов работ.
— Существует ли проблема с пятнами под застройку? Какие наиболее перспективные направления для развития строительного бизнеса вы могли бы выделить?
— На сегодня их множество. К примеру, реконструкция домов первых массовых серий, так называемых «хрущевок». Огромные городские районы можно и нужно переустраивать. Особенно интересно в этом плане то, что «хрущевки» находятся не на самых окраинах, а значит — обеспечены транспортом, торговой инфраструктурой и пр. Очень привлекательной зоной для застройки, в том числе коттеджной и малоэтажной, является граница города и области. Вывод промышленных предприятий из центра Санкт-Петербурга способен освободить громадные территории. Наконец, кольцевая автомобильная дорога предоставляет огромные возможности создавать промышленную и жилую инфраструктуру. Кроме того, пока еще есть достаточно свободных земель в новых районах города, где можно активно вести строительство.
Так что каких-то сверхглобальных проблем с пятнами я не вижу. Другое дело, проработка новых предложений под застройку, рассмотрение вариаций развития территорий. На мой взгляд, в этом вопросе город существенно отстает от области. Об этом свидетельствует новая редакция закона «Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области». А ведь это определяющая перспективу составляющая инвестиционного климата.
Когда сегодня приходит в Санкт-Петербург крупный зарубежный оператор недвижимости, желающий создать производство, жилье, торговый комплекс, развлекательный центр, гостиницу (направления бизнеса могут быть самые разные), он начинает рассматривать рыночные предложения: что есть у риелторов, за чем можно обратиться к властям. Я думаю, что мы и местный бизнес, и власть придержащие вполне способны работать несколько «на опережение». То есть мы должны готовить свои предложения заранее. Чтобы инвестор, приходя в Санкт-Петербург, видел здесь целый спектр вариантов, куда можно вложить свои средства. Это очень и очень серьезный вопрос, над которым обязательно должны крепко задуматься наши региональные властные структуры. То, что уже делается — попытки генерального планирования, выстраивание схем общего развития города, — это очень хорошо, это дает определенные возможности для видения перспектив развития бизнеса. То, что участки под застройку готовятся, — тоже прекрасно. Но ведь очевидно, что спрос сейчас превышает предложение. Стало быть нужно активизировать, ускорить работу, предлагать больше интересных лотов.
— Вы затронули вопрос «хрущевок». Как его надо, по вашему мнению, решать? Известно, что в Санкт-Петербурге рассматриваются различные варианты реконструкции. В то же время, прошла информация, что московским коммерческим структурам будет предоставлен «испытательный полигон» для внедрения столичного опыта: полного сноса домов и строительства на их месте новых.
— Я думаю, что любой вариант является приемлемым. Дома первых массовых серий фактически уже выработали свой ресурс, многие находятся в аварийном или предаварийном состоянии. Следовательно, решать этот вопрос необходимо. А вот способы этого решения могут быть самые разные. Главное — здравая экономическая оценка того или иного варианта. Надо ответить на несколько существенных вопросов: в какие сроки выполнить работы? какие требуются вложения? какова возможность реализации нового жилья? какие имеются средства на решение задачи? Ответив вот на все эти вопросы, просчитав экономическую целесообразность различных способов ведения работ, можно и решить какой вариант предпочесть.
На мой взгляд, очень существенную роль играет географическое местоположение пятиэтажек. В престижных, близких к центру Санкт-Петербурга, районах может быть гораздо выгоднее расселить жителей, снести все «хрущевки» и построить новое, современное, высоколиквидное жилье. На окраинах же, вероятно, целесообразнее использовать различные схемы реконструкции и модернизации.
Кстати, в том, что в Санкт-Петербург придет московский бизнес, я не вижу ничего страшного. Это заставит активизироваться наших строителей. Разные подходы вызовут здоровую конкуренцию, которая будет только на пользу и городу, и его жителям.
— Александр Афанасьевич, ни для кого не секрет, что общественные слушания зачастую превращаются некоторыми политиками разного уровня в способ добывания «дешевой популярности». Как уберечь их от демагогии и направить на защиту подлинных интересов жителей?
— Известно, что самые сложные, долгие и дорогостоящие изменения — это те, что происходят у человека в голове. Невозможно искусственно создать поколение людей, «автоматически» имеющих разумное, ответственное отношение к происходящим событиям. Система самоуправления сегодня у нас только формируется. Отсюда и те негативные явления, о которых вы говорите. Неразвитость общественного сознания и низкий уровень ответственности, действительно, приводят к тому, что отдельные недобросовестные лица используют общественные слушания для достижения своих целей.
