1 стр. из 1
— Олег Сергеевич, тему фортов мы затронули в прошлом интервью, а сейчас, в разгар туристского сезона, самое время к ней вернуться. Как сейчас обстоят дела с развитием военно-исторического наследия, украшающего акваторию «Маркизовой лужи»?
— Проблема освоения фортов продвинулась очень активно после того, как значительная часть этих сооружений была передана в ведение администрации Кронштадта, а соответственно — Петербурга. Благодаря этому освоение этого наследия пошло более активно. В настоящее время заключается ряд договоров аренды с разными предприятиями, такими как «Кантемировский мост», корпорация «Петербургская Недвижимость», «Шанц». На наиболее интересных объектах создается инфраструктура для обслуживания туристов.
— Получается, что сейчас освоение фортов осуществляется несколькими арендаторами. А не приведет ли это к тому, что возможность создания единого комплекса будет утрачена?
— Не думаю, потому что, во-первых, сейчас Министерством культуры РФ фортам придан статус памятников федерального значения. Речь идет лишь о передаче их в долгосрочную аренду. КГИОП уполномочил нас регламентировать использование всех фортов. Конечно, на каждом объекте будет создана музейная часть, это в концепции, но основное пространство будет использоваться по–разному.
«Единый хозяин» — вариант идиллический, хотя именно он рассматривался в советское время, когда начиналась разработка концепции, и под таким оператором подразумевалась, разумеется, государственная структура. Но сейчас ситуация другая — для развития фортов нужно взаимодействовать с бизнесом. Думаю, что в перспективе может возникнуть единая управляющая структура, которая при договоренности с арендаторами сможет концептуально сплотить весь комплекс. Она, как минимум, должна обладать собственным мелкоразмерным флотом для осуществления транспортной функции. Вообще интерес к комплексу фортов придет «во время еды» — когда будет вскрыт весь потенциал этих объектов.
— Какие из фортов наиболее перспективны для освоения?
— У крупных фортов хороший потенциал для шоу, в том числе рок-концертов, оперных постановок. Наиболее известен форт «Александр I» — там прекрасная акустика. Думаю, что форт обладает гораздо большим медийным потенциалом, чем «Байярд». На Александре I уже неоднократно проводились шоу-концерты. В промежутках между шоу туда тайком пробираются туристы, а моряки за небольшое вознаграждение показывают им лазейки. На «Константине» проводятся фестивали бардовской песни. На форте «Шанц» в день международного саммита, во время празднования трехсотлетия Петербурга, прошел 24-часовой музыкальный марафон — кстати, это остроумное решение позволило добровольно вывести за городскую черту значительную часть «активной молодежи».
— Насколько этими объектами интересуются иностранцы — наиболее денежные туристы и потенциальные инвесторы?
— Форты охотно посещают скандинавские яхтсмены. Вообще, сейчас определенную активность проявляет финская индустрия туризма — осуществляются вложения в старинные поселения, Выборг, Лугу. Проявился феномен так называемого «ностальгического туризма», когда финны разыскивают свои старинные имения на Карельском перешейке, приводят их в порядок для возможности приехать на место... Думаю, что для иностранцев форты привлекательны: достаточно сказать, что в мире существует международное общество любителей фортификационных сооружений. Аналогичные оборонительные комплексы, ориентированные на туристов, имеются в Свеаборге, Портсмуте. На примере кронштадтских фортов, которые создавались в течение двух веков, можно увидеть, как со временем изменялись подходы к строительству таких комплексов — например, по мере развития артиллерии, стены сооружений постепенно «разворачивались». Если план старинного петровского Кроншлота еще представляет собой башню, то «Александр», «Обручев», «Тотлебен» в плане уже разворачиваются. Потрясает капитальность этих сооружений.
— Вероятно, имеется и хороший потенциал для развития военно-исторической, державной темы?
— Безусловно, форты имеют отличный потенциал патриотической темы и, соответственно, внутрироссийского туризма. Они связаны с историей флота, артиллерии. Наша концепция связывает это направление с возрождением «материальной стороны» военной составляющей — необходимо разыскать и установить сохранившиеся образцы или создать муляжи орудий. Сохраняя Свеаборгскую систему фортов, финны, в отличие от нас, сохранили старинные крупнокалиберные орудия тульских заводов. Ведь, когда на фортах появятся дети, особенно мальчишки, то очень важна возможность своими глазами увидеть образцы вооружения. На мемориале «Красная горка», например, установлены даже образцы бронепоездов, дальнобойной артиллерии.
Вероятно, проблема будет решена, когда к ее решению подключатся артиллерийский и Военно-морской музеи. Кстати, имеется рабочий проект музея Артиллерии на форте «Константин». Кроме того, по мере исследования дна Балтийского моря со дна поднимают много старинных орудий. Да и на самом «Константине», например, старинных орудий полно — когда создавалась бронезащита, то стволы укладывались в бетон в качестве арматуры.
— Какова еще возможная «функциональная» судьба фортов?
— Помимо исторической темы, форты могут быть базой для спортивного направления — дайвинга, аквабайков, яхтенного спорта, пейнтбола, альпинизма.
У нас есть первичные проработки по использованию береговых фортов. Есть удивительный, неосвоенный форт «Ино», где может быть создан великолепный зоопарк, аналогичный Берлинскому. Там огромная территория, с полуразрушенными бастионами. Думаю, что в перспективе какой-то из аналогичных проектов будет реализован. Форт «Зверев» (названный по имени создавшего его военного инженера) может быть использован как место для романтического туризма. Длительное время там сжигали мазут, и кирпичная кладка, оплавляясь от огромных температур, превратилась в удивительные «сталактиты». Этим фортом интересуются экологи, которые хотели бы использовать его как базу.
— Каково оптимальное решение по транспортной схеме соединения фортов?
— Недостаток варианта водного транспорта — сезонность и зависимость от погодных условий. — интерес к фортам Кронштадта будет возрастать по мере строительства кольцевой автодороги. Рассматривается вариант соединения фортов, непосредственно примыкающих к дамбе, с помощью понтонной переправы. Также для VIP-клиентов возможен вариант вертолетной переправы, в частности, вертолетная площадка запроектирована на форте «Александр I». Думаю, что в перспективе возникнут проработки других транспортных решений — например, подводные тоннели.
Дата: 12.11.2003
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" №5
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!