1 стр. из 1
— Развитие Санкт-Петербурга и, в частности, индустрии туризма потребует строительства новых жилых массивов, гостиниц, расширения индустрии общепита, досуга, розничной торговли и многого другого. Опыт строительства «Манежа» в Москве и аналогичных комплексов в ряде европейских городов показал, что в подземном пространстве могут быть эффективно и компактно реализованы прагматичные, но при этом масштабные инженерные решения. Однако достопримечательности Санкт-Петербурга в большинстве расположены в непосредственной близости от русла Невы. Насколько перспективно освоение подземного пространства в этой зоне?
— В Петербурге, в принципе, можно реализовать любой проект. При этом решающим является то, какое именно принять конструктивное решение и во сколько оно обойдется. По моему мнению, обсуждать вопрос в общем плане бессмысленно: нужно рассматривать конкретный проект, анализировать составляющие его бизнес-плана.
И, разумеется, если проект окупается, строить, если нет — отказываться. Однако, есть у нас категория социально значимых объектов и, в частности, метрополитен — здесь фактор стоимости не должен быть решающим: как не сложны были бы гидрогеологические условия, мы должны восстановить сообщение на трассе метрополитена.
Я склонен видеть перспективу освоения подземного пространства города Санкт-Петербурга скорее в тех проектах, которые не потребуют масштабных инвестиций. Что касается разработок, где необходимо проникновение на несколько уровней, то не обязательно рассматривать их рядом с невским руслом. У нас в городе есть выходы кембрийских глин, и строить подземные комплексы в них намного перспективнее. Конечно, и там есть вода, но нет проблем с плывунами. Таким образом, при освоении подземного пространства Санкт-Петербурга необходимо учитывая реалии гидрогеологических условий конкретных участков и направленность проектов.
— Одна из задач ближайшего будущего — возобновление работ на комплексе защитных сооружений Санкт-Петербурга... Насколько гидротехники города готовы к предстоящим масштабным работам?
— Комплекс гидротехнического строительства Санкт-Петербурга и сохранился и не сохранился... Я сам воспитанник школы Политехнического института, гидротехнического факультета, кафедры гидротехнических сооружений и эпопея строительства дамбы развивалась на моих глазах. Чтобы ответить на этот вопрос, надо анализировать гносеологические корни развития событий. Строительство дамбы возглавлял Юрий Константинович Севенард, в ту пору один из ведущих гидростроителей страны. Он смог сделать главное, что требовалось — привлек на стройку лучшие кадры. На дамбе трудилась не только инженерная, но и рабочая элита гидротехнического строительства — специалисты Красноярска, Зеи, Чиркея, Саян и ряда других гидроэнергетических строительных площадок. Таким образом, был создан уникальный коллектив, работающий как единый организм. Для этого коллектива строилось жилье, были созданы уникальные строительные базы в Горской и на Бронке.
То, что произошло затем с консервацией строительства и развалом имеющихся наработок, производит крайне тяжелое впечатление. Если оценить средства, которые были потеряны, я полагаю, что их хватило бы, чтобы достроить дамбу без «надрыва» и вновь выделяемых колоссальных средств. Полагаю, что кроме новых объектов комплекса сейчас нам придется восстанавливать процентов 40 того, что было построено.
Впрочем, это коснулось практически всех основных гидротехнических строек страны. Сейчас ведется строительство лишь двух крупных объектов — Бурейской и частично Богучанской ГЭС; ведется строительство гидроузлов в Дагестане. Мы принимали участие в строительстве гидроузлов на Камчатке. Один гидроузел достроить, что называется, успели, а второй, где под плановое финансирование был созданы рабочий коллектив, инфраструктура, изготовлены гидроагрегаты, был раскрыт котлован, разработан отводящий канал ГЭС, уложен бетон в фундамент турбинного зала — «повис в воздухе» из-за недостатка финансирования. Четыре гидроагрегата, каждый весом около 20 т, общей мощностью 2,5 Мвт, пылятся без дела, и никто не знает, дождутся ли они своего часа... Мы сейчас спокойно смотрим на то, что делается в гидроэнергетике, лишь по той причине, что пока еще не начался значимый рост отечественной промышленности, и мы не столкнулись с проблемой энергодефицита. Однако рост мощностей в энергетике должен опережать рост потребностей промышленности, иначе недостаток энергии станет сдерживающим фактором развития экономики.
