САМЫМ СТАРЫМ ЗДАНИЯМ — САМЫЕ НОВЫЕ РЕШЕНИЯ

1 стр. из 1

В 90-х гг. прошлого века началось масштабное проведение гидроизоляционных мероприятий в зданиях комплекса Русского музея в Санкт-Петербурге. Начало было положено в Строгановском дворце. Затем был черед Михайловского дворца. Потом пришла очередь Мраморного дворца. И, наконец, закончили Инженерным замком.
Первоочередное внимание при выполнении гидроизоляции было уделено подвалам и заглубленным частям зданий. Прежде всего была проведена горизонтальная отсечка (один из элементов гидроизоляции) в этой части строений. Именно здесь кирпич контактирует с грунтом, происходит выделение солей, их набухание, капиллярный подсос с дальнейшим распространением влаги и солей вверх по стенам. В результате происходит разрушение конструкций, обесцвечивание декора.
Сначала в качестве гидроизолирующих материалов достаточно широко применялись битумные мастики, срок службы которых 5–8 лет. Затем стали шире использовать материал, в основе которого гранулированная бентонитовая глина. Бентопанели (бентоматы) применялись как для проведения горизонтальной «отсечки», так и для выполнения вертикальной.
В основном для гидроизоляции подвалов комплекса зданий Русского музея употреблялись итальянские и английские бентопанели. Они качественны, технологичны в работе, сокращают время проведения мероприятий.
Кроме итальянских и английских гидроизолирующих материалов, у нас широко применялись немецкие. Конечно, были задействованы и отечественные материалы. Цена их в 2–3 раза ниже импортных, но, как правило, это сказывается и на качестве.
Самое простое объяснение этой проблемы — практически прекращение массового производства гидроизолирующих материалов у нас в стране вплоть до 90-х гг. Так, еще 10 лет назад появившиеся сухие смеси для наших специалистов были чем-то вроде откровения. А ведь многие их преимущества вполне очевидны. Сейчас сухие смеси отечественных производителей присутствуют на рынке. Но относительно как этих смесей, так и всего ряда гидроизоляционных материалов отечественного производства у специалистов существует определенное мнение: у нас практически отсутствует контроль качества при их производстве.
И это при том, что строительная химия, а особенно производство гидроизоляционных материалов, требуют строжайшего соблюдения технологий, жесткого контроля рецептуры. Чрезвычайно важны сроки и условия хранения уже произведенных материалов.
Последнее требование диктует вынужденную необходимость применения двойной гидроизоляционной защиты при работе с отечественными материалами. Ведь сухие смеси, к примеру, имеют срок хранения 1–2 года. Но сколько они действительно пролежали на складе? Контроль за сроком хранения зачастую у нас отсутствует. К тому же, изучить гидрогеологическую обстановку места проведения гидроизоляционных мероприятий порой очень сложно. Полностью учесть все аспекты невозможно. Природно-климатические условия, например, влажный климат Петербурга с температурными перепадами, приводят к выводу, что часто необходима двойная, а то и тройная защита от влаги. Здесь недостаточно создание одного противофильтрационного барьера, даже при использовании самого передового гидроизоляционного материала.
Именно такие гидроизоляционные материалы — самые новые, последнего поколения, самые качественные и надежные — используются при воссоздании зданий Русского музея. Такой же тщательный подход здесь и к выбору технологий. Выбор определяют и особенности материала, и конкретная ситуация, и дальнейшие условия эксплуатации.
Важнейший момент при проведении гидроизоляции — проверка качества проделанных работ. К сожалению, ее можно провести лишь по завершении мероприятий. В самом процессе работ контроль качества практически невозможен.
Но недавно появилось оборудование — так называемая «микроволновая сушилка». Сначала мы получали эти установки из Германии и Польши. Теперь работаем с подобным оборудованием отечественного производства.
Принцип работы этой «сушилки» достаточно прост. Необходимую поверхность просушивают перед началом гидроизоляционных работ, снимают ряд показаний. Затем проводят гидроизоляцию, снова высушивают поверхность и опять снимают показания.
Таким образом, «микроволновые сушилки» позволяют не только высушивать поверхность, но и оценивать степень поражения ее влагой. К тому же, это оборудование позволяет работать и зимой, при минимальной температуре до +5°C. Это очень важно, т. к. вся строительная химия, все полимерные составы подвержены замерзанию и не твердеют при низких температурах.
Конечно, для осуществления всех этих действий нужно определенное время, впрочем, как и для проведения всего комплекса работ по гидроизоляции, которая требует особой тщательности и даже неторопливости.
При устройстве гидроизоляции в Русском музее мы использовали немецкие «сушилки» MWTA 1.1 фирмы «MTB», польские — ТИМ фирмы Plazmatronica, отечественные — «М-Муравей» фирмы «Ингредиент».
Работами по гидроизоляции охвачены не только все здания Русского музея, но и фортификационные сооружения Михайловского замка. В первую очередь ведется восстановление в прежнем виде уникальной водной системы у стен замка и в прилегающих парковых зонах.
