СМУ–53. ИЗМЕНИТЬ ПЛОСКОСТЬ ПРОБЛЕМЫ...

1 стр. из 1

— Виктор Егорович, Петербург успешно отпраздновал юбилей — начинаются будни. Чем должны заняться хозяйственные службы города?  
— Трехсотлетний юбилей города — хорошо проведенная PR-акция, однако она была нужна нам для того, чтобы получить инвестиции. Да, на нас обратили внимание иностранцы, что отразилось на туристическом потоке (город, по некоторым оценкам, желают посетить до 30 млн. туристов в год). Однако мы не можем игнорировать несколько миллионов жителей Петербурга, здоровье которых зависит от качества коммунальных услуг, в первую очередь воды. Никакие победные реляции о качестве водоочистки не актуальны, если вода поступает в сети, забитые грязью. Конечно, ремонт сетей зачастую обходится дороже ремонта фасадов, и не так заметен. Но чтобы возрождение города с юбилеем не закончилось, оно должно перейти из вертикали фасадов в горизонталь коммунальных сетей.
— Виктор Егорович, коммунальные службы — монополисты, поэтому они могут диктовать условия застройщиком. Как проконтролировать принцип «равнодоступности» сетей и лимитов?
— Это и сложный, и одновременно простой вопрос. Простой, потому что решение у него есть: если мы играем в общую игру, то вести ее надо по правилам. А именно, нужно выработать ясную и прозрачную систему информирования, взаимоотношений, распределения ресурсов между монополистами, застройщиками и субподрядчиками, в том числе такими, как СМУ-53. Надеюсь, что выработке этих правил поможет появление инвесторов, желающих вкладывать деньги в наш город.
— Каким образом? Ведь обычно действует обратная логика: давайте починим сети, тогда придут инвесторы...  
— Есть цена на приобретение пятна застройки. В этой цене заложены средства  на развитие инфраструктуры. Однако чтобы инвестор был уверен в том, что средства пойдут на развитие инженерии, а также в том, что новый объект не будет простаивать месяцами без подключения инженерии, нужна система взаимоотношений, которая была бы абсолютно прозрачной и понятной. Следовать этим правилам нужно неукоснительно... Решение абсолютно простое, но в то же время очень сложное. Одно из правил игры — информационная прозрачность. Когда у нас принимают бюджет, то тысячи экспертов полгода изучают десятки статей расходов. А как бюджет закрывается? Фактически известна только одна цифра — дефицит или профицит. Кто-нибудь отчитывается, как именно бюджет был исполнен? Нет, потому что эта информация многим не выгодна. Допустим, компания выигрывает тендер по какому-то объекту. Звучит сумма в 100 тыс. долл. Но появляется ли информация о том, сколько было потрачено средств в действительности? Ведь, как правило, тендер выигрывается по демпинговой цене, а закрывается совершенно по другой.
— Одна из модных метафор современной петербургской политико-экономической риторики — это «сведение мостов»: отказ от мнимого или явного противостояния Москвы и Петербурга, и взаимопроникновение экономик этих мегаполисов. Но не окажется ли так, что в результате «сведения мостов» хорошо скоординированная и профинансированная армия московских строителей полностью изменит лицо петербургского рынка, вытеснив более рыночных, но менее конкурентоспособных петербургских строителей?
— Строительный комплекс Москвы имеет жесткое централизованное управление. Я уверен, что в переходный период экономики это было абсолютно верным решением. За то, что в Петербурге централизованная строительная отрасль была развалена, «спасибо в кавычках» господам приватизаторам. Конечно, мы перешли в рынок, пройдя конкуренцию, поучаствовав в «маркетинговых войнах» друг с другом. Может быть, это положительный момент: например, на июньском съезде строителей в Москве я ужаснулся, насколько некоторые строители не понимают времени, в которое мы живем. Однако в Петербурге сейчас за счет бюджета строится лишь 2% жилья. В Москве — до 30 — 40%. Чей результат лучше, чей подход более правилен — ответ очевиден.
Большая доля вероятности в том, что петербургским компаниям будет непросто. Если подходить с точки зрения моих личных интересов, то это плохо. Впрочем, за СМУ-53 я не опасаюсь — в своем сегменте мы конкурируем не только с московскими, но и с финскими компаниями. Кроме того, рынок многообразен... Например, большие структуры не пойдут в нишу малых заказов. Недавно мы открывали центр по продаже и сервису автомобилей «Мерседес», где наша компания выполняла автодороги и площадки. Крупной компании эта работа не была бы интересна, а фирма «Омега» и субподрядчики построили современный центр за год. Главное, чтобы обеспечивались качество и доступная цена работ, а кто строит, городу и обывателю все равно. Поэтому если рассуждать с точки зрения общей пользы, то процесс прихода капитала всегда во благо, потому что не заимствуя ни копейки из бюджета, этот капитал будет работать на развитие города.
— Виктор Егорович, может быть, для самосохранения петербургским компаниям нужно объединиться в какой-либо союз? Впрочем, у нас есть уже два союза строительных компаний...  
— На самом деле далеко не факт, что петербургский рынок раздроблен, и что пришедшие сильные игроки всех нас поглотят. Не исключено, что развитие событий подтолкнет петербуржцев не только к общественному, но и к структурному объединению. Еще когда мы «разбегались», я говорил многим своим коллегам — рано или поздно строительный комплекс должен будет объединиться, потому что компании, которые остались на рынке сегодня, неспособны выполнять большие объемы работ. Пример Константиновского дворца не показателен: там имело место задействование административного ресурса. Мы являемся соучредителем и «Союзпетростроя», и Союза строительных компаний. Но в этих объединениях мы занимаемся в основном профессиональным общением с коллегами. Встречаемся с компаниями, обсуждаем новые технологии и наработки. Проходят встречи генподрядчиков, субподрядчиков, банкиров, юристов и так далее и только.
— Какие «фронты» Вы намечаете для СМУ-53?  
— Уже не столько прогнозирую, но и участвую в работах по созданию инфраструктуры КАД. Сама дорога является только вершиной айсберга. Сам айсберг — это торговые точки, промышленные и логистические площадки, примыкающая к Кольцевой автодороге жилая застройка. Один из последних примеров — комплекс IKEA. Для всех таких объектов нужны инженерные сети. Сейчас мы работаем с Ленинградской областью, решаем вопросы нашего участия в работах на пятнах Кудрово, Юкки, где в перспективе расположатся многие коммерческие структуры. Многие из перспективных районов КАД нуждаются сейчас в развитии нетрадиционных методов водоснабжения и канализования в силу их удаленности, поэтому для небольших поселков будет целесообразным бурение скважин, локальная водоочистка, строительство водонапорных башен, локальных котелен и т.д.
— Рынок дорожного строительства централизован. Но не настало ли время для «децентрализации» заказчика, поощрения инвесторов к строительству дорог? Ведь это обеспечит, например, финансированием дороги, «втекающие» в Кольцевую, и поможет эффективно осваивать территории...
— Да, безусловно. Из сегодняшней ситуации нужно искать выходы. В  2005 году количество машин едва ли не удвоится, но им нужны дороги, мосты, заправки, парковки. Соответственно, нужно поощрять крупный бизнес к вложениям и в дороги, и в придорожную инфраструктуру. И речь должна идти не о принуждении, но именно о развитии экономических рычагов. В том числе, наверное, о введении механизма платных дорог.
Все это актуально и для развития инженерных сетей: важно учитывать, в каком состоянии они находятся. Думаю, что до 30 % средств, выручаемых от реализации «пятен», нужно направить на реконструкцию сетей. Каким образом впрямую заработать на сетях, если подходить к вопросу прагматично, не дожидаясь общего эффекта? Например, установить счетчики и взимать плату за фактически предоставленные объемы воды и энергии. Что же касается санации имеющихся систем, необходимо адресное распределение средств, без распыления. В этом поможет разработка «дефектной ведомости» существующих инженерных коммуникаций. Сделать ее должны не только сами коммунальщики, но и независимые эксперты. В зависимости от определенных приоритетов, необходимо начинать адресные работы.

