1 стр. из 1
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО С. МАСЛОВА
Уважаемые дамы и господа! Разрешите вкратце представить нашу компанию — ОАО «Акционерная компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов «Транснефтепродукт». Компания образована в соответствии с указом президента РФ и постановлением правительства России от 30 августа 1993г. N871 в форме АООТ. Мы осуществляем транспортировку светлых нефтепродуктов по системе магистральных и распределительных трубопроводов внутри страны и на экспорт от 16 нефтеперерабатывающих заводов России и Белоруссии, оказываем услуги по хранению и наливу нефтепродуктов в железнодорожный, морской и автомобильный транспорт, занимаемся вопросами развития нефтепродуктопроводного транспорта, координируем решение прикладных научно-технических задач.
Текущий год является для компании юбилейным — 30 августа нам исполняется 10 лет. Это десятилетие можно условно разделить на несколько этапов: период становления компании, период стабилизации и, наконец, нынешний период, когда компания, начиная с 2001г., решительно ускоряет темпы своего развития в соответствии с требованиями времени. Внедрение новой техники и технологий, современных корпоративных методов управления, усиление интеграции и финансового контроля и то, что в последние два года объемы инвестиций, направленных на реконструкцию, капитальный ремонт и техническое перевооружение, возросли в несколько раз, позволили компании, по оценке членов совета директоров, стать одной из самых динамично развивающихся в отрасли. В целом за десятилетие значительно увеличилась загрузка магистральных нефтепродуктопроводов, общий объем транспорта нефтепродуктов по нашей системе вырос более чем на 45%. За 2002г. компанией перекачан рекордный объем светлых нефтепродуктов — около 26 млн т, в том числе около 10 млн т — на региональные рынки России и более 16 млн т — на экспорт.
Протяженность сети нефтепродуктопроводов увеличится до 23 тыс. км. Пропускная способность возрастет до 30-40 млн т нефтепродуктов в год после проведения работ по новым проектам и внедрения в систему компании Северного и Южного проекта. Главная цель компании на ближайшие годы — вывести трубопроводные магистрали на побережья Балтийского и Черного морей. Решение этой задачи позволит снизить до минимума зависимость российского экспорта от сопредельных стран, послужит развитию экономической инфраструктуры государства и укреплению обороноспособности России. В настоящее время завершаются проектные и подготовительные работы по нефтепродуктопроводу Кстово — Ярославль — Кириши — Приморск. В самом ближайшем будущем начнется практическая реализация проекта. Затем мы планируем приступить к строительству экспортного магистрального нефтепродуктопровода и в южном направлении — Сызрань — Саратов — Волгоград — Новороссийск. Знаменательным событием в жизни компании стали прошедшие в июле совместные специальные учения с соединениями и частями тыла Вооруженных сил РФ. Подобные учения проводились впервые за последние 15 лет. Вопросам обороноспособности и обеспечения безопасности страны предприятия, имеющие стратегическое значение, обязаны уделять первостепенное внимание. Именно к таким предприятиям, в соответствии с постановлением правительства, относится и АК «Транснефтепродукт». В современных условиях доставка топлива для обеспечения потребностей вооруженных сил имеет особое значение. Это необходимое условие успешного выполнения боевых задач. Вот почему в учениях приняли личное участие высшие руководители Вооруженных сил РФ и АК «Транснефтепродукт», а об их результатах было доложено президенту РФ Владимиру Путину. Пользуясь предоставленной мне возможностью обращения к широкой аудитории, хочу от всей души поздравить коллектив компании с предстоящим юбилеем, пожелать всем трубопроводчикам, настоящим профессионалам своего дела, успехов работе, а нашим ветеранам — здоровья и благополучия! С уверенностью могу заверить всех, что и в дальнейшем компания будет динамично двигаться вперед к намеченным стратегическим целям на благо Отечества.
— Назовите примерные сроки начала реализации проекта «Север». Возможно ли участие в проекте других компаний?
— Мы рассматривали и рассматриваем сейчас участие и других компаний, в том числе нефтяных. Также мы эти проекты обсуждали и с компанией «Транснефть», потому что она ближе нам по духу, это родственная компания. Плюс многие трубопроводы у нас проходят практически в одном коридоре, поэтому при совместном строительстве или участии в проектах с компанией «Транснефть» можно было бы решить много совместных вопросов как по охране, так и по обеспечению связи, что могло бы в конечном итоге удешевить этот проект. При всем при этом мы рассматриваем и другие компании и готовы рассматривать и другие институты.
— Назовите новые приоритетные проекты компании на ближайшее время.