Гидроизоляционные работы в комплексе зданий Русского музея проводятся Инженерным центром, специально созданным здесь. Его специалисты проводят обследования, разрабатывают проекты, дают рекомендации, занимаются экспертизой. Все это включает мероприятия по гидроизоляции подвалов, заглубленных частей зданий, межэтажных перекрытий, а также фортификационных сооружений, в первую очередь — каналов.
Неоценимую помощь специалистам Русского музея по проведению гидроизоляции оказывает своими консультациями Восточно-Европейский Союз экспертов (секция «Дефекты и повреждения в строительстве»). В этом Союзе Россию представляют 40 специалистов из Москвы, 12 — из Санкт-Петербурга, остальные — немцы, болгары, венгры. Это научные сотрудники вузов, НИИ и практики фирм и компаний.
Их мнение, как и мнение всех других высокопрофессиональных специалистов в области гидроизоляции, нам очень важно. Ведь проведение этого вида работ в зданиях, являющихся архитектурно-историческими памятниками, очень сложно, но вместе с тем и интересно. Опыт по проведению гидроизоляции, накопленный за десятилетия сотрудниками Русского музея, имеет неоценимое значение и в современном строительстве.
В проведении гидроизоляционных мероприятий в современных и старинных зданиях есть  много общих моментов, но существует и разница. Во всяком случае, интересны и полезны сравнения, проведение параллелей, выявление аналогий. Например, если рассмотреть геометрию строительных конструкций, то можно отметить, что общая особенность геометрии подавляющего большинства строительных конструкций состоит в преимущественном развитии поверхностей по сравнению с толщиной при последовательном и неуклонном сокращении объемов. По этой причине вода и влага в основном проникают в толщу конструкции преимущественно со стороны упомянутых развитых поверхностей и по дефектам сплошности объемов — трещинам, стыкам и швам. Вот здесь и должен проходить первый и основной фронт гидроизоляционной защиты. Кстати, в силу ряда причин достаточно надежной и долговечной может быть только такая гидроизоляция, которая формирует не один барьер для проникновения влаги, а два или три, дублирующих друг друга и работающих независимо. Возвращаясь к предыдущему, из особенностей геометрии строительных конструкций можно вывести основные требования для оценки качества материалов и технологий, применяемых для создания первого барьера гидроизоляционной защиты.
В зависимости от текущего и прогнозируемого состояния конструкций и узлов, а также источников и интенсивности поступления воды и влаги, определяется оптимальная схема гидроизоляции, которая является фактически неделимым  сочетанием материалов и технологий. Отсюда проистекает вывод, почему-то с трудом воспринимаемый даже специалистами, о том, что в принципе не может существовать идеального гидроизоляционного материала, пригодного для всех случаев, равно как и идеальной универсальной технологии гидроизоляции. Хотя, конечно,  унификация материалов и технологий, создание типовых схем для типовых условий реально существуют в практике гидроизоляционных работ, но их дальнейшая разработка должна всячески приветствоваться.
Типовые схемы гидроизоляции не следует путать с так называемыми системами совместимых материалах и технологиях, которые в принципе могут быть разработаны для совершенно разных, в том числе и уникальных схем гидроизоляции. В этой связи необходимо также отметить существенную разницу между новым строительством и эксплуатируемыми (историческими) зданиями и сооружениями с точки зрения их гидроизоляции.
В новом строительстве, где легко доступны все поверхности и полости, выполнять гидроизоляцию значительно проще как с точки зрения материалов, так и технологий. Для этого простейшего случая можно попытаться сформулировать самые общие требования или представления об идеальных материалах и технологиях, с которыми затем можно будет сравнить свойства реальных материалов и технологий, чтобы в общих чертах оценить их качество. Итак, идеальным мог бы считаться такой абсолютно водонепроницаемый материал, который обладал бы хорошей адгезией к основе (причем как влажной или мокрой, так и сухой), был бы сплошным, т. е. без швов и стыков, деформировался бы без разрывов вместе с основой и не ухудшал бы существенно своих характеристик с течением времени. Т. е. время старения гидроизоляции должно быть сравнимо с временем старения основных строительных материалов и сроками эксплуатации зданий и сооружений. Идеальная технология гидроизоляции должна характеризоваться максимальным количеством технологических операций и ограниченным числом, а еще лучше — полным отсутствием специальных механизмов и инструментов, возможностью выполнения при разных температурно-влажностных условиях окружающей среды и в сжатые сроки.
Но есть реально существующие современные гидроизоляционные материалы и технологии, не соответствующие этим требованиям. В целом мы еще очень далеки от идеального, даже с определенными оговорками. И это, повторяю, для сравнительно простых и ясных условий нового строительства.