Тем не менее, люди никуда не пропали. Да, старшее поколение гидротехников состарилось и выбыло по возрасту. Сегодня серьезную проблему гидротехническое строительство испытывает из-за дефицита специалистов среднего возраста — те, кто сейчас мог бы стать начальниками участков и строительных управлений, изготавливают пластиковые окна, работают в торговле, строят дома... Считаю колоссальной ошибкой ликвидацию гидротехнического факультета в Политехническом институте, и это при наличии такого гидротехнического рынка, каким является наш город. Существенно снизился уровень профессорско-преподавательского состава: многие дееспособные преподаватели ушли. Только с кафедры гидротехнических сооружений, на которой проработал более 20 лет, 7 кандидатов наук ушло в торговлю мебелью. Все это — несостоявшаяся профессура, передаточное звено от старших к младшим. Остались те, кто и раньше не умел работать, кто был удовлетворен зарплатой в 2 тыс. рублей... Ведь сейчас вузы должны учиться зарабатывать деньги на знаниях. Но остались и учат студентов в большинстве именно те, кто сам не умеет ни работать, ни зарабатывать...
— Провокационный вопрос: при наличии рынка работ внутри города, необходимо ли Петербургу воссоздание «стройки века», дамбы?
— Мы, как правило, забываем о том, что собой представляет дамба. Только последнее время эта тема стала объективно освещаться в печати. Комплекс защитных сооружений это не только защита территории города от наводнений, но и радикальное решение проблемы автотранспорта. Когда из-за конъюнктуры проект начали валить, то про дорогу «забыли», и разговор шел только о функции защиты. На первом плане тогда обсуждался фактор экологической безопасности Маркизовой лужи. Хотя если бы вопрос экологии в то время рассматривали корректно, то учли бы и значение объездной автодороги для города: вывод транзитного автотранспорта позволил бы существенно снизить загазованность городских улиц, сохранить фасады и фундаменты многих зданий, на реставрацию которых расходуются миллионы бюджетных средств. Необходимо учитывать и тот факт, что в целом дамба не ухудшает состояния акватории Балтики.
— Каким Вы видите возрождение комплекса гидротехнического строительства?
— Проблема гидротехнического строительства должна быть осознана на государственном уровне. И мы придем, к воссозданию этого комплекса соответствующего перспективам развития страны. И дело не только в строительстве защитных сооружений. Например, в Петербурге много вопросов, которые должны решать гидротехники. Это развитие портов и береговых линий города, реконструкция мостов и набережных, освоение новых парковых территорий, очистка водоемов, водозаборы промпредприятий и многое другое. Работы полно и только ленивый ее может не видеть. Отрадно, что наши коллеги ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева развивают тематику безопасности гидротехнических сооружений, освоили производство добавок в гидротехнические бетоны, активно осваивают тематику городской гидротехники.
У нас имеются специалисты, которые в состоянии квалифицированно решать многие технические вопросы. Необходимо вернуть их обратно в гидротехнику... Их нужно доставлять на работу и домой, отправлять в отпуска по расписанию, обеспечивать повышение квалификации. К сожалению, мы работаем не такими гибкими методами. Из-за этого мы не осваиваем и зарубежные рынки. Хотя, насколько мне известно, например, Сирия кроме наших специалистов не видит других. До сих пор там испытывают необходимость в работе наших инженеров, и это отрадно.
Изменение подхода к гидротехнике на государственном уровне не за горами. Правительство тратит колоссальные средства на ликвидацию последствий наводнений в регионах. Вспомним Якутию, Кубань и другие районы страны. Гидротехники могли бы существенно снизить эти расходы. При этом не было бы и морального ущерба, расплачиваются за который местные власти.
— Может быть, на ответственных объектах, таких как дамба, необходимы разумные альянсы с зарубежными специалистами — гидротехниками?
— Дело не в том, кто будет строить дамбу — россияне или иностранцы... Важно понимать, зачем мы делаем тот или иной шаг. Я — государственник и считаю, что в строительстве, тем более если оно идет по кредитной линии, конечной целью является не только завершение и сдача объекта в эксплуатацию, что, безусловно, является определяющим. В данном конкретном случае не менее важно сохранение и развитие отечественной школы гидротехнического строительства. На сегодняшний день эта задача является генеральной. Для того чтобы ее решать, нужно иметь знания, смелость и понимание того, что выплачивать по кредитам придется — нам, а не привлеченным иностранным специалистам.
Дата: 12.11.2003
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" №5
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!