Конечно, любому человеку неприятно, когда стройплощадка наступает на дорогу, по которой он ездит, на тротуар, по которому он ходит, или когда неподалеку от его жилья начинают забивать сваи. Но ведь надо понимать, что любое строительство, в конечном счете, развивает микрорайон — совершенствует его инфраструктуру, украшает, благоустраивает. Надо научиться быть терпимее. Конечно, полностью противоречий не избежать — и это абсолютно естественно и нормально, — но их разрешение можно ввести в более цивилизованное, разумное русло. Город у нас грамотный, население — неглупое, и я думаю, что люди довольно скоро научатся видеть тех, кто, прикрываясь их интересами, на самом деле преследует интересы свои.
— Может быть, тогда имеет смысл вовсе отказаться от общественных слушаний? Ведь есть администрация Санкт-Петербурга — пусть она и решает эти вопросы.
— Не думаю, что это целесообразно. В каких-то отдельных случаях общественные слушания могут быть и полезны. Кроме того, сложность состоит еще и в том, что при той «разрешительной» схеме, которая действует в Санкт-Петербурге, городская администрация решает далеко не все вопросы. Строителям приходится пройти целую череду согласований на всех «этажах» власти. Сначала — на уровне субъекта федерации (причем ситуация здесь усложняется еще и тем, что в последнее время и депутаты законодательного органа проявляют повышенный интерес к вопросу распределения «пятен застройки»); затем — на районном; и под конец — на уровне местных муниципальных образований. И на любом этапе проект, в принципе, могут «завернуть». А это и есть те самые инвестиционные риски, которые, как я говорил в начале нашей беседы, необходимо свести к минимуму, чтобы привлечь в город капиталовложения, столь необходимые для его развития. Очевидно, что при виде всех этих препятствий, многие инвесторы просто уходят в другие города и регионы, где условия для их работы значительно благоприятнее.
Я сейчас выскажу, возможно, крамольную для многих мысль, но тем не менее.
В свое время Пиночет очень сильно продвинул вперед экономику Чили, и в частности Сантьяго, фактически разрешив строить всем и все. Конечно, были и сложности, но постепенно ситуация вошла в норму, положение стабилизировалось, все построенное было упорядочено. Конечно, метод действия Пиночета к Санкт-Петербургу не применим, но все же необходимо снять как можно больше препятствий на пути развития свободного предпринимательства. Думаю, что сейчас самое главное — найти здоровый баланс интересов городских властей, бизнес-сообщества и общественности, чтобы, с одной стороны, никто не был ущемлен, а с другой — инвестор чувствовал себя в Санкт-Петербурге комфортно.
— Но ведь есть и случаи, когда претензии местных властей к строителям вполне оправданы. Зачастую, возведя дом, рабочие покидают стройплощадку не то, что не благоустроив прилегающую территорию, но и оставив строительный мусор.
— Вот это — как раз тот случай, когда власти (как городские, так и местные) обязаны применить свои рычаги воздействия. Уверяю вас, у них достаточно сил и способов добиться от строителей как уборки производственного мусора, так и благоустройства земли. Именно это и есть прямые обязанности власти в отстаивании действительных интересов жильцов, а вовсе не организация митингов протеста по поводу начавшегося строительства. И именно поэтому я говорю о нахождении баланса различных интересов, а вовсе не о подчинении всего и вся предпринимателям. Только надо помнить, что, выстраивая этот баланс, нельзя загонять бизнес в угол, т. к. тогда он просто уйдет из региона.
НАША СПРАВКА
Ассоциация домостроителей — объединение фирм инвестиционно-строительного комплекса Санкт-Петербурга. На их долю сегодня приходится более 50% всего возводимого в городе жилья.
Дата основания организации — 3 сентября 1999 г.
Президент Ассоциации — Александр Афанасьевич Макаров.
Члены Ассоциации: «Ленспецсму», «Петербургская недвижимость», Промышленно-строительная группа «ЛСР», «Росстро», «Строймонтаж», «Строительный трест», Строительная компания «Импульс», «Стройкомплект».
Главная цель Ассоциации — объединение усилий домостроителей в интересах создания благоприятного инвестиционного климата в сфере недвижимости Санкт-Петербурга и Ленинградской области; защита интересов инвесторов; совершенствование организационных и экономических условий развития инвестиционно-строительных процессов в регионе.
Ассоциация работает над:
• усовершенствованием законодательной базы в сфере инвестиций и существующих условий инвестиционно-строительной деятельности
• планированием разработки единой политики для формирования наиболее благоприятного инвестиционного климата в строительной отрасли;
• созданием единой концепции градостроительного плана Санкт-Петербурга, который предусматривает не только соблюдение единого стиля, но и создание инфраструктуры в зоне застройки за счет инвестора;
• профилактикой взаимоотношений фирм инвестиционно-строительного комплекса с органами власти, предприятиями топливно-энергетического комплекса и городского хозяйства;
• проведением совместной политики по обучению среднего звена работников строительного комплекса.
Дата: 12.11.2003
Беседовал Михаил КУЛЫБИН
"Петербургский строительный рынок" №7-8
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!