Если же говорить о ремонте и реконструкции эксплуатируемых зданий и сооружений, особенно исторических, то проблема оптимальной гидроизоляции здесь усложняется многократно: и вследствие затрудненного доступа, и из-за не до конца ясных, как правило, причин явных и скрытых дефектов и повреждений, и практически не фиксируемых условий эксплуатации (а главное, тех или иных отклонений от нормальных условий), и вследствие старения строительных материалов и конструкций. Последнее иногда приводит к существенным изменениям физико-химических характеристик.
Кроме этого, дефекты гидроизоляции всегда в той или иной степени связаны с конструктивными недостатками зданий и сооружений. Вода благодаря своей текучести и высокой проникающей способности является фактически одним из лучших индикаторов состояния конструкции, ее «здоровья». Незначительные дефекты, не приводящие к возникновению аварийных ситуаций, должны устраняться при проведении плановых эксплуатационных и косметических ремонтов. Чтобы адекватно отслеживать состояние конструкции во времени, необходимо незамедлительно выявлять, устанавливать и фиксировать точные причины возникновения дефектов и повреждений.
Для грамотной эксплуатации совершенно недостаточно просто ликвидировать протечки или избавиться от избыточного увлажнения. Должен быть точный диагноз их возникновения с точной привязкой к оценке состояния конструкции в целом. Поэтому любые работы по гидроизоляции эксплуатируемых зданий и сооружений должны предваряться работами по обследованию соответствующих строительных конструкций или их элементов. Правильная и объективная оценка состояния конструкций позволяет, среди прочего, выбрать оптимальный вариант гидроизоляции, т. е. материал и технологию, из огромного числа других, также подходящих, на первый взгляд, вариантов. Оптимальный вариант отличается от прочих альтернативных наилучшим соотношением эффективности и затрат. Выполненные работы по гидроизоляции, как правило, имеют побочный положительный эффект (улучшается текущее состояние конструкции), который также необходимо знать, оценивать и учитывать при дальнейшей эксплуатации.
Приведем элементы зданий и сооружений, которые в наибольшей степени подвержены дефектам, требующим повышенного внимания к гидроизоляции:
• мягкие кровли;
• световые фонари (светопрозрачные конструкции);
• балконы;
• водосточные трубы;
• трубопроводы (внутренние и наружные);
• подвалы;
• спецпомещения с повышенной влажностью (цеха, бассейны, бани, душевые, туалеты и пр.);
• подземные и гидротехнические сооружения и конструкции (смот-ровые и транспортные галереи, подземные переходы и гаражи, дренажные штольни, канализационные коллекторы, очистные сооружения, насосные станции, водозаборы, технологические бассейны и пр.);
• водоводы и водостоки.
Каждое из этих сооружений отличается и типовыми, и индивидуальными особенностями среды, в которой они эксплуатируются, эксплуатационными нагрузками и наборами дефектов, которые возникли за весь период строительства и эксплуатации. Здесь следует упомянуть дефекты изысканий, дефекты проекта, дефекты строительства и дефекты эксплуатации, каждый из которых в силу своей субъективной и объективной природы не может быть хоть сколько-нибудь надежно спрогнозирован и учтен в общем виде при разработке концепции гидроизоляции. И здесь мы снова приходим к необходимости предварительного (а еще лучше регулярного) проведения подробных обследований состояния конструкций, их узлов и материалов.
Основные разновидности применяемых в настоящее время гидроизоляционных материалов (по виду основного вяжущего компонента):
• асфальтно-битумные;
• цементные;
• полимерные;
• бентонитовые.
Эти материалы используются в качестве гидроизоляции как в чистом виде, так и в виде смесей и добавок, как в виде готовых изделий, так и в виде полуфабрикатов, требующих дальнейшей переработки в рамках отдельных технологических циклов.
По механизму действия и восприятия статических, динамических и гидравлических, постоянных и временных нагрузок они подразделяются на пленочные, проникающие (кристаллизующиеся, полимеризующиеся и твердеющие) и монолитные (сплошные и шовные).
Основные технологии, применяющиеся при гидроизоляции:
• обмазки и покрытия;
• инъекции;
• импрегнации и внутренние пропитки;
• наплавления;
• принудительное осушение;
• дренирование (внутреннее и наружное);
• управление климатом.
Еще раз считаю необходимым подчеркнуть: каждый конкретный гидроизоляционный материал проявляет свои наилучшие качества и потенциальные возможности только в определенных условиях, которые задают рамки и особенности конкретных элементов известных технологий, и это неразрывное единство теоретически в комплексе призвано обеспечить более высокие показатели соотношения качество/цена по сравнению с уже известными конкурирующими системами. При этом, как всегда бывает в любом человеческом сообществе, возникают модные гидроизоляционные системы, применяются объективно недостаточно оправданные, но коммерчески выгодные корректировки свойств и технических характеристик.

Дата: 12.11.2003
Н. И. ШЕВЧЕНКО, к. т. н., зав. отд. воссоздания каналов и фортификационных сооружений Государственного Русского музея, член Восточно-Европейского Союза экспертов
"СтройПРОФИль" №6
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!