— Хорошо, я уже в предыдущем вопросе говорил о них, но повторюсь. Это северный проект, с которым мы выходим на Приморск. Протяженность проекта — 1 тыс. 300 км. Проектная мощность этого трубопровода намечена 24 млн тонн. Первая очередь Кириши — Приморск даст нам возможность транспортировать и перекачивать до 10 млн тонн нефтепродуктов. Следующий проект — это южное направление, компания планирует выйти в южном направлении до Новороссийска, соответственно этот трубопровод будет немножко по протяженности более длинный и составит 1523 км. Также компания ведет проекты — это Андреевка — Черкассы (Уфа) — Субханкулово — Альметьевск — Кстово, это даст возможность омскому, уфимскому и салаватскому заводам перекачивать свои нефтепродукты в северном направлении, потому что система трубопроводов была построена таким образом, что сейчас чисто технически они могут вести перекачку только в западных направлениях. Мы поставляем их нефтепродукты только в направлении или Вентспилса, или наливных пунктов Брянск, Никольское, Венгрия. Также компания ведет реконструкцию трубопроводов Никольское — Стальной конь «8Н», которая даст возможность увеличить пропускную способность с 7 млн до 9 млн тонн. Это мы говорим о западном направлении, чтобы можно было транспортировать нефтепродукты на Венгрию, Польшу, Словакию, это основные проекты в ближайшее время.
— Когда будет готово обоснование инвестиций проекта строительства нефтепродуктопровода Сызрань — Саратов — Волгоград — Новороссийск? Какова примерная стоимость этого проекта?
— Этот проект является одним из приоритетных крупных проектов компании. В настоящее время готовится пока задание проектному институту на обоснование инвестиций, поэтому сейчас называть какие-то конкретные сроки начала проекта и конкретные цифры по проекту пока рановато. Стоимость проекта пока очень-очень примерна — в районе 1 млрд 300 млн долл. — 1 млрд 500 млн долл., но это очень и очень примерная цифра, поскольку сейчас нет обоснования инвестиций.
— Какой объем капвложений будет направлен в 2003г. на ремонт основных производственных мощностей компании?
— Содержание производственных мощностей компании осуществляется путем проведения работ по капитальному ремонту, строительству, реконструкции, техперевооружению и диагностике. В 2003г. планируется направить на капитальный ремонт основных фондов средства в сумме около 500 млн руб., на финансирование реконструкции и техперевооружение — более 4 млрд руб., на диагностику — свыше 120 млн руб. Таким образом общий объем финансовых вложений в поддержание наших основных производственных мощностей в рабочем состоянии составит около 5 млрд руб. финансирование работ по реконструкции в 2003г. осуществляется как за счет собственных средств компании, так и за счет привлеченных средств. В частности, на финансирование работ по реконструкции будут направлены средства, полученные от выпуска облигационного займа в сумме 1 млрд руб., и средства, привлеченные от ЕБРР, — 75 млн долл. Хочется отметить, если мы говорим о результатах работы компании за два года, то по сравнению с 2001г. финансирование программы компании по поддержанию основных производственных фондов увеличено более чем в 2,5 раза, это сравнивая 2001г. с 2002г. А плановые цифры 2003г. в пять раз превышают цифры 2001г. Нам также приятно отметить, что положительную динамику, которую я сейчас озвучила, также отметила в своем акте Счетная палата.
— Каков износ нефтепродуктопроводов, планируется ли их реконструкция и в какие сроки?
— Износ нефтепродуктопроводной сети компании составляет порядка 70%. Средний возраст трубопроводов — свыше 26 лет при нормативе 33 года. Поддержание трубопроводов в рабочем состоянии требует проведения постоянных работ по капитальному строительству и ремонту, реконструкции и техперевооружению, диагностике. В 2002г. на эти цели было направлено почти 4 млрд руб. Из них на реконструкцию — 1 млрд 403 млн руб., на капитальный ремонт основных средств — 494 млн руб., на диагностику — 64 млн руб. Обследовано свыше 3600 км линейной части трубопроводов и 169 резервуаров общей емкостью 846 тыс. куб. м. Принятые компанией меры позволили завершить 2002г. без аварий. В 2001г. их было 5, а в 2000г. — 8. Подобные работы осуществляются в соответствии со специальными программами, принятыми в компании, в частности программой мероприятий по повышению надежности, экологической безопасности, сокращению аварийности магистральных нефтепродуктопроводов и усилению инвестиционной активности на объектах ОАО «АК «Транснефтепродукт» на 2001-2003гг. В 2003г. предусмотрено более чем двукратное повышение объема средств, направляемых на диагностику. Будет обследовано уже свыше 4100 км линейной части и 467 резервуаров общей емкостью 967 тыс. куб. м.
— Предусматривается ли замена резервуарного парка компании?
— Предусматривается плановая замена резервуарного парка, в частности мы уже такие работы начали проводить. Построены четыре новых резервуара на ЛПДС «Володарское». Они построены по самым современным и новым технологиям. На сегодняшний день нам новые технологии позволяют строить резервуарный парк на тех же площадях, только увеличивать объем резервуарного парка, то есть если стояли 5-тысячники, нам территория позволяет ставить на этих местах 7,5-8 тыс. кубов. При всем при этом соблюдая все и противопожарные нормы, и экологические требования. Сейчас те резервуары, которые мы поставили на Володарское, отвечают всем европейским стандартам по экологии, по пожаротушению, по всему.