Сму-53 было образовано в 1957 г. в составе Треста №37 Главзапстроя. За все время существования компания не меняла профиля своих работ, а только увеличивала ассортимент предлагаемых услуг. Деятельность фирмы по созданию инженерной инфраструктуры обеспечила нормальную работу многим промышленным гигантам Ленинграда-Петербурга. Фирма успешно прошла путь экономических преобразований и вступила на новый уровень менеджмента. Среднегодовой объем строительно-монтажных работ достиг 10$ млн. Нашими заказчиками в минувшее десятилетие были крупнейшие отечественные и зарубежные фирмы.
Заказчикам предлагаются как традиционные технологии и материалы, так и новейшие, учитывающие конкретные природные условия. Все работы выполняются под «ключ» с гарантией от 1 до 5 лет. Современное строительство требует постоянного обновления знаний и повышения квалификаций всех участников производственного процесса. СМУ-53 планомерно проводит политику повышения качества работ на всех этапах строительства. В ноябре 2001 года фирма успешно прошла аттестацию на соответствие качества ее работ стандарту ISO 9002.

СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 191014, Санкт-Петербург, Ковенский пер., д.21 Тел./факс: (812) 272-4138, (812) 272-6443 E-mail: info@smu-53.ru www.smu-53.ru

Дата: 12.11.2003
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" №5
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!