— Какова доля компании в целом на рынке транспортных услуг по перекачке нефтепродуктов? Планируется ли ее увеличение?
— Если смотреть в процентном соотношении, то хотя наша компания и входит в состав естественных монополий, мы в процентном отношении по транспортировке нефтепродуктов занимаем нишу примерно в 23%. По железной дороге перевозится до 71%. Нам, конечно, хотелось бы переломить эту ситуацию и увеличить нашу долю на рынке транспортных услуг, довести ее хотя бы до 50 — 60%, чтобы мы чувствовали себя монополистом. Компания над этим работает, и те проекты, которые мы уже озвучили, тому подтверждение, они дадут нам возможность увеличить объем транспортировки и выйти на это процентное соотношение.
— Не планирует ли «Транснефтепродукт» интегрировать трубопроводную систему с аналогичными в Европе?
— Мы рассматривали зарубежные проекты и сейчас продолжаем рассматривать, но сталкиваемся с такими трудностями, которые не то что непреодолимы, но заставляют компанию тратить времени больше, чем хотелось бы. В частности, наш трубопровод выходит к польской границе, практически до польской территории 7 км, и чтобы уйти трубопроводу на польскую территорию и пройти до наливных пунктов, надо провести трубопровод 26 км. По размерам компании это небольшой участок, который можно сделать и ввести в кратчайшее время. Но мы столкнулись с такими вещами, что, допустим, на 26 км польской территории оказалось свыше 10 тыс. собственников, то есть это маленькие фермы, предприниматели, предприятия, там уже частная земля, и, соответственно, такие вещи затрудняют прохождение трубопровода и ведут к удорожанию проекта. Но при всем этом, конечно, у компании есть желание выйти как на польскую территорию, так и на Словакию и увеличить объем транспортировки по направлению Венгрии.
Вы знаете, как я уже говорил, нам, конечно, хотелось бы объединиться с европейской системой и перекачивать нефтепродукты на территорию Польши, Словакии, Венгрии. С венгерской системой мы уже интегрированы и поэтому ведем полностью перекачку нефтепродуктов на венгерскую территорию для венгерских заводов. В частности, «ЮКОС» ведет поставки туда и дизельного топлива, и прямогонного бензина. Конечно же, хотелось бы такие перекачки производить и по территории Польши, и по территории Словакии. С нашей стороны такие возможности есть. Я не хочу повторяться, просто мы столкнулись с тем, что сейчас и в Польше, и в Словакии уже частные земли, поэтому на небольших участках мы иногда сталкиваемся с огромным количеством собственников.
— Когда объем транспортировки нефтепродуктов достигнет максимальной проектной мощности? По каким направлениям компания намерена увеличивать пропускную способность трубопроводов?
Прежде всего, как я уже сказал, компания наметила — это основной наш проект — это Север, то есть выход трубопроводов в Приморск и доведение этого проекта до 24 млн тонн. Это основной проект, который даст возможность нам уйти от зависимости с сопредельными государствами и возможность нефтяным компаниям сразу же производить отгрузку в морские терминалы своих нефтепродуктов.
— Что Вы можете сказать о несанкционированном отборе нефтепродуктов: не секрет, что такое происходит по всей стране. Какие меры принимаются для ликвидации этого явления?
— Для нашей компании это очень больной вопрос, потому что именно наши трубопроводы больше остальных подвержены таким вещам, как криминальные врезки, потому что на нефтяные трубопроводы посягают очень редко, и то, мне кажется, потому что их путают с нашей трубой. Поэтому я даже заставил писать на нашей трубе «нефть», чтобы не трогали и не сверлили. Но при этом в целом по компании выявлено 438 криминальных врезок, что на 21,5% меньше по сравнению с 2001г. В том числе на территории России выявлена 291 врезка, в странах СНГ — 147 врезок. Потери нефтепродуктов от криминальных врезок по сравнению с 2001 г. уменьшились на 68%. Совет директоров компании принял решение о создании своей собственной службы безопасности, которая непосредственно занимается криминальными врезками, и благодаря успешной работе нашей службы безопасности и доведению уголовных дел до суда, сократились хищения на наших трубопроводах. Раньше было довольно сложно довести уголовные дела до суда. Наши обходчики ловили нарушителей, сдавали их в милицию, но доказать их вину было сложно, и практически одного и того же человека с промежутками в неделю — полторы мы ловили снова и снова. Поэтому сейчас службой безопасности устраиваются засады, оперативные съемки, полный пакет доказательств криминальных врезок, и как результат сокращение этих врезок и сокращение потери нефтепродуктов. Самый сложный регион для нас — Западная Украина. Там трубопроводы проходят по Закарпатью, и очень сложно принимать какие-то меры, потому что часто отсутствуют даже опорные пункты милиции, которые следят за сохранностью трубопроводов. Там, конечно, у нас большие проблемы.
Дата: 12.11.2003
По материалам пресс-службы ОАО «АК Транснефтепродукт»
"Федеральный строительный рынок" №6
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!